воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Евгений Винокуров




     Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993) – русский советский поэт, автор песен, публицист, переводчик.
   Родился в Брянске в семье военного, учился в артиллерийском училище. Стихи свои начал печатать с 1948 г. В 1951 г. окончил Литературный институт имени А.М.Горького. Тогда же вышла первая его книга («Стихи о долге»). После этого вышло еще множество сборников Винокурова («Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» (1960), «Характеры» (1965), «Ритм» (1966), «Зрелища» (1968), «Метафоры» (1972), «Сережка с Малой Бронной» (1974), «Контрасты» (1975), «Дом и мир» (1977), «Жребий» (1978), «Бытие» (1982), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989) и другие). Винокуров был одним из руководителей поэтического отдела журнала «Октябрь», способствовал «раскрытию» Б.Ахмадулиной, Б.Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н.Заболоцкого и Я.Смелякова. С 1971 по 1987 гг. он заведовал отделом поэзии журнала «Новый мир». Некоторое время он вел популярный поэтический семинар в Литературном институте. Скончался поэт и публицист в Москве.
    Винокуров в своем творчестве делал акцент на нравственных вопросах, на духовном развитии человека и постижении психологических глубин человеческой личности. Несмотря на столь высокие творческие темы, слог поэта ясен, красив и музыкален, благодаря чему его произведения всегда пользовались успехом у читателей. Поиски и сомнения – основа его философской лирики, в этом плане он является продолжателем традиций, заложенных Баратынским и Тютчевым. Не случайно именно Винокуров был редактором антологии «Русская поэзия XIX века». Помимо этого, поэт являлся автором литературных статей о роли и влиянии поэзии, особенно в период развития научной мысли и технического прогресса.


Москвичи

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой. 
                                (1953)


*** 
Мне грозный ангел лиры не вручал,
рукоположен не был я в пророки,
я робок был, и из других начал
моей подспудной музыки истоки.

Больной лежал я в поле на войне
под тяжестью сугробного покрова.
Рыдание, пришедшее ко мне -
вот первый повод к появленью слова.

И не внимал я голосу творца,
но чувствую, что оставляет сила -
кровь отошла нежданно от лица
и к сердцу на мгновенье подступила.

И жалобы моей полночный крик
средь тишины, заполнившей траншею,
был беззащитен, но и был велик
одною лишь истошностью своею.

И был тогда, признаюсь, ни при чём,
когда больной дышал я еле-еле,
тот страшный ангел с огненным мечом,
десницей указующий на цели.
                                                           (1962)

*** 
Простите мне, стихи, что я кормился вами.
За вас, мои стихи, что я провыл нутром,
буханку рижского я брал в универсаме,
и соли полкило имел я за надлом.

Простите мне, стихи, но часто пачку чая
я за свою тоску приобретал.
Издательский кассир, меня не замечая,
презренный мне отсчитывал металл...

Простите мне, стихи. Хозяйственного мыла
я приобрёл и леденцов на вес
за вас, пришедшие мне из другого мира,
ниспосланные мне, так, ни за что, с небес.
                                                                        (1982)

***
Как всё же странны многие собратья!..
По будням, да и в выходные дни,
сутулясь, как под тяжестью проклятья,
сидят за лампой в комнате они...

Но ничего ведь нет на свете проще:
рабочею рукой развеять муть!
И посреди затрепетавшей рощи
вдруг полной грудью медленно вздохнуть!

И посреди июльского покоя
вступить в заколосившуюся рожь...
И ласточка вдруг сообщит такое,
чего вовек за лампой не найдёшь... 
                                                  (1987)

Поэт похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Фото с сайта http://moscow-tombs.narod.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий