вторник, 30 апреля 2013 г.

Сергей Городецкий


    
    Городецкий Сергей Митрофанович (1884 – 1967) - русский поэт, прозаик, драматург, критик, публицист и художник.
    Родился в Санкт-Петербурге в семье писателя-этнографа. Домашняя обстановка способствовала тому, что Сергей с ранних лет увлекался живописью и стихотворчеством. С 1902 г. он был студентом историко-филологический факультет Петербургского университета, однако курса не окончил. Тогда же сблизился с А.Блоком, который способствовал избранию Сергеем литературного поприща.

     Городецкий как поэт «серебряного века» выработал свой особый стиль – сочетание символистских  образов и фольклорных традиций, древнеславянских страстей. «Всё свободное время я проводил в народе, на свадьбах и похоронах, в хороводах, в играх детей. Увлекаясь фольклором ещё в университете, я жадно впитывал язык, синтаксис и мелодии народных песен. Отсюда и родилась моя первая книга «Ярь», - писал Городецкий. Молодой поэт участвовал в крестьянских играх, записывал песни, поверья, которые и легли в основу его стихотворных сборников 1906-1907 гг. («Ярь», «Перун», «Дикая воля»), высоко оцененных современниками – Блоком, Брюсовым, В.Ивановым и др. Жажда «большой, здоровой поэзии» и «искание мировой гармонии» бросали Городецкого из одного направления в другое – порвав с символистами, он вместе с Н.Гумилевым стал в 1911 г. одним из основателей «Цеха поэтов» и идейным вдохновителем (также наряду с Гумилевым) нового направления в отечественной поэзии – акмеизма. 
Н.Гумилев и С.Городецкий
    В основе акмеизма, в противовес символизму,  лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни; новое направление ставило во главу угла внимание к формам вещей и стихов, гармонию в мире и в поэзии, интерес к деталям, быту, вещи. «Деятельное любование миром», учитывая при этом ясность и четкость поэтической мысли — цель, которую ставил перед собой Городецкий. Один из его лучших акмеистских сборников – «Цветущий посох». В дальнейшем Городецкий активно поддерживал «новокрестьянских» поэтов (Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, С.А. Есенина), создав для них специальную литературную группу «Страда»; выступает с критическими статьями о творчестве Никитина, Блока, Есенина, а также о задачах акмеизма. В 1916 г. Городецкий отправился из Петрограда на Кавказский фронт как корреспондент газеты «Русское слово». Там его застала Октябрьская революция. В дальнейшем он занимался литературной деятельностью на Кавказе – в Баку и Тифлисе, где создал новый «Цех поэтов». С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 г. работал в Театре Революции, затем до 1932 г. — в литературном отделе газеты «Известия». В те годы вышло несколько его сборников - «Серп» (1921), «Миролом» (1923), «Из тьмы к свету» (1926), «Грань» (1929). Поэт был организатором теперь уже московского «Цеха поэтов», куда входили П.Антокольский, В.Инбер, И.Сельвинский и другие; активно работал как переводчик, писал оперные либретто. Военно-патриотической тематикой отличаются стихотворения Городецкого периода Великой Отечественной войны, изданные в Ташкенте в 1942 г. Последние годы писал он немного, в основном это были прозаические и поэтические воспоминания о былом, философское осмысление прожитой им жизни.

И.Е.Репин. "Портрет С.М.Городецкого с женой".






ПИСЬМА С ФРОНТА 
                                                                             А. А. Городецкой

1
Прости меня, когда я грешен,
Когда преступен пред тобой,
Утешь, когда я безутешен,
Согрей улыбкой молодой.

О счастье пой, когда служу я
Твоей волшебной красоте.
В раю кружись со мной, ликуя,
И бедствуй вместе в нищете.

Делись со мной огнём и кровью,
Мечтой, и горем, и трудом.
Одной мы скованы любовью
И под одним крестом идём.

Одна звезда над нами светит,
И наши сплетены пути.
Одной тебе на целом свете
Могу я вымолвить: «Прости!»
                                 (26 января 1916)

2
О тебе, о тебе, о тебе
Я тоскую, моё ликованье.
Самой страшной отдамся судьбе,
Только б ты позабыла страданье.

Плачет небо слезами тоски,
Звон дождя по садам пролетает.
С яблонь снегом текут лепестки.
Скорбь моя, как огонь, вырастает.

Вот она охватила сады
И зарю у озёр погасила,
Оборвала лучи у звёзды,
У вечерней звезды белокрылой.

Ало-чёрным огнём озарён,
Страшен свод. Но, смеясь и сияя,
В высоте, как спасительный сон,
Ты стоишь надо мной, дорогая.

Я к тебе из томленья, из тьмы
Простираю безумные руки.
О, когда же увидимся мы
И сольёмся, как в пении звуки?
                                                  (6 мая 1916)

 
КРУЧИНА

Не круши меня, кручина!
Мне еще немало жить.
Ходит черная година,
Оттого ли мне тужить?

Ведь всё так же солнце светит,
Так же дети видят сны.
И земля всё так же встретит
Песни первые весны.

Осень пестрая подходит,
Потемнели тополя.
И туман уж хороводит
В опустыневших полях.

Только я уж не любуюсь
Той осенней милой мглой,
Поневоле повинуясь
Тьме могилы нежилой.

Так любуйся ты одна там,
Затаивши глубь души,
По кустам ходи лохматым,
Лесом скорбь свою глуши.

Примечай там все красоты,
Ничего не упусти!
Лесу выдай все заботы
С тучей листьев унести.

И борись с тоской-кручиной,
Как и я борюсь тут с ней,
Чтобы волею единой
Сердце полнилось вольней.
                                                  (24 августа 1907)

 
С.Есенин и С.Городецкий

РУСЬ

Медведя на цепи водила,
Сама сидела на цепи
И в голову себе гвоздила
Одно проклятое: «Терпи!»

Гнила в пещерах и колодах,
Крутила мощи, в срубах жглась,
И род от рода, год от года
Терпела темноту и грязь.

Мечтая о небесном рае,
В смердящем ужилась гробу.
В бунтах бессмысленных сгорая,
Бояр носила на горбу.

Петлю затягивая туже,
Сама тащилась на убой
И бубенцом цветистых дужек
Бранилась с горькою судьбой.

А всё, что было молодого
И дерзкого - огонь мирской, -
В срамное всучивала слово,
Душила пьяною тоской.

О, ведь и я любил так слепо
Колоколов вечерний звон,
Монастыря седую крепость,
Черницы поясной поклон!

И ладан сказок несуразных,
И тлен непротивленья злу,
И пенье нищих безобразных,
И сон угодника в углу.

Как много сил дубовых прахом
Распалось, высохло в труху:
Довольно кланялись мы плахам,
Иконостасу и греху!

Пусть кровью мы сдираем ветошь,
Но мы сдерём её с себя!
В алмаз густеют искры света,
Стекляшку молоты дробят.

Пусть грузен труд, и взмахи грубы,
И в песнях славы слышен вой -
Живое ставит жизни срубы,
В могилу валит, что мертво.

В провалах страшного распада
Восстали вихри новых звёзд.
Ушедшая под землю падаль
Пророчит богатырский рост.

Раздвинуты границы мира,
Былое небылью ушло,
О, ведь и мне жилось так сиро, -
Теперь так буйно и светло!
                                                     (1921)

***
Послушай море:
Услышишь сердце
Глубин морских.

Послушай сердце:

Услышишь море
Страстей людских.



Поэт скончался в г. Обнинске. Похоронен в Москве на Ваганьковском  кладбище (фото с сайта "Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь" - http://www.m-necropol.ru/)



Комментариев нет:

Отправить комментарий