среда, 17 апреля 2013 г.

Иван Савин




    Савин Иван Иванович (1899-1927) – русский поэт, писатель, журналист, участник Белого движения, видный представитель творческой интеллигенции первой волны эмиграции.
    Его настоящая фамилия – Саволаин, предки Ивана по отцу имели финские корни. Его детство и юность прошли в г. Зенькове Полтавской губернии. После окончания гимназии он увлекся спортом – верховой ездой и метанием копья. 1919 - 1921 гг. воевал в рядах белгородских улан на Дону, Кубани и в Крыму. Четыре его брата-белогвардейца погибли во время гражданской войны: двое были убиты в боях, двое расстреляны в Крыму. Сам Иван Савин, будучи в лазарете, был взят в плен красноармейцами. Затем, бежав из плена и приехав в Петроград, он с отцом, благодаря их финскому происхождению, смогли уехать в Финляндию. Там Иван работал на заводе, однако вскоре его захватила литературная деятельность. Он печатал заметки, статьи и стихи в русских изданиях — «Сегодня», «Русские вести», «Руль», «Новое время», став через некоторое время одним из самых заметных поэтов-эмигрантов. Поэзия и проза Савина во многом автобиографичны и объединены темой любви к дореволюционной России: битвой за нее, потерей ее и тоской по ней на чужбине. «Поэтом Белой мечты» называли Савина критики. В 1926 г. в Белграде вышел его единственный прижизненный сборник стихов - «Ладонка».
   Его стихи – лишенные новаторских форм, но удивительно душевные, ностальгические и исповедальные, высоко ценили Куприн и Бунин, видевшие в них неповторимые черты. И.Е.Репин хотел написать портрет поэта, но не успел осуществить задуманное – 27-летний Савин скончался от заражения крови после неудачной операции по удалению аппендицита. Россия в очередной раз лишилась молодого и талантливого «певца духа», умершего в расцвете творческих сил и посвятившего себя своей стране, ставшей для него такой далекой в соседней Финляндии…



НОВЫЙ ГОД

Никакие метели не в силах
Опрокинуть трехцветных лампад,
Что зажег я на дальних могилах,
Совершая прощальный обряд.
Не заставят бичи никакие,
Никакая бездонная мгла
Ни сказать, ни шепнуть, что Россия
В пытках вражьих сгорела дотла.
Исходив по ненастным дорогам
Всю бескрайнюю землю мою,
Я не верю смертельным тревогам,
Похоронных псалмов не пою.
В городах, ураганами смятых,
В пепелищах разрушенных сел
Столько сил, столько всходов богатых,
Столько тайной я жизни нашел.
И такой неустанною верой
Обожгла меня пленная Русь,
Что я к Вашей унылости серой
Никогда, никогда не склонюсь!
Никогда примирения плесень
Не заржавит призыва во мне,
Не забуду победных я песен,
Потому что в любимой стране,
Задыхаясь в темничных оградах,
Я прочел, я не мог не прочесть
Даже в детских прощающих взглядах
Грозовую, недетскую месть.
Вот зачем в эту полную тайны
Новогоднюю ночь, я чужой
И далекий для вас, и случайный,
Говорю Вам: крепитись! Домой
Мы поидем! Мы придем и увидим
Белый день. Мы полюбим, простим
Все, что горестно мы ненавидим,
Все, что в мертвой улыбке храним.
Вот зачем, задыхаясь в оградах
Непушистых, нерусских снегов,
Я сегодня в трехцветных лампадах
Зажигаю грядущую новь.
Вот зачем я не верю, а знаю,
Что не надо ни слез, ни забот.
Что нас к нежно любимому Краю
Новый год по цветам поведет!


*** 
Я - Иван, не помнящий родства,
Господом поставленный в дозоре.
У меня на ветреном просторе
Изошла в моленьях голова.

Все пою, пою. В немолчном хоре
Мечутся набатные слова:
Ты ли, Русь бессмертная, мертва?
Нам ли сгинуть в чужеземном море!?

У меня на посохе - сова
С огневым пророчеством во взоре:
Грозовыми окликами вскоре
Загудит родимая трава.

О земле, восставшей в лютом горе,
Грянет колокольная молва.
Стяг державный богатырь-Бова
Развернет на русском косогоре.

И пойдет былинная Москва,
В древнем Мономаховом уборе,
Ко святой заутрене, в дозоре
Странников, не помнящих родства.


ГАЛЛИПОЛИ

Когда палящий день остынет
И солнце упадет на дно,
Когда с ночного неба хлынет
Густое, лунное вино,

Я выйду к морю полночь встретить,
Бродить у смуглых берегов,
Береговые камни метить
Иероглифами стихов.

Маяк над городом усталым
Откроет круглые глаза,
Зеленый свет сбежит по скалам,
Как изумрудная слеза.

И брызнет полночь синей тишью.
И заструится млечный мост...
Я сердце маленькое вышью
Большими крестиками звезд.

И, опьяненный бредом лунным,
Ее сиреневым вином,
Ударю по забытым струнам
Забытым сердцем, как смычком...


Русская армия в Галлиполи (Турция) после звакуации из Крыма.

Иван Савин похоронен на православном кладбище в Хельсинки (в районе Хиетаниеми).


Комментариев нет:

Отправить комментарий