четверг, 25 апреля 2013 г.

Александр Полежаев




     Полежаев Александр Иванович (1804 – 1838) – русский поэт, один из лучших представителей «гражданского» направления в отечественной поэзии.
     Будущий поэт родился в селе Покрышкино Пензенской губернии (ныне Ромодановский район Мордовии). Его отцом был богатый помещик Л.Н.Струйский, матерью – крепостная девушка, которая, получив после рождения сына вольную, была выдана замуж за саранского купца И.И.Полежаева. Его мать рано скончалась, отчим пропал без вести, поэтому мальчика забрали из Саранска в имение настоящего отца. Леонтий Николаевич очень любил сына, однако жизнь вел разгульную и жестокую по отношению к крепостным. Поэтому с детства Александр жил одновременно в двух мирах – барском и дворовом; кутежи и сквернословия были присущи ему на протяжении всей жизни. Судьба отца Полежаева сложилась трагически – за убийство крепостного он был сослан в Сибирь на поселение, где умер через несколько лет...
     В юности в течение 5 лет Александр учился в модном московском пансионе Визара, затем поступил в Московский университет. Главное московское учебное заведение находилось тогда в состоянии упадка, преподавание велось плохо, поэтому пламенный юноша вместе с друзьями-студентами жил сплошными «пирушками», понятие свободы для него в данный период, как подмечает ряд исследователей, отождествлялось со «своеволием», с отказом от общепризнанных нравственных норм. Разгульные студенческие похождения и попойки изображены в его наиболее известном произведении – автобиографической поэме «Сашка». Шуточная поэма, имевшая в себе и несколько «язвительных» поэтических нот, очутилась в руках императора Николая Павловича, прибывшего в Москву на коронацию. Как отмечал один из историков, «приехав в Университет на дрожках и узнанный только сторожем, отставным гвардейским солдатом, государь прошел прямо в студенческие комнаты и под одним тюфяком нашел тетрадь с Полежаевской поэмой». Герцен рассказывал со слов самого Полежаева, что поэта привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и царь заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. Император, по словам Полежаева, предложил ему: «Я тебе даю возможность военной службой очиститься». В 1826 г. Александра отдали в унтер-офицеры в Бутырский пехотный полк по личному распоряжению царя. Поэт пробовал бежать из полка, однако затея не удалась. Его разжаловали в солдаты и лишили личного дворянства. В 1829 г. Полежаев был переведен в Московский полк, в составе которого воевал в 1829-1833 гг. на Кавказе против мюридов, исламских религиозных фанатиков. В 1831 г., за отличие в делах против чеченцев, он вновь был произведен в унтер-офицеры.
     По возвращении с Кавказа в Москву в 1833 г. Полежаев познакомился с Герценом и Белинским. В 1834 г. он гостил в имении генерала Бибикова Ильинское, где в него влюбилась дочь генерала и написала акварелью его портрет. Позднее, в воспоминаниях она отмечала: «А.И.Полежаев не был хорош собой. Роста он был не высокого, черты лица его были неправильны; но вся наружность его, с виду некрасивая, могла в одно мгновение осветиться, преобразиться от одного взгляда его чудных, искрометных, больших черных глаз». Последние годы жизни поэта были омрачены пристрастием к вину…После того, как он в очередной раз сбежал из полка, пропив амуницию, его разыскали и безжалостно наказали розгами. Ослабленный физическим наказанием Александр Полежаев заболел чахоткой и в сентябре 1837 г. был помещен в Лефортовский военный госпиталь, где и скончался через несколько месяцев. Похоронен он был на московском Семёновском кладбище (могила не сохранилась).
     Несмотря на противоречивую натуру, Полежаев был одним из наиболее одаренных стихотворцев своего времени. Его поэзия мрачна и вольнолюбива, как и его судьба. Оторванный от общества, неоднократно ожидавший приговора в тюрьме, он выражал в своей лирике протест против деспотизма, надежду на справедливость, но вместе с тем осознавал свое бессилие и обреченность. Его стихи поражают энергией чувств, благодаря кавказским мотивам они ближе всего к лирике его младшего современника – М.Ю.Лермонтова.


 ТАБАК

Курись, табак мой! Вылетай
   Из трубки, дым приятный,
И облаками расстилай
   Свой запах ароматный!
Не столько персу мил кальян
   Или шербет душистый,
Сколь мил душе моей туман
   Твой лёгкий и волнистый!
Тиран лишил меня всего -
   И чести и свободы,
Но всё курю, назло его,
   Табак, как в прежни годы.
Курю и мыслю: как горит
   Табак мой в трубке жаркой,
Так и меня испепелит
   Рок пагубный и жалкой...
Курись же, вейся, вылетай
   Из трубки, дым приятный,
И, если можно, исчезай
   И жизнь с ним невозвратно!
                                             (1829)


 ЗВЕЗДА

Она взошла, моя звезда,
Моя Венера золотая;
Она блестит, как молодая
В уборе брачном красота!
Пустынник мира безотрадный,
С её таинственных лучей
Я не свожу моих очей
В тоске мучительной и хладной.
Моей бездейственной души
Не оживляя вдохновеньем,
Она небесным утешеньем
Её дарит в ночной тиши.
Какой-то силою волшебной
Она влечёт меня к себе,
И, перекорствуя судьбе,
Врачует грусть мечтой целебной!
Предавшись ей, я вижу вновь
Мои потерянные годы,
Дни счастья, дружбы и свободы,
И помню первую любовь.
                                               (1832)

 Два памятника Полежаеву можно увидеть в г. Саранске, столице Мордовии:
 



ЦЕПИ

Зачем игрой воображенья
Картины счастья рисовать,
Зачем душевные мученья
Тоской опасной растравлять?
Убитый роком своенравным,
Я вяну жертвою страстей
И угнетён ярмом бесславным
В цветущей юности моей!
Я зрел: надежды луч прощальный
Темнел и гаснул в небесах,
И факел смерти погребальный
С тех пор горит в моих очах!
Любовь к прекрасному, природа,
Младые девы и друзья
И ты, священная свобода,
Всё, всё погибло для меня!
Без чувства жизни, без желаний,
Как отвратительная тень,
Влачу я цепь моих страданий
И умираю ночь и день!
Порою огнь души унылой
Воспламеняется во мне,
С снедающей меня могилой
Борюсь, как будто бы во сне;
Стремлюсь, в жару ожесточенья,
Мои оковы раздробить
И жажду сладостного мщенья
Живою кровью утолить!
Уже рукой ожесточённой
Берусь за пагубную сталь,
Уже рассудок мой смущённый
Забыл и горе и печаль!..
Готов!.. Но цепь порабощенья
Гремит на скованных ногах,
И замирает сталь отмщенья
В холодных, трепетных руках!
Как раб испуганный, бездушный,
Тогда кляну свой жребий я
И вновь взираю равнодушно
На цепи [нового цар]я.
                                  (Между 1826 и 1828)


ЧЕТЫРЕ НАЦИИ

1
Британский лорд
Свободой горд -
Он гражданин,
Он верный сын
Родной земли.
Ни короли,
Ни происк пап
Кровавых лап
На смельчака
Исподтишка
Не занесут.
Как новый Брут -
Он носит меч,
Чтоб когти сечь.

2
Француз - дитя,
Он вам шутя
Разрушит трон
И даст закон;
Он царь и раб,
Могущ и слаб,
Самолюбив,
Нетерпелив.
Он быстр как взор
И пуст как вздор.
И удивит,
И насмешит.

3
Германец смел,
Но переспел
В котле ума;
Он как чума
Соседних стран,
Мертвецки пьян,
Сам в колпаке,
Нос в табаке,
Сидеть готов
Хоть пять веков
Над кучей книг,
Кусать язык
И проклинать
Отца и мать
Над парой строк
Халдейских числ,
Которых смысл
Понять не мог.

4
В России чтут
Царя и кнут;
В ней царь с кнутом,
Как поп с крестом:
Он им живёт,
И ест и пьёт.
А русаки
Как дураки,
Разиня рот,
Во весь народ
Кричат: «Ура!»
Нас бить пора!
Мы любим кнут!»
Зато и бьют
Их, как ослов,
Без дальних слов
И ночь и день,
Пока не лень:
Чем больше бьют,
Тем больше жнут,
Что вилы в бок,
То сена клок!
А без побой
Вся Русь хоть вой -
И упадёт,
И пропадёт.
                           (1827)

Памятник А.И.Полежаеву в г. Грозном Чеченской Республики - в этих местах поэт участвовав в боях в 1830-е гг.
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий