среда, 17 апреля 2013 г.

Размышлезис о войне и мире


"Внимая ужасам войны", или в поисках глобального мира
(записки гражданского пастора)


     Очередные сводки новостей…очередные войны – внутригосударственные, межгосударственные, миротворческие, такие, сякие, прочие…Всегда интересно: что движет людьми, которые во всех этих войнах активно участвуют? Есть ли в голове человека отдельная частица, которая ведет его в бой, убивать, добивать, бросаться на амбразуры с пафосными криками?...Вот у меня она по-видимому отсутствует.
       Неужели война может захватывать? В компьютерной игре, пожалуй, может – она вызывает азарт, желание быть дерзким и ловким. Но в реальности, осознавая, что в каждый момент тебя могут уничтожить или сделать калекой, могут застрелить твоего друга, стоящего рядом, ни один нормальный человек не может испытывать наслаждение. Разрушенные города, уничтоженные города, вдовы, сироты, крики, кровь, насилие…Кто за всем этим стоит?

    Сильные мира сего, которые разыгрывают в своем «международном преферансе» очередные страны и провинции. Разыгрывают ценой жизни одних и вечного горя и оплакивания других. Хотя есть конечно и исключения – в некоторых странах не нужно издавать декреты о войне, чтобы народ побежал с подручными средствами уничтожать «вражье племя». И количество срезанных голов станет поводом для их гордости и «отваги». Хотя и там вдовы плачут на могилах. Ну это видимо такая психология, пытаться в нее вникнуть – все равно что вникнуть в мыслительный процесс крокодила. Интересное, да уж больно сомнительное предприятие. Тут бы в тайны русской души вникнуть, не то что в тайны прочих, столь далеких народностей…

\

       Человек уникальное существо. Его мозг способен на самые невероятные открытия, и в то же время – на самые чудовищные поступки. Правда, некоторые индивиды серое вещество стараются особо не использовать – что приказали, то и делаю. Можно глубоко уважать человека за храбрость, силу и выносливость, но я никогда не пойму и не приму двух вещей – во-первых, как можно доставлять другому человеку, ничего тебе не сделавшему, боль и страдания, и во-вторых – как можно в мире, где творили Толстой, Пушкин, Моцарт, Рафаэль, Свиридов и прочие, жить тем, что беспрекословно и тупо делаешь то, что приказывает кто-то сверху, не задумываясь идти убивать или погибать «согласно приказа». Толпы солдат-роботов, гонимых корыстолюбцами, жаждущими власти, денег и завоеваний – они привели и приводят к разрушению того, что созидалось столетиями – и архитекторами, и художниками, и мыслителями. Почему государствам и сейчас тесно в своих территориях? Одни ходят еще больше власти и влияния, других мучают комплексы неполноценности, третьи бояться оказаться в изгоях и подстраиваются под «политическую конъюнктуру»... Расстановка флажков в кабинетах генштабов оборачивается трагедиями миллионов семей. Ссоры и раздоры между людьми это привычное явление. Но когда это обретает характер раздоров между державами, когда это переносится с локального на глобальный уровень – результатом «выяснения отношений» становятся миллионы сирот и инвалидов.


     «Война - первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны все цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и полезное уничтожается, все сладкое становится горьким», - писал в знаменитой «Жалобе мира» Эразм Роттердамский. Оттуда же – «Так, приводя бесчисленные доказательства, природа учит людей согласию и миру. Так она привлекает их к себе всевозможными соблазнами. Так она соединяет их множеством связей, так подчиняет их своей воле. И при всем этом какая-то адская злоба все же овладевает людьми. В их сердца вселяется всепожирающая, ненасытная страсть к кровопролитиям! Поверить, что люди, постоянно занятые бесплодными раздорами и войнами, наделены разумом, может только тот, кто привык к этим действиям настолько, что перестал им удивляться и видеть всю их пагубность. Наконец, люди нарушают порядок и спокойствие повсеместно, в мирских селениях и святых местах, всюду неся грабежи, кровь и разорение. И нет такого содружества или союза, которые были бы достаточно священны и чтимы, чтобы примирить и утихомирить тех, кто яростно устремляется друг на друга для взаимного уничтожения». Читая эти строки, невольно жалеешь, что родился не зверем-хищником. По крайней мере, они почти всегда держаться группами, могут рассчитывать на помощь племени в стычке с другими хищниками и рождаются с природным пониманием того, что зубы – единственное, благодаря чему смогут выжить. Человек рождается беззащитным, он по всей своей сущности тянется к счастью, гармонии, благополучию (во всяком случае, подавляющее большинство людей). Он не призван рождаться на свет с целью загрызть других в борьбе за выживание.

     Убийства из-за политических идей, религиозных убеждений, различных взглядов на жизнь…Внутренний непримиримый фанатизм доводит до того, что люди погружаются в хаос взрывов, выстрелов и кровопролития. Эволюцию истории человечества можно проследить отчетливее всего по различным вехам кровавых противостояний, чем некоторые ученые с успехом и занимаются. Античные войны сменились гонениями на христиан, их сжиганием на кострах. Средневековье стало свидетелем небывалых жестокостей со стороны уже самих христиан – служители Бога, отвечающие за духовную власть на земле, нередко уподоблялись диким зверям. В эпоху колониализма представители метрополий применяли насилие на покоренных территориях. В наше время определенные исламские группы проповедуют насилие и выступают за джихад. И это не говоря об извечных войнах между соседними государствами в различных уголках земного шара. Власть, ресурсы, племенные противоречия – что только ни является поводом к массовой резне, даже удивляешься изворотливости тщеславного и корыстного человеческого ума…

     Однако у медали всегда имеется и другая сторона.  Итальянский историк Манселли выступал на одном из научных конгрессов в Бухаресте со словами: «Всем известно, что мировая история наполнена множеством войн и конфликтов, но следует помнить, что в истории всегда были люди, которые думали о мире». На протяжении истории тема мира в основном была неразрывно связана с темой божественного милосердия. Некоторые религиозные течения, скажем, джайнизм в Индии, проповедовали «ненанесение вреда живому». Первые христиане отказывались от службы в римских войсках и были замучены. Различные религиозные группы и направления – стоики, катары, вальденсы, анабаптисты и прочие – противопоставляли себя официальной церкви и осуждали любые войны. А во второй половине XIX века стало набирать обороты одно из самых крупных общественно-политических движений современности – движение пацифистов.
      Пацифизма в той или иной его степени придерживались в разное время Марк Аврелий, Э.Роттердамский, Л.Толстой, М.Ганди, А.Эйнштейн, Э.М.Ремарк, Б.Рассел, М.Али, Б.Марли и прочие талантливые люди. Одни просто призывали отказаться от насилия, другие разрабатывали целые доктрины, стояли во главе крупных гуманистических движений. Пацифизм замечателен по своей мирной сути, однако воплощение этих идей на практике зачастую приводили к недопониманию не только властей, но и большой части общества.
     Нет, не плакаты и бороды, не хлесткие лозунги типа «Make love not war» (хотя более лаконичного и в то же время всеобъемлющего лозунга придумать сложно), не демонстрации в непонятных одеждах – не это есть стремление к миру. Самое важное – осознание ужасов войны, законодательное и духовное сопротивление ей всеми – от простых граждан до лидеров глобальных держав. Самым важным шагом на пути к прекращению кровопролития стала система ООН – неоднозначная, не всегда объективная, иногда конъюнктурная, но, как сказал бы Черчилль, лучшего пока все равно не изобрели.

     Любопытное занятие не только для философа, но и для психолога, и даже для психиатра – смотреть, как разумные и четкие идеи, выдвинутые блестящими мыслителями, радеющими о благе человечества, разбиваются о банальные человеческие пороки и нежелание думать о судьбе всех, а не только своей собственной. По всей видимости, наша планета – как одна большая семья, где есть властный отец, сердобольная и безвольная мать (мадам ООН), дети, подающие надежды и поощряемые подарками, и дети, нуждающиеся в хорошей порке. Правда на уровне семьи нет жертв, а вот если страна-отец начнет наказывать страну-сына, непослушного и надоевшего, то цинковые гробы и искалеченные трупы – единственный «вещественный» результат этого наказания.
    Или для создания общества взаимоуважения и нравственности нужна сила и воля? Каждой сильной стране – по ядерному арсеналу. И ликвидировать вооруженные силы, оставить только внутреннюю гвардию. Тогда нечем и некем будет воевать, разве что запустить ко всем чертям боеголовку. Но результат пуска очевиден и непоправим, поэтому придется вождям стран и народов договариваться и действительно «make love not war». Вариант? Пожалуй, запасной.
     Можно сколько угодно говорить о корейских ракетах, исламских радикальных группировках, миротворческих операциях (которые приводят только к тем же убийствам и распрям), но проблема все равно в головах и человеческой психологии.
     Пока те, кто в праве отправлять своих граждан в бой, не будут осознавать ужасы и потери, к которым война приведет, пока не станут принципиальными сторонниками мирных методов – ни одна организация, ни одно движение не помогут. Денег хватит на всех. И ресурсов, и территории – главное, умерить амбиции и осуществлять грамотное межгосударственное взаимодействие.



     Необходимо всегда оставаться людьми и осознавать ценность человеческой жизни. Война может быть оправдана только оборонительная или освободительная. А умышленная смерть – только по отношению к маньякам и насильникам. Все остальное приближает человека к зверю, опускает его на эволюционную ступень, в то время как он должен шагать только выше.
      Не стоит уподобляться зверям. Стоит искать в своей душе струны гармонии и милосердия. По крайней мере, на смертном одре будет за что себя уважать…

Спасибо за внимание! Искренне Ваш!

Великий утопист, видимо прирожденный

Павел Галандров (P.Galandroff)

Комментариев нет:

Отправить комментарий