Фет Афанасий Афанасьевич (1820 – 1892) – выдающийся русский
поэт, один из лучших мастеров в области пейзажной и любовной лирики в
отечественной поэзии. Многие стихи Фета являются популярными романсами
благодаря их необычайной внешней красоте и внутренней глубине. "Я пришел к
тебе с приветом рассказать, что солнце встало", "На заре ты ее не
буди", "Шепот, робкое дыханье", "Я тебе ничего не
скажу", "Тихая, звездная ночь" – одни из самых дорогих и близких
стихотворений для любого русского человека.
Биография этого гениального человека необычна, полна рядом
драматических событий, начавшихся еще даже до его рождения… 18 мая 1818 года в
Дармштадте состоялось сочетание браком 20 летней Шарлотты-Елизаветы Беккер и
Иоганн-Петер-Вильгельма Фёта. Через некоторое время Шарлотта встретила Афанасия
Неофитовича Шеншина, богатого русского помещика, лечившегося на водах в
Германии. Они полюбили друг друга, и Шарлотта сбежала от мужа в Россию вместе с
возлюбленным. Находилась она к тому времени уже на 7 месяце беременности. В
ноябре 1820 г.
в селе Новоселки Мценского уезда, Орловской губернии родился ее сын, названный,
как и ее новый супруг, Афанасием. Следует сказать, что Афанасий родился еще до
того, как Шарлотта сумела официально обвенчаться с Шеншиным. Чтобы
скрыть незаконное происхождение младенца, супруги подкупили священника,
который приписал мальчику дворянскую фамилию отца – Шеншин. Когда мальчику исполнилось
14 лет, это обнаружилось, в результате разбирательства юноша был лишен не
только фамилии, но и российского гражданства, а вместе с ним прав на
дворянский титул и имущество отца. Афанасий, превратившись в иностранного
подданного А.Фёта, расценил это как личный позор и поставил себе целью вернуть
фамилию и свое доброе имя.
В 1835—1837 гг. он учился в немецком частном
пансионе Крюммера в Верро (ныне Выру, Эстония). В это время Фет начинает писать
стихи (из-за оплошности наборщика текстов буква «ё» в фамилии поэта превратилась
в «е», таким образом он уже из Фёта стал Фетом). В 1838 г. Фет поступил в Московский
университет, сначала на юридический факультет, затем — на
историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Во время
учебы он сблизился с другим видным поэтом, критиком А.А.Григорьевым, и
продолжал сочинять стихи. Первый сборник стихотворений Фета "Лирический
Пантеон" вышел в 1840г. и получил одобрение Белинского, что вдохновило
его на дальнейшее творчество. После окончания учебы, сильно нуждаясь в
деньгах, он поступил унтер-офицером в кирасирский полк, расквартированный в
Херсонской губернии. Именно здесь произошло событие, оставившее самый сильный
след в его жизни, и кардинальным образом повлиявшее на его творчество…
Кавалерийский полк, в котором служил Афанасий Фет,
расположился неподалеку от небольшого имения Крылово,
принадлежавшего отставному офицеру Лазичу. У него были три замечательные
дочери, младшую звали Марией. Современники описывали ее как «удивительно
стройную девушку с копной роскошных черных с сизым отливом волос».
Любовь к поэзии, а также к творчеству Жорж Санд сблизило Афанасия и Марию. Их часто видели вместе прогуливающимися
по парку, сидящими на скамейке или в гостиной, где Мария играла на
рояле. Фет, страстно любя Марию, осознавал, что ему как человеку без имени,
без денег и без имущества не суждено быть ее мужем. Он не видел будущего у их
отношений, несмотря на то, что девушка умоляла не покидать ее. Фет принимает
решение покинуть усадьбу, однако они продолжают переписываться и через 2 года
встречаются вновь. И опять не находят общего языка. А в скором времени до Фета
дошли ужасные вести…Мария Лазич заживо сгорела от непотушенной спички, попавшей
на ее легкое платье. Ветер усилил огонь, и единственное, что успела прокричать
девушка – просьбу, чтобы спасли ее письма к нему. После этого многие считали,
что ее смерть была не случайной, что она в отчаянии из-за неразделенной любви
сделала это сама… После этого любовная лирика Фета до конца его жизни сохраняла
некий трагический оттенок – он так никогда и не отошел от этого удара…
В 1853 г.
Фет перешел в гвардейский уланский полк, расквартированный близ Волхова. Он
неоднократно бывал в Петербурге, сблизился с редакцией «Современника»,
Некрасовым и Тургеневым, в 1856
г. вышло собрание его стихотворений.
Мария Боткина |
В 1857 г.
Фет вышел в отставку и стал добиваться дворянства другим способом – в Париже он
женился на М.П.Боткиной, женщины с богатым приданым, сестре известного
врача-терапевта С.П.Боткина. Супруги переехали в Москву, а затем, приобретя
поместье в Мценском уезде, поэт с головой окунулся в хозяйственную деятельность,
(по выражению Тургенева, «сделался агрономом-хозяином до отчаянности»). Здесь в
1873 г.
застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена дворянская
фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Однако стихи он продолжал
писать и издавать под привычной уже для себя фамилией «Фет». В 1867-1877 гг.
Фет ревностно исполнял обязанности мирового судьи. Среди его друзей-литераторов остался
лишь Л.Н.Толстой – остальные порвали с ним отношения, поскольку Фет презирал
революционно-народнические идеалы. В 1877 г. Афанасий Афанасьевич купил в Курской
губернии деревню Воробьевку, где жил большую часть времени. В 1881 г. он приобрел особняк
в Москве и вновь стал «вливаться» в литературную жизнь, активно издавать свои
сочинения. В те годы поэт активно общался с подругой М.Лазич - Александрой Бржеской. Она на протяжении всей жизни испытывала самые теплые искренние чувства к поэту. В 1889 году, в январе, в Москве было торжественно отмечено
пятидесятилетие литературной деятельности А. А. Фета.
Поэт тяжело болел последние годы и смерть его произошла при
странных обстоятельствах. На этот счет имеется интересная запись: «За полчаса
до смерти Фет настойчиво пожелал выпить шампанского, а когда жена
побоялась дать его, послал ее к врачу за разрешением. Оставвшись только
со своей секретаршей, Фет продиктовал ей необычную записку: "Не
понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно
иду к неизбежному". Под этим он сам подписал: "21-го ноября
Фет (Шеншин)". Затем он схватил стальной стилет, но секретарша бросилась
вырывать его и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько
комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом, и вдруг, часто
задышав, упал на стул. Наступил конец. Формально самоубийство не состоялось,
но по характеру всего происшедшего это было заранее обдуманное самоубийство.
Всю жизнь преодолевавший превратности судьбы, поэт и ушел из жизни, когда
счел это нужным». Так завершилась нелегкая судьба интересного человека и
выдающегося русского поэта (хотя и с полностью немецкими корнями) А.А.Фета…
Как лирик, Фет был ярким образцом «чистого искусства» в
русской поэзии. Великий философ и поэт В.С.Соловьев полагал, то в поразительном
образно-ритмическом богатстве поэзии Фета «открывается общий смысл вселенной»:
«с внешней своей стороны, как красота природы, и с внутренней, как любовь». Исследователь
творчества Фета Б.Я. Бухштаб характеризует его пафос как «упоение природой,
любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами» и считает его «как бы связующим
звеном между поэзией Жуковского и Блока». Стихи Фета переносят читателя в
особый мир – мир романтизма, природных красот и любовных грез, что было столь
необычно для времени высоких гражданских тем и социальных протестов. На
внутренних душевных переживаниях, на искренних эмоциях зиждется его творчество,
поэтому лирика Фета близка и дорога многим поколениям читателей.
Фет был талантлив и как переводчик – его перу принадлежит
перевод двух частей «Фауста» Гете, переводы произведений древнеримских поэтов и
сатириков и др. Авторство известного палиндрома «А роза упала на лапу Азора» - также
принадлежит Фету.
Памятник поэту, установленный в г. Орле.
***
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты её, не буди...
На заре она сладко так спит!
(1842)
***
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже
земли обетованной.
Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,
Тобой так сладостно и больно возмущённых
В те дни, как постигал я первую любовь
По бунту
чувств неугомонных.
По сжатию руки, по отблеску очей,
Сопровождаемым то вздохами, то смехом,
По ропоту простых, незначащих речей,
Лишь нам
звучащих страсти эхом.
(1844)
***
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
(1843)
Н.Рачков. "А.А.Фет".
***
Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине.
В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,
Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,
Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,
Свет унося, покидая неверные тени.
Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?
Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?
Травы степные сверкают росою вечерней,
Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.
(1863)
***
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
(2 августа 1877)
И.Е.Репин. "Портрет А.А.Фета".
А.Л.БРЖЕСКОЙ
Далёкий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
Кто скажет нам, что жить мы не умели,
Бездушные и праздные умы,
Что в нас добро и нежность не горели
И красоте не жертвовали мы?
Где ж это всё? Ещё душа пылает,
По-прежнему готова мир объять.
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки - и замрут опять.
Лишь ты одна! Высокое волненье
Издалека мне голос твой принёс.
В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье. -
Прочь этот сон, - в нём слишком много слёз!
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет, уходя.
(28 января 1879)
Поэт и его супруга были похоронены в фамильном склепе Фетов в селе Клейменово Орловской губернии
Комментариев нет:
Отправить комментарий