История прекрасной любви как предыстория прекрасного романса...
Однажды в 1913 г. в воронежском варьете «Бристоль»
состоялось выступление молодой начинающей певицы Агриппины Гранской.
Современники не находили в ней ни особой внешней красоты, ни силы голоса...Но
ее исполнение настолько трогало душу, что воронежская публика была полностью
покорена новой певицей. На этом концерте ее впервые увидел и полюбил на всю
жизнь 29-летний пианист и дирижер Яков Фельдман. Он был одесситом по рождению и
очень одаренным музыкантом, работавшим по контракту в Воронеже и обучавшим
мастерству местный музыкальный оркестр. Уже в 1913 году в одном из харьковских
издательств выходит первая книжка произведений Якова Фельдмана. На обложке
надпись: "Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной
Гранской и ей же посвящаются". Через год певица и дирижер поженились, а
дальше работали вместе, гастролируя с концертами. С этих пор, что бы не сочинял
Яков, все свои сочинения он посвящал любимой супруге.
В 1915 г. (некоторые исследователи относят это событие еще к
1913 г.) в московском издательстве Ямбора произошла встреча Фельдмана и
довольно известным в те годы поэтом Николаем фон Риттером, происходившим из
обрусевшего немецкого рода. Поэт показал музыканту свои стихи, и Яков отобрал
некоторые из них, чтобы положить на музыку. Один из них ему особенно
приглянулся – какой-то особой печальной искренностью веяло от него...
Как грустно, туманно
кругом,
Тосклив, безотраден
мой путь,
А прошлое кажется
сном,
Томит наболевшую
грудь.
Ямщик, не гони
лошадей,
Мне некуда больше
спешить,
Мне некого больше
любить…
Ямщик, не гони
лошадей.
Как жажду средь
мрачных равнин
Измену забыть и
любовь,
Но память – мой злой
властелин,
Все будит минувшее
вновь.
Все было лишь ложь и
обман,
Прощай и мечты, и
покой,
И боль незакрывшихся
ран
Останется вечно со
мной.
В 1915 г. эти строки легли на музыку Фельдмана. А первой
исполнительницей романса «Ямщик, не гони лошадей» стала, конечно же, певица
Агриппина Сергеевна Гранская. Романс имел оглушительный успех. Сначала его
запел Воронеж, а потом и вся Россия. Не было ни одного нотного издательства, не
издавшего этот романс, не было ни одной русской фирмы грампластинок не выпускавшей
сей романс с разными исполнителями. На сюжет романса появился даже немой фильм,
в котором одну из ролей сыграла известная писательница и поэтесса Н.А.Тэффи.
Увы, после революции романс о ямщике объявили классово
чуждым, не соответствующим коммунистической идеологии, и надолго запретили. Однако
даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все
равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными... Лишь через
много лет романс «Ямщик, не гони лошадей» вернулся к слушателям. И не просто
вернулся, а занял положенное ему по праву место в одном ряду с лучшими русскими
вокальными произведениями.
Вот таково история этого короткого, но неповторимого для
русской души произведения...Как же сложилась судьба его создателей?
Агриппина Сергеевна умерла в 1925 г. Яков Лазаревич пережил
ее на четверть века, скончавшись в 1950 г. Он работал музыкантом и дирижером в
разных городах, продолжал сочинять песни и посвящал памяти покойной жены. Однако
"Ямщик" так и остался его звездным произведением – ничего более
значительного в плане популярности ему создать не удалось...
Николай фон Риттер – автор слов – происходил из обрусевших
немцев — в 1766 г. его предок Георг фон Риттер приехал в Россию, поступил в
Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. Приняв
Российское подданство, он и все его потомки стали жителями России. Николай родился
и вырос в интеллигентной семье (отец его был известным литератором и
журналистом) получил прекрасное гуманитарное образование, стал поэтом, но и не
только поэтом — он и сам положил на музыку несколько своих стихотворений,
ставших таким образом романсами. Следы поэта затерялись в эмиграции, куда он
отправился после 1917 г. Увы, больше о нем ничего неизвестно...
Однако и Риттер, и Фельдман создали небольшой
музыкально-поэтический шедевр, который обессмертил их имена. Давно уже нет на
наших дорогах ямщиков, железные кони сменили традиционных ездовых лошадок, но
романс «Ямщик, не гони лошадей», благодаря своей глубине и искренности чувств
по-прежнему остается одним из самых любимых и трогательных народных песен...
Благодарю за внимание! Искренне Ваш!
Павел Галандров
Комментариев нет:
Отправить комментарий