воскресенье, 21 апреля 2013 г.

О самом знаменитом русском ямщике...


История прекрасной любви как предыстория прекрасного романса...


      Однажды в 1913 г. в воронежском варьете «Бристоль» состоялось выступление молодой начинающей певицы Агриппины Гранской. Современники не находили в ней ни особой внешней красоты, ни силы голоса...Но ее исполнение настолько трогало душу, что воронежская публика была полностью покорена новой певицей. На этом концерте ее впервые увидел и полюбил на всю жизнь 29-летний пианист и дирижер Яков Фельдман. Он был одесситом по рождению и очень одаренным музыкантом, работавшим по контракту в Воронеже и обучавшим мастерству местный музыкальный оркестр. Уже в 1913 году в одном из харьковских издательств выходит первая книжка произведений Якова Фельдмана. На обложке надпись: "Романсы с успехом исполняются талантливой певицей Агриппиной Гранской и ей же посвящаются". Через год певица и дирижер поженились, а дальше работали вместе, гастролируя с концертами. С этих пор, что бы не сочинял Яков, все свои сочинения он посвящал любимой супруге.
      В 1915 г. (некоторые исследователи относят это событие еще к 1913 г.) в московском издательстве Ямбора произошла встреча Фельдмана и довольно известным в те годы поэтом Николаем фон Риттером, происходившим из обрусевшего немецкого рода. Поэт показал музыканту свои стихи, и Яков отобрал некоторые из них, чтобы положить на музыку. Один из них ему особенно приглянулся – какой-то особой печальной искренностью веяло от него...

 Как грустно, туманно кругом,
 Тосклив, безотраден мой путь,
 А прошлое кажется сном,
 Томит наболевшую грудь.

 Ямщик, не гони лошадей,
 Мне некуда больше спешить,
 Мне некого больше любить…
 Ямщик, не гони лошадей.

 Как жажду средь мрачных равнин
 Измену забыть и любовь,
 Но память – мой злой властелин,
 Все будит минувшее вновь.

 Все было лишь ложь и обман,
 Прощай и мечты, и покой,
 И боль незакрывшихся ран
 Останется вечно со мной.

      В 1915 г. эти строки легли на музыку Фельдмана. А первой исполнительницей романса «Ямщик, не гони лошадей» стала, конечно же, певица Агриппина Сергеевна Гранская. Романс имел оглушительный успех. Сначала его запел Воронеж, а потом и вся Россия. Не было ни одного нотного издательства, не издавшего этот романс, не было ни одной русской фирмы грампластинок не выпускавшей сей романс с разными исполнителями. На сюжет романса появился даже немой фильм, в котором одну из ролей сыграла известная писательница и поэтесса Н.А.Тэффи. 


     Увы, после революции романс о ямщике объявили классово чуждым, не соответствующим коммунистической идеологии, и надолго запретили. Однако даже запрет советской власти не смог перекрыть кислород этому романсу, его все равно пели, причем слова и музыку искренне считали народными... Лишь через много лет романс «Ямщик, не гони лошадей» вернулся к слушателям. И не просто вернулся, а занял положенное ему по праву место в одном ряду с лучшими русскими вокальными произведениями.
     Вот таково история этого короткого, но неповторимого для русской души произведения...Как же сложилась судьба его создателей?
     Агриппина Сергеевна умерла в 1925 г. Яков Лазаревич пережил ее на четверть века, скончавшись в 1950 г. Он работал музыкантом и дирижером в разных городах, продолжал сочинять песни и посвящал памяти покойной жены. Однако "Ямщик" так и остался его звездным произведением – ничего более значительного в плане популярности ему создать не удалось...


    Николай фон Риттер – автор слов – происходил из обрусевших немцев — в 1766 г. его предок Георг фон Риттер приехал в Россию, поступил в Московский полк и к началу XIX века дослужился до генерал-лейтенанта. Приняв Российское подданство, он и все его потомки стали жителями России. Николай родился и вырос в интеллигентной семье (отец его был известным литератором и журналистом) получил прекрасное гуманитарное образование, стал поэтом, но и не только поэтом — он и сам положил на музыку несколько своих стихотворений, ставших таким образом романсами. Следы поэта затерялись в эмиграции, куда он отправился после 1917 г. Увы, больше о нем ничего неизвестно...
     Однако и Риттер, и Фельдман создали небольшой музыкально-поэтический шедевр, который обессмертил их имена. Давно уже нет на наших дорогах ямщиков, железные кони сменили традиционных ездовых лошадок, но романс «Ямщик, не гони лошадей», благодаря своей глубине и искренности чувств по-прежнему остается одним из самых любимых и трогательных народных песен...

Благодарю за внимание! Искренне Ваш!

Павел Галандров 

Комментариев нет:

Отправить комментарий