четверг, 11 апреля 2013 г.

Евгений Гребенка





     Гребенка Евгений Павлович (1812-1848) – русский и украинский поэт, писатель, автор басен и песен, а также – автор самого популярного в мире русского романса.
     Гребенка родился в селе Марьяновка Полтавской губернии, в семье небогатого украинского помещика. Учился в Нежинской гимназии, где и пристрастился к литературному делу. Он много читал, пробовал свои силы в стихах и прозе, перевел поэму Пушкина «Полтава» на украинский язык. В 1834 г. он переехал в Петербург, сначала служил в канцелярии Комиссии духовных училищ, потом работал преподавателем в различных заведениях. В 1834 г.  он выпустил свои "Малороссийские приказки"  - сборник басен  и лирических стихотворений на украинском языке. Затем он активно печатал свои повести и рассказы, устраивал у себя литературные вечера, на которых бывали В.Бенедиктов, Н.Кукольник, В.Даль, В.Белинский и другие. Свои поэтические произведения он писал в духе романтизма, многие сюжеты брал из малороссийского фольклора и делал похожими на народные песни.
      В 1844 г. он женился на М.В.Ростенберг – именно эта женщина подвигла влюбленного Евгения на написание романса «Очи черные» - романса, который приобрел впоследствии всемирную популярность. К сожалению, Гребенка прожил всего 35 лет и скончался после продолжительной болезни. Несмотря на короткую жизнь, Гребенка очень обогатил и российскую, и украинскую литературу своими поэтическими и прозаическими произведениями, а также переводами. В 1862 г. было издано 8-томное собрание его сочинений.


ЧЕРНЫЕ ОЧИ

Очи черные, очи страстные,
Очи жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас! Как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час.

Ох, недаром вы глубины темней!
Вижу траур в вас по душе моей.
Вижу пламя в вас я победное:
Сожжено на нем сердце бедное.

Но не грустен я, не печален я,
Утешительна мне судьба моя:
Все, что лучшего в жизни бог дал нам,
В жертву отдал я огневым глазам.
                                                              (1843)

Дж. Апперлей. "Девушка с гитарой".

ПРИЗНАНИЕ

Порою я мрачен, печален, угрюмый,
С мечтой одинокой сижу
И, скован какою-то грустною думой,
На юг ненаглядный гляжу.

Друзей и родимых, и предков могилы
Покинул на родине я;
Там, полная прелести, девственной силы,
Осталась коханка моя.

Глаза ее смотрят небесной эмалью,
И зелень одежды в рубинах горит,
И поясом синим, как сизою сталью,
Красавицы стан перевит.

Как золото, светло-блестящей волною
Роскошные кудри на плечи бегут;
Уста ее тихой вечерней порою
Унылую песню поют.

И эта чудесная дева - не тайна,
Я высказать душу готов:
Красавица эта - родная Украйна!
Ей всё - моя песнь и любовь!

Как девы прелестной лазурные очи,
Украйны глядят небеса;
Как поясом синим, на юг от полночи
Днепром перевита краса;

Как шелком зеленым, покрыта степями,
И степи в цветах, как в рубинах, горят;
И стелются нивы, как кудри, волнами,
И золотом светлым шумят.

Как тяжкие вздохи печали глубокой,
Как матери вопли над гробом детей,
Мне в душу запали далеко, далеко
Украйны песни моей.
                                                      (1839)

 ***
Опять передо мной знакомые поля,
И села мирные с цветущими садами,
И речки тихие, и песни соловья,
И степи вольные, покрытые цветами.

Всё так же, как в былые дни,
Безбрежно тянутся зеленые поляны,
И степью голою несутся табуны,
И одинокие стоят курганы.

Везде звучит Украины язык,
И песня родины так сладостно-уныла...
Со мной опять всё то, к чему я так привык,
Что сердце так тепло из детства полюбило.

В.Е.Маковский. "Украинский пейзаж с хатами". 

НЕДУГ

Я недугом томим,
Но отрадно мне с ним,
Мне приятны недуга мученья.
Он ужасней всего,
Но и прелесть его
На земле не имеет сравненья.

Я недугом объят:
Вижу демонов, ад,
Вижу мир в наготе подземельной;
Вижу солнце без дня,
Вижу свет без огня,
Вижу мглы океан беспредельный.

С чёрной тучей грущу,
С буйным морем ропщу,
Вижу светлых алмазов рожденье;
Знаю, в недрах земли
Как граниты росли,
Чую трав и дерев прозябенье.

На земле тяжело,
На земле несветло:
Всё здесь пахнет и златом, и кровью!
Люди ближних гнетут,
Люди честь продают
И торгую святою любовью...

Полечу на эфир:
Как прекрасен тот мир!
Как блестящие звёзды роями
В стройном чине плывут,
Кольца огненны вьют
И расходятся вольно кругами...

И в гармонии той
Я летаю душой.
Свет неведомый ум озаряет.
Пред умом тает тьма,
И природа сама
Перед ним тайники отворяет.

Звёзд небесных светлей,
Краше солнца лучей
И зарницы полночной живее,
Ярче жгучих очей
Ненаглядной моей
Он в душе непонятно светлеет!

Но недуг отлетит:
Начинаю я жить,
Прозябать, как земное творенье,
Стану в мире страдать
И, как радости, ждать
Мой прекрасный недуг - вдохновенье.
                                                              (1837)

Гребенка похоронен в родном имении Полтавской губернии. В годы гражданской войны могила Евгения Павловича была разрушена и заросла бурьяном. И только после великой отечественной войны, готовясь к празднованию 100-летнего юбилея со дня смерти писателя, его могила была восстановлена - поставлены деревянная ограда и постамент. В 1962 г.на могиле был установлен бюст писателя, замененный в 1987 г. новым памятником работы скульптора Ю.Гирича.

Комментариев нет:

Отправить комментарий