Аксаков Константин Сергеевич
(1817-1960) – русский писатель, поэт и литературный критик, один из идеологов
славянофильства. Старший брат философа и журналиста И.С.Аксакова.
Родился Константин в селе
Ново-Аксаково Оренбургской губернии, в семье писателя С.Т.Аксакова – автора
знаменитого «Аленького цветочка». Детство его прошло там же, затем семья
Аксаковых переезжает в Москву и Константин становится студентом Московского
университета. Поэзия, история и философия – основные интересы, которыми жила
университетская молодежь того времени, в том числе и Аксаков. Летом 1835
г. Аксаков закончил университет и "за отличные успехи
и поведение" был утвержден
кандидатом отделения словесных наук. В студенческие годы Аксаков неизменно
посещал кружок Н.В.Станкевича, где велись разговоры об истории, поэзии,
политике, обсуждались многие насущные вопросы. Он активно изучал немецкую
философию, труды Гегеля, Шиллера; Гете, в 1838 г . путешествовал по
Германии и Швейцарии, писал стихи лирического и философского содержания, занимался
переводами немецких авторов (по некоторым источникам, безответная любовь
Аксакова к немецкой цветочнице стала причиной того, что он до конца жизни был
холостяком).
После смерти молодого Станкевича
от туберкулеза кружок распадается, и Аксаков сближается с братьями Киреевскими
и А.Хомяковым. Теоретические основы их учения вполне отвечало тем настроениям и
симпатиям, которые преобладали в душе и характере Константина Аксаков, как и
другие славянофилы, горячо прокламировал свою приверженность национальным традициям, уважение к народным обычаям.
Он отрастил себе бороду и
появлялся в обществе не иначе как в зипуне и мурмолке, чем вызывал насмешки и
иронию окружающих. «К. Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина...»,
- писал А.Герцен. А родной брат Иван Аксаков отмечал: «Любопытно было бы мне
знать: какое впечатление на крестьян
произвел костюм Кости? Я думал, что он тщетно старался уверить их, что
это костюм когда-то русский…» Константин принципиально отказывался от западного
стиля одежды, полагая,что именно с Запада распространяются и «революционность»,
и «фальшивое понимание народности», которые угрожают традиционным российским
ценностям. Аксаков решительно противопоставляет государственное (государево)
общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную
деятельность, в то время как на государство возложены лишь военные и
охранительные функции. Будучи по взглядам монархистом, он тем не менее осуждал
стремление государства вмешиваться в земельные дела, подчинять себе волю
народа, что привело в результате петровских реформ к крепостничеству и
взяточничеству. Эти идеи изложены в его философских трактатах «О внутреннем
состоянии России» (1855) и «О русском воззрении» (1856). Свободу слова
«устного, письменного и печатного всегда и постоянно» он считал
высшим и священным благом для страны.
На протяжении 1840-1850-х гг.
Константин Аксаков вел активную литературно-критическую деятельность, печатался
в славянофильских изданиях, занимался филологическими исследованиями. Он был
хорошо известен и как поэт, суть его стихотворений была тождественна его
политическим взглядам, они являлись поэтическим воплощением его мировоззрения –
в них проповедовалась идея соборности, русской самобытности, идеализировалось
крестьянство. В 1857 г .
Аксаков редактировал газету «Молва», однако из-за резкой критики в ней
российской прозападной аристократии издание через некоторое время было
запрещено цензурой. Смерть отца, С.Т.Аксакова, которого Константин почти
боготворил, сказалась и на его здоровье. Потрясенный сын вскоре заболел
легочной чахоткой и уехал лечиться за границу. В Греции, на острове Занте, его
не стало. Прах Аксакова был перевезен в Москву и захоронен рядом с могилой
отца. Стихотворения К.Аксакова были посвящены не только темам славянской самобытности. Юношеская романтика, ностальгия по родным местам, пейзажная лирика - обо всем об этом он также писал, стихи его грустны, но в то же время ярки и музыкальны.
***
Далёко, далёко желанный приют -
Под тёмной древесною тенью...
Там тихо, там волны так мирно идут,
Покорны родному влеченью.
И домик красивый стоит над рекой...
Вдали, на краю небосклона,
Высокие горы туманной грядой
Земли опоясали лоно.
И в домике комната. Солнце давно
С полудня на запад свернуло.
Вот вечер спустился. Раскрыто окно.
Вот чем-то далёким дохнуло.
И кресло, и стол небольшой у окна,
А в комнате - жизнь и движенье,
И мысли, и чувства - жилище она
И тихий приют наслажденья.
(13 июля 1838)
СТЕПЬ
Есть песня у меня старинная,
Я нам спою теперь ее:
Как хороша ты, степь пустынная,
Житье привольное мое!
Как над тобою, безграничною,
Раскинулся небесный свод,
А по небу, стезей привычною,
Светило вечное идет!
Был в городах я и измучился:
Нет, не житье там для меня!
Я скоро по тебе соскучился
И оседлал себе коня!
К тебе бежал я: здесь мне весело,
Здесь я один, здесь волен я,
Здесь вижу я, как небо свесило
Со всех сторон свои края!
Тебя, привольем благодатную,
Поймет ли житель городской
И обоймет ли, необъятную,
Своею тесною душой?
Как сладко песню заунывную
В степи, под вечер, затянуть,
Залиться в звуки переливные
И в них исчезнуть, потонуть!..
Меня томит печаль глубокая:
С тобой я поделю ее,
Раздолье ты мое широкое,
Мое привольное житье!
(3 января 1835)
А.М.Васнецов. "Оренбургские степи".
***
Мой друг, любовь мы оба знали,
Мы оба, в сладостном огне,
Друг к другу страстию пылали,
И я к тебе, и ты ко мне.
Царило сладкое безумье,
Лилися слезы, взор горел...
Но наконец пришло раздумье,
Полет любви отяжелел.
Улыбка злая промелькнула,
Извив насмешливо уста;
Она о многом намекнула,
Что впереди. Вдали сверкнуло...
Свет новый озарил места.
Счастлива ты, моя подруга,
Что так же гордо, как и я,
Сосуд любовного недуга
Разбила вмиг рука твоя.
Так, мы не стали дожидаться
Тех вялых, бесполезных дней,
Когда любовь начнет скрываться,
Когда обманы нужны ей.
И неспособны мы, как дети,
Одно мечтать, одно любить
И детски в собственные сети
Себя самих всегда ловить.
Смеемся мы теперь с тобою
Над тем, что было счастьем нам.
Разрушен, тешит нас собою
Хвалы когда-то полный храм.
(1846)
* * *
Безмолвна Русь: ее замолкли города,
В
ней, в старину, вещавшие так сильно,
И
скрылась жизнь, кипевшая тогда
Разнообразно и обильно.
И
не слыхать бывалых голосов!
Но
по земле великой безответно
Несется звук командующих слов
И множит скорби неисчетно.
И
то не речь к народу всякий раз,
Когда гремит подобное вещанье:
Нет, то чужой бесчувственный возглас,
Повелевающий молчанье.
Судьба
родной земли - уверить нас хотят, -
Ее удел - не наше дело;
Ее
историю нам во дворце чертят,
Лишь денег и людей сбирая смело.
С
презрением народ и русский человек
Клеймятся именем невежды...
Одежда
русская - в наш просвещенный век -
Есть угнетенного одежда!
Но не
смущаюсь я: стоит, к соблазнам глух,
Народ
великий в древней вере;
В
себе, и не в одном, я слышу русский дух -
Он распахнет темницы двери!
Ты
презрена, о русская земля!
Смеется над тобой отступников станица,
Ты презрена, судьбу ее деля,
Безмолвна ты, о древняя столица!
Безмолвны вы стоите, города!
Кругом идет чужое ликованье,
И
мнится - нет былого и следа...
Но тот не нем, кто лишь хранит молчанье!..
(1846)
Н.П.Богданов-Бельский. "Крестьянин".
СВОБОДНОЕ СЛОВО
Ты - чудо из божьих чудес,
Ты - мысли светильник и пламя,
Ты - луч нам на землю с небес,
Ты нам человечества знамя!
Ты гонишь невежества ложь,
Ты вечною жизнию ново,
Ты к свету, ты к правде ведешь,
Свободное слово!
Лишь духу власть духа дана, -
В животной же силе нет прока:
Для истины - гибель она,
Спасенье - для лжи и порока;
Враждует ли с ложью - равно
Живет его жизнию новой...
Неправде - опасно одно
Свободное слово!
Ограды властям никогда
Не зижди на рабстве народа!
Где рабство - там бунт и беда;
Защита от бунта - свобода.
Раб в бунте опасней зверей,
На нож он меняет оковы...
Оружье свободных людей -
Свободное слово!
О, слово, дар бога святой!..
Кто слово, дар божеский, свяжет,
Тот путь человеку иной -
Путь рабства преступный - укажет
На козни, на вредную речь;
В тебе ж исцеленье готово,
О духа единственный меч,
Свободное слово!
(1854, Москва)
Константин и его отец, Сергей Тимофеевич, были похоронены на кладбище Симонова монастыря г.Москвы. В 1930-е гг. в связи с ликвидацией кладбища их останки были перезахоронены на территории московского Новодевичьего кладбища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий