"Крепкая" легенда Джонни
«Джонни Уокер» (англ. Johnnie Walker) — марка шотландского виски (скотча),
одна из самых известных марок виски и один из самых известных алкогольных
напитков вообще. В год выпускается более 120 миллионов бутылок. Под этой маркой
выпускается как дешёвый невыдержанный виски, так и различные типы выдержанного
дорогого виски. «Джонни Уокер» — купажированный виски.
Walk – по-английски «идти». В течение 80 лет рекламным слоганом компании
была фраза «Johnnie Walker, born in 1820, still going strong» – «Джонни Уокер,
рожденный в 1820 году, до сих пор уверенно шагает».
Обыгрывать в рекламе такую замечательную фамилию, имеющую в своем корне идею
движения, – одно удовольствие. Только вот по-русски эта тонкая и великолепная
игра слов немного теряется. Сейчас рекламная фраза сокращена до двух слов:
«Keep Walking». Это своеобразный приказ: «Продолжаем движение!». Ну а
подразумеваем – продолжаем пить Johnnie Walker… Если перевести на русский, игра
слов опять же немного теряется. Но качество напитка – ничуть: Johnnie Walker был
и остается эталоном качества шотландского виски.
Дата рождения Johnnie Walker – 1820 год. Но сам Джонни Уокер родился в
1805. Когда ему было пятнадцать, умер его отец, и совет попечителей, чтобы
проверить способности юноши, купил ему бакалейную лавку в небольшом шотландском
городке Килмарнок.
Природа одарила Джона, как сейчас бы сказали, хорошим органолептическим
аппаратом – то есть у него была сильно развита способность распознавать запахи
и вкусы. В лавку Джона вскоре стали приходить за его чаем, который для жителей
Туманного Альбиона значит ничуть не меньше, чем алкоголь. Юный Джон успешно
купажировал чай, и его смеси пользовались популярностью. Также Джон увлекся
купажированием виски – для того, чтобы создать букет постоянного качества и
вкуса. Так, собственно, и родилась марка Johnnie Walker. С приходом в бизнес
сына Александра купажирование виски было выведено на новый уровень и стало
центральной частью бакалейного бизнеса.
А.Уокер |
Джон умер в 1857 году. Александр Уокер получил в наследство процветающий
бакалейный магазин. Но пока это был всего лишь магазин – до крупной фирмы,
производящей знаменитый виски, было еще далеко. В 1867 году он начал разливать
созданный семейными усилиями виски в бутылки. Раньше этот виски продавался лишь
в розлив в бакалейной лавке. Виски John Walker & Sons, Old Highland Whisky
(«Джон Уокер и сыновья, Старый виски из высокогорья») быстро завоевал
популярность во всей Шотландии.
Сыновья Александра Джордж и Александр II вывели компанию John Walker &
Sons на мировой уровень. Они вознамерились сделать виски, который начал
производить их дед, самым знаменитым виски в мире. И, надо сказать, им удалось
это очень быстро. Для начала они стали настоящими дистиллерами.
Вы ведь помните, что компания – так же как и десятки других и по сей день известных
брендов купажированного шотландского виски – Bell’s, Long John, Ballantine’s,
Famous Grouse, Chivas Regal, и т.д., – выросла из бакалейного магазина. То есть
сами они виски не производили, а были лишь купажистами, покупавшими виски
бочками у фермеров. И вот в 1893 году братья Уокеры приобрели первое свое
производство виски – Cardhu из района Шпейсайд. Дело в том, что Джон очень
любил этот виски и во всех своих купажах обязательно использовал виски Cardhu.
Это правило до сих пор неизменно сохраняется, и вы не ошибетесь, если скажете,
пробуя виски от Johnnie Walker: «Здесь большой процент виски Cardhu». Сейчас
Cardhu – визитная карточка компании. Маленькая, очаровательная вискикурня, в
которой находится музей Джонни Уокера, всегда готова принимать гостей.
Сегодня компании Diageo, которая производит Johnnie Walker, принадлежит
почти треть всех производств виски в Шотландии – 31 из 103 (больше не позволяет
антимонопольное законодательство). Причем география вискикурен компании Diageo
– вся Шотландия, в то время как у коллег по цеху – гораздо более «скромные»
показатели. Например, у Allied Domecq (флагман этой компании – Ballantine’s,
виски №1 по продажам в Европе) – 13 вискикурен.
В 1908 году было запатентовано название Johnnie Walker, а в 1909 году были выпущены
на рынок три бленда Johnnie Walker – White Label, Red Label и Black Label
(белая, красная и черная этикетки – соответственно). «Белая этикетка» – самый
молодой и дешевый купаж – вскоре прекратил свое существование. Дело в том, что
срок выдержки виски в нем был два года, а в 1909 году был принят закон,
определивший минимальный срок выдержки виски – три года. Красная же и черная
этикетки быстро завоевали популярность. К 1920 году Johnnie Walker уже
продавался в 120 странах и стал, таким образом, первым глобальным брендом в
мире.
Братья также запатентовали характерную четырехгранную бутылку, этикетку,
наклеенную наискосок, и бредущего по свету человечка в монокле и с тросточкой.
Этот имидж был создан известным в то время карикатуристом Томом Брауном.
Сегодня нет проблемы в том, чтобы «раскрутить» товар или услугу – были бы
деньги. Нужно просто обратиться в рекламное агентство – и вам быстро обсчитают
бюджет рекламной кампании, результатом которой в идеале станет узнаваемость
вашего продукта потенциальными потребителями. В годы, когда внуки Джона
начинали свою мировую экспансию, рекламных агентств не было: приходилось все
делать и придумывать самим. К тому же время в начале прошлого века текло
медленнее – трансатлантические самолеты еще не летали, не было факсов, модемов
и мобильной телефонной связи… Даже сейчас сложно превратить продукт в
глобальный бренд, а тогда это было почти нереально!
…Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Компания Johnnie Walker
очень удачно выбрала эмблему: человечек в монокле до сих пор успешно
путешествует по свету.
Johnnie Walker Red Label
Светлый красновато-золотистый цвет. Аромат спиртуозный, свежий, с дымком.
Вкус сладковатый, слегка дымный, с тонами пряностей и ванили.
Самый известный представитель категории «стандартный купаж» среди
шотландских виски. Вы можете не любить этот виски, предпочитая другие сорта, но
не уважать его нельзя – это виски №1 по продажам в мире. В списке самых
популярных крепких алкогольных напитков Johnnie Walker Red Label на четвертом
месте после рома Bacardi, водок Smirnoff и Absolut. Ежегодно продается более 7
миллионов коробов «Красной этикетки» (например, в 1997 году было продано 7,9
млн. коробов Johnnie Walker Red Label). Напомним, короб – международная единица
измерения алкоголя, равная 9 литрам.
В состав этого бленда входит около 35 различных виски. Основу купажа
составляют Cardhu из района Шпейсайд и Talisker с острова Скай; также остроту и
насыщенность придает пряный морской виски с острова Айла – Caol Isla.
Johnnie Walker Black Label
Темно-янтарный цвет с золотыми блестками. Аромат дымно-медовый, с тонами
яблок и цитрусовых. Сложный, гармоничный и великолепно сбалансированный букет,
в котором, с одной стороны, «играют» дымно-торфяные ноты, а с другой – сладкие
фруктовые. Долгое послевкусие – шоколада, изюма и дымного торфа.
Это самый продаваемый виски класса де-люкс в мире – ежегодно продается три с
половиной миллиона коробов Johnnie Walker Black Label. Это единственный напиток
12-летней выдержки, входящий в первую двадцатку самых популярных виски мира –
он находится на 19-м месте. Бренд в привычном для нас виде был запущен в 1909
году, хотя до этого продавался под названием Walker’s Old Highland Whisky и
изначально имел белую, а не черную этикетку. С 1909 года этикетка и бутылка
остались практически неизменными.
В его состав входит около 40 сортов виски возраста не менее 12 лет.
Маслянистый и богатый, с ярко выраженной торфянистостью и дымностью, которая,
тем не менее, не «забивает» медовую сладость и аромат и живость солода;
великолепный баланс разнохарактерных виски, дающих в сочетании уникальный
букет. Основу купажа составляют шпейсайдовский виски Cardhu, придающий медовые
оттенки, айловские Caol Isla, Lagavulin и Talisker с острова Скай, привносящие
пахучесть, торфянистость, дымность и морские тона, а Aberfeldy и Glenlossie
добавляют яблочный аромат. Впрочем, каждый из 35 солодовых виски и 5 зерновых
привносит в итоговый купаж свои нюансы, делающие букет Black Label поистине
уникальным.
Johnnie Walker Green
Label
Green Label — это blended malt whisky, то есть смесь только солодовых
виски 15-летнего возраста. Зерновой виски в этом купаже отсутствует по
определению. Довольно редкая разновидность купажа. В составе Green Label всего
четыре сорта: это островные Talisker и Caol Ila, а также Linkwood и Cragganmore
из Спейсайда.
Johnnie Walker Gold
Label
Золотистый цвет полностью оправдывает название. Аромат медовый, прозрачный.
Вкус легкий, пряный и сладкий, с долгим и мягким послевкусием.
Это один из самых медовых на вкус шотландских виски – даже если сравнивать
его с односолодовыми. Когда мастера купажа компании задумали виски «Золотая
этикетка», была идея создать купаж более легкий, чем «Черная этикетка», с
акцентом на медовую тему. Идея была взята из записных книжек Александра Уокера
II, делавшего заметки о купажировании нового сорта, который он планировал
выпустить к столетнему юбилею компании Johnnie Walker. Предполагалось создать
идеальный сорт виски. Когда Gold Label появился после Второй мировой войны, в
течение долгого времени он был предназначен только для членов семьи и высшего
руководства компании Johnnie Walker, так как запасы виски 18-летней выдержки,
а, следовательно, и производство были очень небольшими.
Основа купажа – односолодовый виски Clynelish. Причем этот солод полностью оправдывает
название «Золотая этикетка»: вода для производства берется из Clynemilton Burn
– ручья Клайнмилтон. Этот ручей протекает среди гор, в которых в XVII-XIX веках
мыли золото. Тонкий химический анализ воды показал наличие его следов.
Очевидно, уникальная вода, обогащенная золотом, придает Clynelish такой
неповторимый вкус. Этот виски выдерживается в бочках из-под хереса, что
привносит свои нюансы в результат – купаж Gold Label.
Johnnie Walker Blue Label
Густой, насыщенный янтарный цвет с золотым отблеском. Аромат глубокий,
дымный, с тонами хереса. Вкус интенсивный, с сухофруктами, торфом и дымом.
Стиль напоминает Black Label, но в нем нет медовых тонов. Послевкусие долгое, с
легким дымком.
Этот виски появился в 1992 году в сети магазинов беспошлинной торговли и был
самым дорогим виски в этой сети – 220 долларов за бутылку. С течением времени
его цена для беспошлинных магазинов снизилась почти в два раза, но все равно
«Синяя этикетка» – один из самых дорогих купажированных виски в широкой продаже
и один из самых элитных виски в мире. Создав Blue Label, мастера купажа
компании хотели воспроизвести вкус виски XIX века – мощный, насыщенный, яркий и
тяжелый. В купаж входит 16 солодовых виски, некоторые из них выдержаны сто лет.
Основу купажа «Голубой этикетки» составляют островные виски: первую скрипку
играет Caol Isla, а вторую – Royal Lochnagar, виски, который любила королева
Виктория. В состав купажа входит ряд виски, которые уже никогда не будут
производиться. Например, Auchterool 1923 года. Эта вискикурня уже давно не
существует. Все бутылки сине-зеленого цвета имеют порядковый номер (всего 5
цифр) и упакованы в выстланную атласом подарочную коробку.
Семья Johnnie Walker
Кроме четырех основных блендов в семье Johnnie Walker есть ряд других виски
– Johnnie Walker Premier, Johnnie Walker Honour, Johnnie Walker Swing и Johnnie
Walker Pure Malt.
Johnnie Walker Premier – довольно редкий вариант Johnnie
Walker. Это купаж старых виски, очень дымный и хересовый, с мощными
тонами дуба; его можно сравнить со старым коньяком. Этот бленд, так же как и
Johnnie Walker Honour, представлен не на всех экспортных рынках (в России он
практически неизвестен). Но ценителям виски в России хорошо знакомы Johnnie
Walker Swing и Johnnie Walker Pure Malt.
Swing, известный как «неваляшка», появился в тридцатые годы прошлого
столетия. Александр Уокер неоднократно пересекал Атлантику на
трансатлантических лайнерах. В США в те годы свирепствовал сухой закон, и,
естественно, все эти рейсы были «пьяными». Александр Уокер подсчитал, что во
время такого рейса выпивается не менее 2500 бутылок виски, и создал специальный
сорт для трансатлантических пароходов. Бутылка в форме неваляшки не
переворачивается даже при сильном шторме. В состав купажа входит до 35 сортов
виски, причем преимущественно из Шпейсайда.
Johnnie Walker Pure Malt – последнее прибавление в семье Уокеров,
появившееся во второй половине последнего десятилетия прошлого века. Это виски
типа vatted malt (купаж солодовых виски). В России он имеет прозвище «зеленая
этикетка», хотя в отличие от других брендов, имеющих «цветные» названия,
официально «зеленым» он не называется. Удивительно вкусный и сочный напиток,
многослойный, фруктовый, со множеством нюансов вкусов и ароматов.
Всем приятного и вкусного вечера! П.Г.
Материал с сайта
http://www.brandpedia.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий