История самого знаменитого мирового бренда
В современном мире любой человек, будь то
президент Америки или бездомный, первоклассница или доктор наук, на вопрос, что
такое Coca-Cola, без труда даст точный ответ. Сложно найти человека, которому
не был бы знаком этот логотип: округлые белые буквы на красном фоне,
складывающиеся в слова, воистину священные для большинства американцев —
Coca-Cola. Это один из самых успешных и узнаваемых брендов: эксперты оценивают
его более чем в 70 миллиардов долларов.
Началась же история этого, даже по американским
меркам невероятно успешного бизнеса, как часто случается, с пустяка. С
домашнего рецепта, составленного химиком-любителем и по совместительству
владельцем небольшой фармацевтической фирмы Джоном Ститом Пембертоном в Атланте
(штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Бывший армейский кавалерист, капитан
Пембертон после поражения конфедератов оказался не у дел и был вынужден
крутиться, чтобы свести концы с концами. Перебравшись из родного Коламбуса в
Атланту, он открыл фармацевтическую фирму, т.к. с юных лет увлекался
химическими опытами. Сварив сироп он позвал своего друга и по совместительству
бухгалтера Френка Робинсона (Frank M. Robinson), и поделился с ним открытием.
Френк посоветовал ему записать этот чудесный рецепт. Сироп, был сладким и
густым. Джон отнес его в самую крупную в городе аптеку «Джекобса» (Jacobs’
Pharmacy). В тот же день первые порции сиропа, по пять центов за стакан, были
проданы посетителям. На протяжении своего первого года существования
«Кока-Колу» раскупали в количестве лишь девяти стаканов в день.
Основные ингредиенты Coca-Cola были таковы: три
части листьев коки (из этих же листьев получали наркотик кокаин) на одну часть
орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был запатентован как
лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и начал продаваться через
автомат в крупнейшей городской аптеке Джекоба в Атланте. Пембертон также
утверждал, что кока-кола исцеляет от импотенции, и что на неё можно перейти
тем, кто пристрастился к морфию (к морфию, кстати, был неравнодушен и сам
Пембертон).
Здесь нужно отметить, что кокаин тогда не являлся
запрещённым веществом, и о его вреде для здоровья ещё ничего не знали (к
примеру, в повести «Знак четырёх» Артура Конан Дойля Шерлок Холмс делает себе
инъекции кокаина в минуты бездействия, так тягостно переносимые им). Поэтому
кокаин свободно продавался, и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в
напитки взамен спирта — кока-кола в этом не была инновацией.
Название для нового напитка придумал бухгалтер
Пембертона Фрэнк Робинсон, который, также владея каллиграфией, и написал слова
Coca-Cola красивыми фигурными буквами, до сих пор являющимися логотипом
напитка.
После самых первых неуверенных шагов, «Кока»
продолжает свое развитие. К концу 1886 года Coca-Cola стала «шипучкой».
Рассказывают, что некий страдающий от похмелья южанин заглянул в аптеку
Джейкобса, где продавали Coca-Cola, и заказал стаканчик напитка. Продавец Уилли
Венэйбл поленился идти в другой конец зала к водопроводу и спросил посетителя,
не против ли он пропустить вместе с сиропом Пембертона немного содовой. Тот
согласился, а выпив, пришел в такой восторг, что вскоре все аптеки Атланты
стали подавать Coca-Cola только в сочетании с содовой.
В 1886 году в Атланте ввели сухой закон. Народ
перекинулся на Coca-Cola, в делах наметились положительные сдвиги. Но у
изобретателя чудо-рецепта ухудшилось здоровье, к тому же у него не было
необходимого капитала для дальнейшего расширения бизнеса. И Пембертон продал
заветную формулу и все необходимое оборудование различным партнерам, в
частности, две трети своей фирмы тому самому Венэйблу — первооткрывателю
шипучего варианта Coca-Cola. Инвентарная опись, составленная Пембертоном ко
времени перепродажи бизнеса, дает нам ключ к тщательно засекреченному рецепту
Coca-Cola: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската,
экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло
нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин. В целом за свое изобретение
автор получил 2000 долларов. Он умер в нищете 16 августа 1888 года и был
похоронен на кладбище для бедных. Только 70 лет спустя основателю компании
Coca-Cola поставили каменное надгробие.
Спустя некоторое время в Атланте появился бедный
иммигрант из Ирландии Аза Кендлер (Asa G. Candler). В его карманах было всего 1
доллар и 75 центов, но он твердо верил, что ему посчастливится на новом месте.
Владея незаурядным коммерческим талантом в скором времени он действительно
заработал небольшой капитал и приобрел рецепт Coca-Cola у вдовы Пембертона за
2300 американских долларов (в то время это были очень большие деньги). Вместе
со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате Джорджия «The
Coca-Cola Company» с первоначальным капиталом в 100 тысяч долларов. И если
Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом компании Кока-Кола,
зарегистрировав ее 31 января 1893 года. Товарный знак «Кока-Кола», используемый
с 1886 года, был официально зарегистрирован в США 31 января 1893 года. В том же
году были выплачены и первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на
акцию). С тех пор каждый год компания неукоснительно выплачивала дивиденды
своим акционерам.
Кандлер был христианином и трезвенником. Он
верил, что Coca-Cola — идеальный безалкогольный напиток и панацея от всех
болезней. Словно предчувствуя грянувший через сотню лет бум, Кандлер и Фрэнк
Робинсон засели за разработку нового рецепта на основе пембертоновского
оригинала, чтобы улучшить вкус и увеличить срок годности, сохранив бодрящее
воздействие на организм. А через несколько лет, когда достигла апогея
антикокаиновая кампания, Coca-Cola переключилась на новую рецептуру с
применением листьев коки, из которых уже экстрагировали кокаин.
Уставный капитал Coca-Cola в 1892 г . был равен $100 тыс.
Coca-Cola была во многом обязана изобретательности своего президента, который
не уставал придумывать, говоря современным языком, эффективные маркетинговые
ходы. Например, Кандлер предлагал в рекламных целях бесплатно поставить
какой-нибудь аптеке два галлона сиропа (что соответствовало 256 стандартным
порциям готового напитка) — в обмен на 128 имен и адресов ее постоянных
клиентов. Затем каждому из них высылали талон на приобретение одного
бесплатного стаканчика Coca-Cola в указанной аптеке. Расчет был прост и точен:
посетители, попробовав новый напиток, закажут еще по стаканчику, таким образом
аптекарь мгновенно сбудет всю партию товара. После чего обязательно закажет
еще! Кроме того, Кандлер активно торговал часами, календарями и сувенирами с
торговой маркой Coca-Cola. Сегодня все это азы рекламного дела, но век назад
такие вещи были в новинку, и с их помощью можно было творить чудеса.
Бизнес стремительно пошел в гору. И в 1916 году
появляется оригинальная бутылка Coca-Cola, которая сейчас безошибочно
выделяется потребителями в ряду конкурентов.
«Отец» этой оригинальной бутылки «с талией» —
Бенджамин Томас, выкупивший у создателей права на продажу бутилированной «Кока-Колы».
Стремясь повысить свою прибыль, он искал нетривиальную форму, которая не
ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом, кроме его собственного. «Такую,
— писал он впоследствии. — Чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в
разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была
„Кока-Кола“». И ему это удалось. А идею подала… тогдашняя мода. В 1914 году
женщины носили юбки-годэ с перехватом ниже талии. Эти пропорции и были выбраны
для оригинальных бутылочек. И надо отметить, продажи сразу уверенно поползли
вверх, не говоря уже о том, что Coca-Cola стала еще более узнаваемой буквально
по нескольким чертам.
Кстати, в самый первый раз Coca-Cola была продана
в бутылке прямоугольной и бесцветной, в 1894 году. Владелец магазина в Виксбурге
(штат Миссисипи), размышляя над тем, как надежнее перевезти на дальнюю
плантацию газировку, продававшуюся тогда исключительно в разлив, догадался
приобрести необходимое оборудование и стал разливать напиток в бутылки.
В самой же компании бытует легенда, что однажды к
Кандлеру пришел его знакомый, пообещавший сообщить хозяину секрет быстрого
увеличения доходов фирмы. Кандлер заплатил ему за секрет большие деньги.
Получив чек, человек наклонился и прошептал на ухо Кандлеру: «Разливайте
напиток в бутылки». Кандлер не последовал совету, потому что бутылки иногда
взрывались, а это приводило к судебным разбирательствам. Тем не менее в 1899
году был построен первый завод по производству бутилированной Coca-Cola в
Чаттануге (штат Теннесси), а к началу 1920 годов количество таких предприятий
перевалило за тысячу.
Кстати, с Coca-Cola связано так много мелочей в
нашей жизни, что порой мы уже и не задумываемся об этом. В 1933 году появились
первые автоматы по продаже бутылок Coca-Cola. В магазинах стали предлагать
six-packs — упаковки из шести бутылок, с успехом дожившие до нового
тысячелетия. В то же время компания Coca-Cola освоила еще одно новшество —
выносные холодильники, которые устанавливались в любом магазине. Откуда
посетитель мог сам забрать охлажденную бутылку любимого напитка. Таким образом,
исчезал последний барьер между потребителем и конечным продуктом — прилавок.
Для развития бизнеса необходимы две вещи —
хороший продукт и хорошая реклама. Аза Кендлер начал первую в истории Coca-Cola
рекламную кампанию под лозунгом: «Пейте „Кока-Колу“! Прекрасную и освежающую!»
(Delicious and Refreshing). Компания Кока-Кола начала свою деятельность с
создания отдела реализации. Аза привлек молодых, энергичных «барабанщиков», так
в Америке называли сотрудников торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не
ограничивается логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Аза Кендлер
применял и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал
рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции Coca-Cola, а также
разнообразные сувениры с изображением товарного знака Coca-Cola.
Новый безалкогольный прохладительный напиток
Coca-Cola приобретал все большую популярность. Многие из тех, кто впервые
попробовал «Кока-Колу» в магазине или ресторане, брали ее еще и домой. Вскоре,
почти каждый считал своим долгом попробовать модный напиток, который с таким
энтузиазмом пили все вокруг.
Производство сувенирной продукции, рекламирующей
товарный знак Coca-Cola, принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый
товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход по всему
миру. Логотип Coca-Cola читатели находили на обложках модных журналов, на
огромных плакатах вдоль дорог. Реклама «Кока-Колы» всегда отличалась яркими и
заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Напиток рекламировали
наиболее известные артисты и спортсмены. Высокое качество напитка и красивая
реклама принесли Coca-Cola невиданный успех.
В 1894 году был открыт первый, за пределами
Атланты, завод по изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас.
Следующими были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895
году г-н Кендлер не без удовольствия мог сообщить в ежегодном отчете
акционерам, что «отныне „Кока-Колу“ пьют в каждом штате на всей территории
США». По мере того, как стремительно возрастал спрос на «Кока-Колу»,
разрасталась и штаб-квартира Компании. В 1898 году на Эджвудавеню в Атланте
было выстроено новое трехэтажное административное здание. Айза Кендлер наивно
полагал, что его будет вполне достаточно для нужд Компании «на все времена» —
оно оказалось тесным уже через десятилетие.
До 1894 года Coca-Cola продавалась в розлив. Это
происходило до тех пор, пока владелец магазина в городе Виксбург Джозеф
Биденхарн (Joseph A. Biedenharn), размышляя над тем, как лучше доставлять
напиток на плантации вдоль реки Миссисипи, не установил в своей лавке
оборудование по розливу Coca-Cola в бутылки. Так он стал первым производителем
напитков The Coca-Cola Company. Но, по-настоящему система производства
развернулась пятью годами позже. Два предпринимателя из Чаттануги (Теннеси)
Бенджамин Томас (Benjamin F. Thomas) и Джозеф Уайтхед (Joseph B. Whitehead)
получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и продажу напитка
Coca-Cola практически на всей территории Соединенных Штатов.
Айза Кендлер не видел большой выгоды в том, чтобы
продавать напиток в бутылках и уступил «эксклюзив» за символическую плату —
всего за один доллар. Забегая вперед, отметим, что только в 1928 году объемы
сбыта кока-колы в бутылках превысили объемы продаж «в розлив». По новому
контракту первый завод по розливу «Кока-Колы» был построен в Чаттануге в 1899
году. Собственно, с этого момента и начинается история всемирной Системы
«Кока-Колы», системы боттлинга — производства и сбыта напитков через партнеров
— так называемых «франчайзи».
За последующие 20 лет число заводов достигло
одной тысячи, причем 95% из них принадлежали местным предпринимателям и на них
работал местный персонал. На сегодня система производителей The Coca-Cola
Company является самой крупной и разветвленной производственной и
дистрибьюторской сетью в мире.
1902 год ознаменовался появлением главного
конкурента — компании Pepsi-Cola.
Первыми двумя странами где Кока-Кола развернула
свою деятельность после завоевывания Америки стали Куба и Панама, случилось это
в 1906 году. Но, как это может показаться с первого взгляда, развитие Компании
не было абсолютно безоблачным: как и другие популярные продукты, Coca-Cola в
скором времени начали подделывать. Для борьбы с производителями фальшивой
Coca-Cola были нанятые агенты знаменитого поискового агентства Пинкертона. Одним
из средств защиты зарегистрированного товарного знака Coca-Cola стала
изобретенная в 1915 году известная теперь всему миру контурная бутылка. Ее
дизайн разработали на предприятии Root Glass Company в штате Индиана.
В 1919 году Аза Кендлер продал компанию Кока-Кола
Ернсту Вудраффу (Ernest Woodruff), способному банкиру из Атланты и группе
других инвесторов за 25 миллионов долларов.
В 1920 году появился первый ботлер в Европе — во
Франции. В 1923 году Компанию возглавил Роберт (Robert W. Woodruff), 33-летний
сын Ернста Вудраффа, который оставался на посту 60 лет и cтал настоящей живой
легендой Компании. Новый президент компании Кока-Кола сделал основной акцент на
качестве напитка. В период своего президентства Роберт Вудрафф создает
корпорацию «Кока-Кола Экспорт Корпорейшен», занимающуюся развитием бизнеса
компании Coca-Cola по всему миру. В том же году были утверждены единые
стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания
напитка до расстановки бутылок на полках магазинов. В марте 1923, Coca-Cola
изобрела картонную упаковку на шесть бутылок. В 1927 году, The Coca-Cola Co.
впервые начала рекламную деятельность на радио.
Летом 1928 года американская команда привезла
1000 ящиков Coca-Cola на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени
Coca-Cola и спорт стали нераздельными понятиями. Coca-Cola постоянный спонсор
Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых
теннисных турниров и других спортивных соревнований. В 1929 году Компания
осуществила удачный проект: впервые был использованный металлический «кулер» —
холодильник без верхней крышки, дающий возможность продавать охлажденный
напиток в любую жару.
В 1931 году состоялась очередное знаменательное
событие в истории Coca-Cola. Компания заказала американскому художнику Хаддону
Сундблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. До этого Санта-Клаус
одевался как придется, в одежду разнообразнейший цветов и оттенков, что
выглядело не очень весело. Художник долго думал какое лицо нарисовать Санте и…
сделал свой автопортрет. Вот так, уже много лет в Рождество на нас смотрит
добрый и веселый Санта-Хаддон.
В 1939 году PepsiCo начала продавать напиток в
бутылках большей емкости по ценам продукции конкурента. Вся реклама Pepsi была
построена на сравнении цен и размеров бутылок. Продажи Pepsi стали стремительно
расти. Тогда-то Coca-Cola и решила серьезно взяться за конкурента. Был
предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова «кола» в
названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось
мировым соглашением. Это положило начало настоящей «холодной войны» компаний.
Перед Второй Мировой войной Coca-Cola продавалась
уже в 44 странах. Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберт
Вудраффа своей «армии»: «Я хочу, чтобы каждый человек в военной форме мог
получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то,
сколько это будет стоить Компании». Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было
доставлено военным на протяжении войны.
В августе 1958 года, в Бостоне, дебютировала
«Fanta». Три года спустя, первого февраля 1961 года было открыто производство
напитка «Sprite».
В 1960 году Компания начала разливать свои
напитки в жестяные банки, ранее предназначенные только для армии. А с 1977 в
пластиковые бутылки PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
В 1979 году Компанию возглавил Роберто Гозуэта —
один из самых успешных менеджеров XX века.
В 1982 году появилась Diet Coke в которой вместо
сахара используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1
калория.
Конечно, американцы не могли обойтись без любимой
«Кока-Колы» и в космосе. Так в 1985 году Coca-Cola отправилась навстречу к
звездам. Это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
Сегодня мировая империя Coca-Cola выглядит
следующим образом: 11 крупных компаний-боттлеров, работающих в масштабах
нескольких государств, и несколько десятков отдельных
предприятий-неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola Enterprises Inc.
работает в США (где производит примерно 70% потребляемых американцами напитков)
и в ряде стран Западной Европы. В 1996 году компания приобрела концентратов на
1,6 млрд долларов. Другой крупный боттлер-Coca-Cola Amatil Ltd. занимает
аналогичные позиции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах
Восточной Европы работает Coca-Cola Helenic Botling Company.
На данный момент существует около 200 видов
напитков, которые производит компания Coca-Cola. Но трем из них принадлежит 80%
от всего мирового объема продаж — это Кока-Кола, Фанта и Спрайт. В мире
выпускается около 70 сортов Фанты с разнообразнейший вкусами (апельсиновым,
лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни, арбуза и так далее).
Кока-Колы существует 8 видов. Компания Coca-Cola старается удовлетворить вкусы
всех потребителей — она выпускает и высококалорийные напитки, обогащенные минеральными
веществами. А еще компания Coca-Cola выпускает натуральные соки. Совместно с
компанией Nestle выпускаются холодный чай — Nestea и холодный кофе Nescafe.
Летом 1999 года Coca-Cola преобрела все права на торговую марку «Schweppes»,
принадлежащую ранее компании Cadbury.
На сегодняшний день товарный знак Coca-Cola
является наиболее известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола —
известнейшей компанией на Земле. Торговую марку Coca-Cola знают 98% всего
населения земного шара. Coca-Cola продается почти в 200 странах мира. Каждый
день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции компании.
Интересные факты о Кока-Коле:
— «Кока-кола» хорошо удаляет ржавчину (остаются
следы от красителей). Этот эффект достигается за счёт содержания в «Кока-коле»
ортофосфорной кислоты. Также известно, что кола удаляет накипь в чайнике и
налёт в унитазе. Однако не рекомендуется использовать её в этих целях, так как
для этого есть специализированные средства, содержащие кислоту.
— «Кока-колой» пользуются, чтобы смывать пятна
крови. Американские полицейские держат в служебных машинах несколько галлонов
колы, чтобы смывать пятна крови с асфальта на месте ДТП.
— Если всю выработанную кока-колу раздать в
бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 767 бутылок.
— Если бы всей выработанной кока-колой заполнить
бассейн глубиной 180
сантиметров , то его длина составляла бы 33 километра , а ширина
достигла бы почти 15
километров . В такой бассейн могут одновременно войти 512
миллионов человек.
— Каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов
напитков, выработанных компанией.
— Огромный знак «Кока-Колы», размещенный над
павильоном «Мир Кока-Колы» в Атланте, состоит из 1407 обычных лампочек и 1906
«погонных» неоновых ламп. Высота знака — 9 метров , ширина — 8 метров , вес — 12,5 тонн.
— Наибольший знак «Кока-колы» расположен в
чилийском городе Арика. Он установлен на вершине холма. Ширина знака — 122 метра , высота — 40 метров . Составлен этот
знак из 70 тысяч бутылочек от «кока-колы».
— Первый наружный рекламный щит «Кока-Колы»,
нарисованный ещё в 1904 году, до сих пор находится на своём месте в городке
Картерсвилл (штат Джоржия).
— В 1989 году «Кока-Кола» была первой иностранной
компанией, которая разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской
площади в Москве.
— Две страны, в которых высочайший процент
потребления в мире кока-колы на душу населения, не имеют между собою абсолютно
ничего общего: это огромная континентальная субтропическая Мексика и крохотная
островная приполярная Исландия.
— Наиболее длинный маршрут доставки «Кока-колы»
находится в Австралии. Водителям грузовиков приходится преодолевать
1803-километровую трассу, чтобы доставить продукцию из города Перт (Южная
Австралия) в населённые пункты Каррата и Порт-Хедленд.
Источник: selfire.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий