Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – русский публицист, поэт
и литературный критик, один из идеологов славянофильства. Младший брат
философа, поэта и славянофила К.С.Аксакова.
Родился в селе Надежино Оренбургской губернии в семье
писателя С.Т.Аксакова – автора знаменитого «Аленького цветочка». В 1826-1838 гг. с перерывами жил с семьей в
Москве, где получил домашнее образование. Учился на юриста, после чего работал
в московском уголовном департаменте Сената и в уголовной палате Калуги. В 1848 г . он стал чиновником
особых поручений при министерстве внутренних дел, а в 1852 г . после конфликта с
начальством уходил со службы, чтобы посвятить себя журналистике и литературе.
Он активно занимался редакторской деятельностью, однако в 1853 г . одна из его статей
вызвала такую реакцию властей, что ему было запрещено (вплоть до 1858 г .) заниматься
издательской и редакторской деятельностью. В период Крымской войны Аксаков
командовал отрядом московского ополчения (в боях не участвовал), затем ездил в
Европу, встречался с А.И.Герценом в Лондоне. С 1857 г . он стал негласным
редактором журнала «Русская беседа» и ведущим славянофильским публицистом.
Однако все последующие годы были омрачены его постоянной борьбой с цензурой –
«День», «Москвич» и другие его издания запрещались один за другим. Что касается
личной жизни Аксакова, то он был женат на фрейлине А.Ф.Тютчева, дочери великого
поэта, и после смерти Федора Ивановича написал о нем известный биографический
очерк. Будучи проповедником панславянских идей, он в 1878 г . на собрании
Московского славянского благотворительного общества раскритиковал российские
власти, согласившиеся по итогам русско-турецкой войны на раздел Болгарии и
передачи ее части под контроль Турции. После этой речи, ставшей всемирно
известной, философа высылают из Москвы, а часть болгарского общества предлагала
его кандидатуру на болгарский престол…
В 1880 г .
вышел первый номер его последнего журнала «Русь». В 1886 г . талантливый
литератор и публицист скончался в Москве от болезни сердца.
Иван Аксаков, как и его старший брат, считал необходимыми
возврат к древнерусским корням, формирование «внесословной среды» и отказ от
сословных привилегий и западных нововведений. В отличие он Хомякова и
К.Аксакова он успел застать отмену крепостного права. Философ надеялся, что
крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства
будет способствовать восстановлению органичности общественных связей. Однако
вскоре он разочаровался в надеждах и стал критиком либеральных конституционных
взглядов, считая их чуждыми русскому национальному духу.
Помимо всего прочего,
И.Аксаков - замечательный, до сих пор не оцененный поэт. Основная тема его
лирики тесно связана с его политическими взглядами – это идеи духовного
единения, борьбы за справедливость. Высокие гражданские темы и ораторский стиль
отличает большинство его поэтических произведений. Его неоконченная поэма
«Бродяга» (1846-1850) во многом оказала влияние на поэму Н.А. Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо».
Жар свалил. Повеяла прохлада.
Длинный день покончил ряд забот;
По дворам давно загнали стадо,
И косцы вернулися с работ.
Потемнеть заря уже готова;
Тихо всё. Час ночи недалёк.
Подымался и улёгся снова
На закате лёгкий ветерок!..
Говор смолк; лишь изредка собачий
Слышен лай; промолвят голоса...
Пыль слеглась; остыл песок горячий,
Пала сильно на землю роса.
По краям темнеющего свода
Тени все, широкие, слились:
Встретить ночь готовится природа;
Запахи отвсюду понеслись.
В тишине жизнь новая творится:
Зрячею проснулася сова,
И встаёт, и будто шевелится,
И растёт, и шепчется трава!..
Где ж крестьяне? День работав бодро,
Все теперь за ужином они:
Толк идёт, чтоб устояло вёдро,
Чтоб ещё продлились эти дни!
Нет, уж дождь их к утру не разбудит,
Облака давно сбежали прочь!..
Что за вечер!.. И какая будет
Тёплая и месячная ночь!
(Отрывок из поэмы "Бродяга")
И.Е.Репин. "Портрет И.С.Аксакова".
***
Бывает так, что зодчий много лет
Над зданием трудится терпеливо
И, постарев от горестей и бед,
К концу его подводит горделиво.
Доволен он упрямою душой,
Веселый взор на здание наводит...
Но купол крив! Но трещиной большой
Расселся он, и дождь в него проходит!
Ломает всё, что выстроено им...
Но новый труд его опять бесплоден,
Затем что план его неисполним,
И зодчий плох, и матерьял не годен!
Не так ли ты трудишься, человек,
Над зданием общественного быта?
Окончен труд... Идет за веком век,
И истина могучая разбита!
И всякий раз как много с ней падет
Безвинных жертв рабочего движенья!..
Ужель твое развитие идет,
Как колесо, путем круговращенья?
О род людской! Не раз в судьбе своей
Ты мнил найти и Истину, и Веру,
Затем чтоб вновь разуверяться в ней
И строить храм по новому размеру!
Каким путем ты цели не искал,
К каким богам не воссылал моленья?
Но много ль ты вопросов разгадал,
Но тайный смысл ты понял ли творенья?
К чему же ты нас ныне привела,
Судеб мирских живая скоротечность!
Всё та же власть враждующего зла,
Всё так же нам непостижима вечность.
Но опытом смирилися умы,
Исчезли с ним надежды и утехи;
И жизнь теперь, как бремя, носим мы,
И веры нет в грядущие успехи!..
***
Мы все страдаем и тоскуем,
С утра до вечера толкуем
И ждем счастливейшей поры.
Мы негодуем, мы пророчим,
Мы суетимся, мы хлопочем...
Куда ни взглянешь - все добры!
Обман и ложь! Работы черной
Нам ненавистен труд упорный;
Не жжет пас пламя наших дум,
Не разрушительны страданья!..
Умом ослаблены мечтанья,
Мечтаньем обессилен ум!
В наш век - век умственных занятий -
Мы утончились до понятий
Движений внутренних души,-
И сбились с толку! и блуждаем,
Порывов искренних но знаем,
Не слышим голоса в тиши!
В замену собственных движений.
Спешим, набравшись убеждений,
Души наполнить пустоту:
Твердим, кричим и лжем отважно,
И горячимся очень важно
Мы за заемную мечту!
И, предовольные собою,
Гремучей тешимся борьбою,
Себя уверив без труда,
Что прямодушно, не бесплодно
Приносим "мысли" благородно
Мы в жертву лучшие года!
Но, свыкшись с скорбью ожиданья.
Давно мы сделали "страданья"
Житейской роскошью для нас:
Без них тоска! а с ними можно
Рассеять скуку - так тревожно,
Так усладительно подчас!
Тоска!.. Исполненный томленья,
Мир жаждет, жаждет обновленья.
Его не тешит жизни пир!
Дряхлея, мучится и стынет...
Когда ж спасение нахлынет
И ветхий освежится мир?
(1846-1847)
Поэт и философ был похоронен под Москвой в Сергиевом Посаде (на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) при небывалом стечении народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий