вторник, 19 февраля 2013 г.

Алексей Мерзляков



   
    Мерзляков Алексей Федорович (1778-1830) - русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.
   Происходил из небогатой купеческой семьи, учился в пермском народном училище. В 1793 г. приехал в Москву, учился в Московском университете (получив «золотую медаль»), а после – преподавал в нем всю свою жизнь. С 1804 г. вплоть до своей смерти он возглавлял кафедру российского красноречия и поэзии; с 1817 по 1818 год был деканом словесного отделения, с 1821 по 1828 год был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. Его публичные курсы словесности пользовались огромной популярностью у читающей молодежи и видных сановников и литераторов. Был дружен с Жуковским, произвел огромное впечатление на юного Лермонтова. 
   Литературное наследие Мерзлякова представлено в основном талантливыми переводами древних авторов (Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и др.), а также романсами и песнями, подражающими народным. Интересуясь русским фольклором, Мерзляков в соавторстве с композитором Д.Кашиным сочинил целый ряд песен, которые получили большую известность и воспринимались как русские народные песни. Большинство их было посвящено автором своей ученице Анисье Вельяминовой-Зерновой, в которую поэт и педагог Мерзляков был влюблён...

***
Среди долины ровныя,
 На гладкой высоте,
 Цветет, растет высокий дуб
 В могучей красоте.

 Высокий дуб, развесистый,
 Один у всех в глазах;
 Один, один, бедняжечка,
 Как рекрут на часах!

 Взойдет ли красно солнышко –
 Кого под тень принять?
 Ударит ли погодушка –
 Кто будет защищать?

 Ни сосенки кудрявыя,
 Ни ивки близ него,
 Ни кустики зеленые
 Не вьются вкруг него.

 Ах, скучно одинокому
 И дереву расти!
 Ах, горько, горько молодцу
 Без милой жизнь вести!

 Есть много сребра, золота –
 Кого им подарить?
 Есть много славы, почестей –
 Но с кем их разделить?

 Встречаюсь ли с знакомыми –
 Поклон, да был таков;
 Встречаюсь ли с пригожими –
 Поклон да пара слов.

 Одних я сам пугаюся,
 Другой бежит меня.
 Все други, все приятели
 До черного лишь дня!

 Где ж сердцем отдохнуть могу,
 Когда гроза взойдет?
 Друг нежный спит в сырой земле,
 На помощь не придет!

 Ни роду нет, ни племени
 В чужой мне стороне;
 Не ластится любезная
 Подруженька ко мне!

 Не плачется от радости
 Старик, глядя на нас;
 Не вьются вкруг малюточки,
 Тихохонько резвясь!

 Возьмите же всё золото,
 Все почести назад;
 Мне родину, мне милую,
 Мне милой дайте взгляд!
                                            (1810)

И.И.Шишкин "Среди долины ровныя..."

***
В чем я винен пред тобою,
 Чем тебя я прогневил?
 Разве тем, что всей душою
 Я жестокую любил?

 Сила страсти - бога сила!
 Можно ль ей противустать?
 Так судьба уже судила -
 Мне, узнав тебя, страдать!

 Но, в тоске бесплодной ноя,
 Чем тебя я оскорбил?
 Отказавшись от покоя,
 Твой покой не нарушил,

 И наружности смущенья,
 Слова, взгляду при тебе
 Из душевного почтенья
 Не позволил я себе.

 Роща дальняя внимала
 Злополучной страсти глас,
 Ночь печальна примечала
 Слезы горькие из глаз.

 Не надеясь наслаждаться
 Чувством нежности твоей,
 Мне осталось лишь питаться
 Скрытой горестью своей.

 В томном страсти упоенье
 Я вселенную забыл;
 Наяву и в сновиденье
 Лишь тебя в ней находил.

 Образ милый твой скрывался
 В тайне сердца моего:
 Всякий дар небес казался
 Даром сердца твоего.

 Ты в луне мне сострадала,
 Краше солнышко тобой,
 Ты мне прелесть показала
 Добродетели самой.

 Без тебя я был с тобою,
 Чувство, мысль твою делил;
 Я мечтал, что надо мною
 Кроткий гений твой парил,

 Вот страдальца наслажденья!
 Хочешь - всех меня лишай.
 Вот мои все преступленья;
 Будь безжалостна - отмщай!..

 Позабудь меня, жестока,
 Запрети себя видать;
 Но какая сила рока
 Запретит мне обожать?

 Чувство сладостно, отрадно,
 Существо души моей!
 Под землею разве хладной
 Ты исчезнешь вместе с ней.


К ЭЛИЗЕ

 Когда б я был любим, о милая, тобою...
 Мечта прелестная, завидный дар небес!
 С подругой нежною делиться ввек судьбою,
 Делиться сладостью и радости, и слез!

 Когда б я был любим... певец стезею правой,
 Завистников презрев, к бессмертью б воспарил!
 Элизою любим, стремился бы за славой;
 Элизу бы воспел и славу заслужил!

 Когда б я был любим... гонимый с сиротою
 Спасителя во мне и брата бы сыскал!..
 И мне ль недобрым быть, любимому тобою?
 Мне ль благости не знать, когда тебя узнал?

 Когда б я был любим... сокройтесь, сны златые:
 Богатства, суеты, фортуна, мир забыт!
 Свобода и любовь - цари мои земные!
 В них счастье, а без них и счастье - ложный вид!

 Но что, безумец, я - какой пленен мечтою?
 Надежда, удались! Мне ль радостей искать?
 Другому быть твоим, другому жить тобою!
 А мне... о призраке погибшем унывать!..


Поэт и учитель Мерзляков был погребен на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий