пятница, 22 февраля 2013 г.

Иннокентий Анненский




      Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – один из виднейших русских поэтов «Серебряного века», драматург, переводчик, педагог, литературный критик.
    Родился будущий литератор в Омске, вскоре вместе с семьей переехал в Петербург, учился в частной гимназии. В 1875-1879 гг. – студент историко-филологического факультета Петербургского университета. С 1880-х гг. Анненский начал публиковаться – в основном это были научные рецензии, критические статьи. Несмотря на то, что стихи Анненский начал писать еще в юношестве, опубликовать он их решился, будучи уже в зрелом возрасте – его единственный прижизненный сборник «Тихие песни» вышел в 1904 г. (уже после смерти поэта был издан его второй сборник  «Кипарисовый ларец»). Несмотря на сравнительно небольшое поэтическое наследие, Анненский оказал очень сильное влияние как на будущих акмеистов (Н.Гумилева и А.Ахматову), так и футуристов (его стихотворение «Колокольчики» ряд исследователей называют первым по времени написания русским футуристическим стихотворением).
     В своих произведениях Анненский поднимал вопросы глубинные, писал о философских проблемах бытия простого городского человека – своего современника, об одиночестве и мимолетности жизни, о реальности и иллюзорности жизненных ценностей. Даже его поэтический стиль одновременно соединял в себе как высокие классические образы, так и обыденные мотивы. Возможно поэтому он и известен был в литературных кругах как «импрессионист от поэзии».
    В профессиональной деятельности Анненский в основном занимался преподаванием, 10 лет служил директором гимназии в Царском Селе. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах. Как переводчик выполнил огромную работу по переводу на русский язык всего драматического наследия греческого трагика Еврипида. Одновременно им было написано несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты. Помимо страстной тяги с классическому искусству, Анненский активно занимался переводами французских поэтов-символистов.
     Последние годы Анненский работал в Санкт-Петербурге окружным инспектором. Поэт скончался от сердечного приступа на ступеньках Царскосельского вокзала. Известный критик и поэт С.Маковский так написал об угасшей звезде: «Поэт глубоких внутренних разладов, мыслитель, осужденный на глухоту современников,— он трагичен, как жертва исторической судьбы. Принадлежа к двум поколениям, к старшему — возрастом и бытовыми навыками, к младшему — духовной изощренностью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры, пропитавшейся в начале XX века тревогой противоречивых терзаний и неутолимой мечтательности». Многие богемные литераторы не воспринимали его, чиновника, переводчика и любителя классики, как полноценного поэта новой эпохи.  Только его смерть послужила поводом к началу осмысления личности и творчества Иннокентия Анненского, погружая читателей и исследователей в тайны его мистического поэтического мира.



ТРАКТИР ЖИЗНИ

Вкруг белеющей Психеи
Те же фикусы торчат,
Те же грустные лакеи,
Тот же гам и тот же чад...

Муть вина, нагие кости,
Пепел стынущих сигар,
На губах - отрава злости,
В сердце - скуки перегар...

Ночь давно снега одела,
Но уйти ты не спешишь;
Как в кошмаре, то и дело:
"Алкоголь или гашиш?"

А в сенях, поди, не жарко:
Там, поднявши воротник,
У плывущего огарка
Счеты сводит гробовщик.


УТРО

Эта ночь бесконечна была,
Я не смел, я боялся уснуть:
Два мучительно-черных крыла
Тяжело мне ложились на грудь.

На призывы ж тех крыльев в ответ
Трепетал, замирая, птенец,
И не знал, придет ли рассвет
Или это уж полный конец...

О, смелее... Кошмар позади,
Его страшное чувство прошло;
Вещих птиц на груди и в груди
Отшумело до завтра крыло...

Облака еще плачут, гудя,
Но светлеет и нехотя тень,
И банальный, за сетью дождя,
Улыбнуться попробовал День.



ОБЛАКА

Пережиты ли тяжкие проводы,
Иль глаза мне глядят, неизбежные,
Как тогда вы мне кажетесь молоды,
Облака, мои лебеди нежные!

Те не снятся ушедшие грозы вам,
Все бы в небе вам плавать да нежиться,
Только под вечер в облаке розовом
Будто девичье сердце забрезжится...

Но не дружны вы с песнями звонкими,
Разойдусь я, так вы затуманитесь,
Безнадежно, полосками тонкими,
Расплываясь, друг к другу все тянетесь...

Улетят мои песни пугливые,
В сердце сменится радость раскаяньем,
А вы все надо мною, ревнивые,
Будто плачете дымчатым таяньем...


ЖЕЛАНИЕ

Когда к ночи усталой рукой
Допашу я свою полосу,
Я хотел бы уйти на покой
В монастырь, но в далеком лесу,

Где бы каждому был я слуга
И творенью Господнему друг,
И чтоб сосны шумели вокруг,
А на соснах лежали снега...

А когда надо мной зазвонит
Медный зов в беспросветной ночи,
Уронить на холодный гранит
Талый воск догоревшей свечи.




Я ЛЮБЛЮ

Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною
Я лиловый разлив полутьмы,
И, где солнце горело весною,
Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири
В переливах растаявший цвет...
Я люблю все, чему в этом мире
Ни созвучья, ни отзвука нет.

Поэт и педагог Иннокентий Анненский похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (нынешний г.Пушкин Ленинградской области).


Комментариев нет:

Отправить комментарий