вторник, 12 февраля 2013 г.

Размышлезис о роли творчества и искусства




ИдеАлогия
как луч света во всемирном мраке

         Что значит для России – быть творческим человеком? Да и не только для России, но и в целом – для планеты? Значит видеть мир не так, как видят его остальные, занятые своими частными проблемами земляне. Думать, рассуждать и творить, концентрируясь при этом не просто на своих переживаниях, но стараясь охватить в своем творении чаяния всего своего народа, а порой – и всего мира. Не может творец, будучи просто самим собой и изображая лишь свою линию жизни, привлекать внимание и будоражить умы различных народов на протяжении не одного столетия. Он всегда стремится охватить в своем произведении или на своем полотне как можно больше характеров, раскрывая их глубину (или, наоборот, внутреннюю ничтожность), он отражает свое мнение по поводу путей развития страны и общества. Разумеется, не каждое творческое направление подразумевает необходимость «быть пророком в своем Отечестве». Талант музыканта, пейзажиста, модельера не связан напрямую с «инженерией души», достаточно только того, чтобы их творения ценили и волновали воображение публики. Однако любой человек от искусства должен помнить о своей Отчизне и благодаря своим способностям продвигать за рубежом не только свое славное имя, чем у нас грешат многие «арт-персоны», но и позитивный имидж своей страны, в которой они родились и которой обязаны своим становлением как личности. И родина должна поддерживать своих воспевателей - в конце концов, не только благодаря полету Гагарина, но и благодаря нашему неподражаемому искусству и нашим общественно-политическим мыслителям, интеллигентной прослойке.


      Конечно, в отношениях между творческим человеком и государством пробегала не одна кошка. За примером далеко ходить не надо: русская история – это практически извечное противостояние интеллигенции и властных структур. Если, конечно, под интеллигенцией подразумевать сообщество интеллектуальных патриотов, радеющих за судьбу страны и народа, а не кучку прихвостней, писавших и изображавших то, что им прикажут, за какую-либо материальную подачку. Умный человек, который трезвым критичным взглядом умеет оценить ситуацию и предложить достойное решение проблемы, не всегда пользовался вниманием со стороны тех, кто гипотетически должен быть заинтересован в решении данной проблемы. В лучшем случае подобного человека проигнорируют, в худшем – сошлют на рудники, заточат в сумасшедший дом или вообще устранят физически, искусно заметя при этом все следы. Откуда же берется это сочетание – здравого интеллекта и острого чувства социальной несправедливости? Оно врожденное? Все люди рождаются одинаковыми, не считая различных отклонений, которые, к счастью, имеет меньшинство. Почему же один человек может наслаждаться бездарной музыкой и читать с интересом пошлую книжицу, в то время как другой счел бы это для себя мучением, предпочтя музыку и литературу со смыслом? Причем первых, как показывает практика, большинство. Интересно то, что уже с малых лет начинают выявляться глубина мышления и тонкий художественный вкус у некоторых и его полное отсутствие у других. И далеко не всегда это связано с домашней обстановкой – в туповатых недалеких семьях могут родиться  самородки, которые сбегают из дома и превращаются в кумиров эпохи. И, наоборот, в образованных аристократичных обществах могут созреть полноценные моральные уроды.


      Вывод напрашивается только один – либо родиться с обостренным чувством прекрасного – это такое же отклонение, как и даунизм, либо человек по природе своей так устроен, что все примитивное, взывающее к физиологическим инстинктам привлекает гораздо больше, нежели что-то тонкое, изящное, душевное. И по-настоящему творческий человек в этом случае – просто более развитое существо, а не просто homo sapiens, который в плане технического прогресса ушел далеко, а в плане душевного развития стоит в обнимку с предшественником, который вчера научился дубиной орехи раскалывать. Не хочется, конечно, никого обижать – каждый человек в чем-то уникален, но редкие люди умеют внимательно смотреть на себя со стороны. Если бы все умели смотреть, то многие бы ужаснулись…
      Творческие люди – особая каста в обществе. Государство их не любит за постоянную критику в свой адрес, народ считает некоторых представителей интеллигенции главными виновниками общественных и политических катаклизмов. Интересно, кто-нибудь задумывался о том, можно ли прожить без творческой прослойки? Только чиновники и служащие, только руководство и подчиненные? А почему нет, теоретически все гармонично. Правительству никто не будет досаждать умными предложениями по переходу общества к идеям социальной справедливости. Замечательно! Какой дурачок, дорвавшийся до кормушки, будет под видом построения справедливого общественного устройства пилить сук, на котором сидит? А народ никто не будет подстрекать. В славные дореволюционные годы он уже привык не задаваться непонятными вопросами, а просто работать – то на себя, то на хозяина. И после бы работал, не будь умников-народовольцев, эсеров, большевиков, анархистов и прочих «интеллигентов в очках». Были бы только отдельные представители, писавшие парадные портреты вельмож, вазы с цветами или сочинявшие лишенные какой-либо внятной идеи стихотворения и пьесы. Общество социальной идиллии…Если бы предложить подобный вариант Иисусу Христу, посоветовав убрать всех фантазеров-идеалистов, как назойливых мух, с веранды мироздания, он бы согласился? А не последовал бы в ответ встречный вопрос: «А кто же в таком случае дал миру меня?..»
Нет, господа-товарищи, локомотив нашего мирового общества движется не только благодаря физическим законам, научно-техническому прогрессу, умелому руководству главных политических машинистов…Есть и еще один двигатель, он не видим невооруженным глазом, но этим двигателем руководит, если угодно, сам Господь Бог…Этот двигатель – духовность. И слово это подразумевает не совершение религиозных ритуалов. Как гласит одна шутка – заглядывать в церковь и считать себя верующим – все равно, что заглядывать в гараж и считать себя автомобилем. Это слово означает наличие нравственного стержня, стремление к самопознанию и познанию окружающего общества, человеколюбие, интеллектуальное развитие, просвещение людей. Немного особняком идет обостренное чувство справедливости…История уже показала, что поиски справедливости могут привести к принудительной социальной «уравниловке», далекой от принципов человеколюбия, где даже творческий человек вянет и погибает, либо становится приспособленцем и творит уже во славу заказчиков. Чтобы такого не произошло – необходимы нравственные ориентиры, которые закладываются в человеке с детства. И ориентиры эти могут быть заложены только творческими личностями.



       В нынешнем обществе как никогда нужны эти ориентиры. Без них наш народ с легкой руки «проводников современной культуры» превратится в полуадекватную оглупленную массу, которая перестанет отличать высокое от пошлого, красивое от мерзкого, свет от тьмы…Что увидел бы Пушкин, если б посетил, как булгаковский Воланд, современную Россию? Стихи можно услышать только в рекламе бульонных кубиков…об их стилистике и качестве лучше промолчу…Что услышал бы Чайковский? Саундтеки к сериалам и обработанную ди-джеями классику…Что узрели бы Куинджи и Айвазовский? Холсты, измалеванные губами, задницами и прочими частями тел модных «людей от искусства», пропагандирующий «свой неповторимый взгляд на вещи»…Самозванцы у власти – это как-никак классический сюжет, но самозванцы в искусстве, притом – набирающие популярность…Где же, наконец, нравственный мессия, эталон красоты и гармонии? 2000 лет без образца для подражания – слишком много, наверное. Необходим тот, кто вернет к жизни творческие силы еще не умерших настоящих людей искусства и задаст моральные ориентиры на несколько поколений вперед, кто укажет путь для движения общества и заставит нашу элиту идти именно этим путем. В общем, выражаясь языком  современного творческого бомонда, нам нужен «Христос-2»…
        Нам не нужна идеология, нам нужны идеалы…само слово «идеал» подразумевает одновременно и нечто великое, прекрасное, и нечто недостижимое. Наше общество поэтому можно представить в качестве зверя, бегущего за лакомой приманкой. Иногда эта приманка может быть всего лишь муляжом, но инстинкт берет свое дело – и погоня даже за ненастоящим лакомством превращается в азартный безудержный стремительный бег…И этот бег – тоже неотъемлемая часть движения общества всего мира. Даже не видя конечной цели. Вернее, ты ее видишь, но она все дальше и дальше ускользает от тебя, вызывая еще больший азарт и самоотдачу…
      ИдеАлогия. Ради нее умирали миллионы. Умирали счастливыми в душе…С верой, что жили не зря. В советское время, с одной стороны, как уже говорилось, всеобщее равенство не давало возможности полноценно развиться многим талантливым людям, но с другой стороны – опыт СССР, особенно этап его создания, показал, насколько высоко может взлететь натура творческого человека, если он видит великую цель, ради которой он существует. Он не узнает, что «благодарные потомки» превратили высокие идеалы в фикцию уже в сталинские годы. И хорошо, что не узнает. Поскольку истинное назначение творческой личности – нести факел, духовный олимпийский огонь, и верить в то, что он жил ради самой замечательной идеи – идеи, нацеленной на благо всего общества, и что он внес хотя бы крупицу в реализацию этого идеала.
       В разделе «Гиганты русского слога» я поставил своей целью познакомить читателей с хорошо известными и не очень известными именами русских поэтов различных эпох и направлений. Здесь со временем будут представлены имена и произведения 300 поэтов – гордости отечественной литературы. Кто-то из нас, безусловно, ближе к поэзии, кто-то дальше, однако я уверен, что каждый найдет себе автора по вкусу и обогатит на небольшую частицу свой внутренний мир. Это далеко не все, что мне хотелось бы подарить миру как творческому человеку, но остальное – впереди.
      В заключение – небольшой поэтический итог. Возможно, он не совсем связан с предыдущими фразами, но именно это стихотворение (вернее, песню) одного прекрасного и тонкого автора, я вижу как логичное завершение этого монолога.

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают Высшие Миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают
И в песнях и в стихах своих живут.

А может быть, сегодня или завтра
Уйду и я таинственным гонцом
Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно
Поэт и композитор Виктор Цой.


(Игорь Тальков)



Спасибо за внимание! Искренне Ваш!



Павел Галандров (P.Galandroff)

Комментариев нет:

Отправить комментарий