среда, 6 февраля 2013 г.

Размышлезис о социальной пропасти



Два берега Русской реки

    Иногда (вернее постоянно) стучится в голову навязчивая мысль – почему в России такая пропасть между сильными и неимущими? Почему на тебя смотрит свысока даже какая-нибудь регистраторша, от шариковой ручки которой ты зависишь какие-то 3 минуты? Отчего в мозгу заложено это «выпячивание» собственной значимости, даже если ты выполняешь чисто технические функции, а не решаешь судьбу страны или руководишь каким-то значимым государственным ведомством? Интересная мысль для размышлений, не правда ли?
    Есть такой анекдот. В тему, так сказать. 
Экскурсия по аду.
Котёл. Варятся люди. Возле котла огромное количество чертей-охранников, тычут вилам тех кто пытается из котла вылезти. Люди из котла постоянно лезут, но охрана запихивает их обратно. Выглядит всё весьма суетливо.
Вопрос группы туристов:"А кто в этом котле?"
Гид:"Это евреи. Здесь нужна серьёзная охрана. Нельзя никого упускать, если один вылезет, всех вытащит, не удержишь их потом."
Следующий котёл. Варятся люди. У котла стоят два черта, и периодически обновляют нарисованную рядом с котлом линию.
Туристы:"А здесь кто?"
Гид: "Здесь немцы. Мы им нарисовали вот эту черту и сказали за неё нельзя заходить. Всё. Можно не беспокоится что убегут.".
Последний третий котёл. Варятся люди. Но! Охраны-чертей нет вообще!
Туристы:"А здесь кто? И почему нет охраны?"
Гид: "А здесь русские. Тут не нужна охрана. У них даже если кто-то и попытается вылезти, они сами же его с воплями «что, лучше других хочешь быть???» обратно затащат".


     Вот о третьем котле и поговорим…
    До отмены крепостного права нравы были дикие, но четкие и понятные – есть божий избранник на троне, есть хозяева – божии избранники локального масштаба и есть те, кто избранников обеспечивает всем необходимым – едой, зрелищами и так далее. Так сложилось по рождению, и выйти из подобного «колеса Сансары» смогли только самые удачливые. После 1861 г. ситуация изменилась? Еще бы, все сами по себе, вольные хлебопашцы, искатели смысла жизни – теперь можно выместить злобу на бывших хозяевах. Реформа, которая, по сути, должна была сплотить народ и богатую прослойку, вылилось в очередное противостояние – на этот раз кровавое, жестокое, необузданное.
   Виновато государство? Да, поскольку процесс освобождения крестьян не был как следует продуман – многие остались без средств к существованию. А виноваты ли освобожденные? Да тоже, только по-своему. Русский человек привык, чтобы за него думали свыше. Определенный мазохизм странового масштаба. Нет у него той черты характера, которую впоследствии стали называть «американской мечтой» - принцип, что чем больше ты работаешь, тем больше преуспеешь в своем деле. Вот и вели себя русские мужики в большинстве своем как строители-гастарбайтеры – я делаю то и то, остальное – по-барабану, все равно никто не оценит. Стимул – великая вещь, не только зверей заставляют кувыркаться ради куска лакомства. Человек от природы ушел недалеко, у него не так все примитивно, но суть все равно та же – либо делаю для себя, либо за бакшиш. Для себя ему много не надо- все равно излишки отберут, а бакшиш никто не дает. Ну и смысл напрягаться? Отсутствие нормальных трудовых отношений привело к тому, что, с одной стороны, хозяин смотрел на остальных как на бесправных вассалов, с другой стороны, вассалы не стремились к активной трудовой деятельности, работали исподтишка. Если бы еще реформаторы того времени проникли в суть проблемы отношений хозяин-работник, можно было бы создать по крайней мере адекватную законодательную базу (обеспечивающую свободным крестьянам возможность найти свое место на рынке труда), а поскольку реформаторы – те же люди, которым до альтруистических порывов как до туманности Андромеды, то вообще труба. Которая, собственно, и протрубила…

И.П.Богданов. "За расчетом".

       В советское время неравенство было не такое явное, но все равно просачивалось через различные щели – глава колхоза, райкома, член Политбюро…не цари, конечно, палками по темени не били, но «князьки» - определенно, иначе нафига пупок надрывать, если не сидеть потом с важным видом и не смотреть на заискивающие лица? Как бы ни старалась религия, но негативные природные качества, видимо, заложены в большинстве людей изначально. Зависть и подхалимство плавно переходят в лень и презрение. Посмотрите на себя со стороны – часто ли вы возражаете руководителю, даже если считаете его балбесом? Или отказываетесь, когда надо ехать куда-то с поручением? Душу греет только мысль о том, что через несколько лет вы сами будете расслабляться в собственном кабинете, а сошки поменьше будут бороздить городские просторы, чтобы доставить вам нужную бумагу.
     Хорошо, когда руководитель занял свое кресло, не растеряв при этом человеколюбия и простодушия. Это заслуживает прижизненных почестей. Но чаще можно наблюдать и иной вариант – человек всю свою профессиональную жизнь приспосабливается к обстоятельствам, подстраивается под других, запихивает далеко и надолго свои принципы, чтобы добиться хоть какого-то влияния в своей жизни. И потом накопившуюся злобу и презрение выливает на головы уже своих подчиненных. Такое впечатление что вся наша действительность – это река, на одном берегу которого благодать, на другом – тихий ужас, каждый пытается переплыть эту реку, и тот, кто оказывается на берегу счастливцев, показывает пальцем на «неудачников» на противоположном берегу.



     Константин Райкин как-то сказал: "В России надо быть или известным, или богатым, чтобы к тебе относились так, как в Европе относятся к любому"...
   Ведь у нас действительно так, не поспоришь – сделать операцию, построить домик недалеко от города, съездить отдохнуть, набраться впечатлений, отдать ребенка в детсад, подать иск в суд на нарушителя, поужинать натуральными продуктами – это все нормальные человеческие потребности. Это – естественное желание человека, а не прихоть привилегированного класса. Если кто считает это прихотью буржуя – значит действительно гражданский мазохизм имеет место в России…Поэтому у нас и разрыв такой – люди, которые могут позволить себе жить нормально (не зажравшись, повторяюсь!), расцениваются как «высшая каста», хотя в нормальных государствах хорошее медицинское обслуживание, образование и комфортный отдых может позволить себе любой трудолюбивый гражданин. Если одни вам будут люто завидовать, другие – ненавидеть как класс, при этом работая на вас, будете ли вы относиться к таким людям уважительно, на равных?
   Получается интересная ситуация: человек постоянно натыкается на пренебрежительное отношение к нему, его это раздражает, и он отвечает другим тем же. А почему им пренебрегают? Потому что других тоже опускали в свое время, вот и отыгрываются на этом человеке…Неужели это замкнутый круг – все испокон веков друг другом пренебрегали и любое чуткое отношение будет встречено как выпад психопата? 
     Нет, любую ситуацию можно исправить. Со своей стороны предложил бы несколько рецептов.
     Во-первых, никогда не полагаться на государство, не ждать, что госчиновники тебя ждут с распростертыми объятиями. Человек, который интересуется судьбой другого человека – либо его родственник или близкий друг, либо ему приказали это сделать свыше (в идеале, ему должно это приказывать законодательство), либо он очень сердобольный, но такого человека давно бы сломала государственная машина. В принципе, это логично – если интересоваться судьбой всех несчастных в многомиллионной стране, то нервов не хватит. У любого человека за годы работы вырабатывается определенный профессиональный цинизм – у врачей, полицейских, чиновников. Наверно это плохо. Но это факт, увы. Поэтому – не лебезить перед другими, а держаться достойно, может даже выше чем позволяет ваш статус. Только тогда с вами будут говорить на равных.
   Во-вторых, воспитывать в себе культурного человека. Правильно говорят, что порядочный человек не будет хамить в очереди или в транспорте – для него это будет противнее, чем промолчать. Относитесь к тем, кто нарывается на грубость, с высоты птичьего полета, ибо его душа по сравнению с вашей – как хромой тушканчик по сравнению с парящим в облаках величественным соколом.
    В-третьих, не делайте так как я – не копайтесь в истории, ища доказательства повсеместного невежества. Мир не стоит на месте, и мы уже не крестьяне, пришедшие за чаркой водки к помещику, мы – люди глобализации и киберреволюции, века амбициозных космических программ и беспрецедентных информационных возможностей. И смотреть должны друг на друга как на свидетеля уникальных мировых процессов, как на члена команды, которая стремиться изменить мир к лучшему, преобразить его. Преобразить настолько, чтобы каждый человек чувствовал себя в этом мире не шурупом проржавевшего агрегата, который еще стоит посреди поля только потому, что всем на него плевать, а человеком с неограниченными возможностями, данными ему цивилизацией (фюреров я не беру, это отдельные личности, и им место в определенных заведениях).
    И наконец, последнее. Улыбайтесь, господа! Поскольку умное лицо еще не признак ума, как говаривал Мюнхгаузен, он же Олег Янковский. Больше теплоты и открытости к людям. Это не противоречит моему первому постулату о самодостаточности человека, это лишь подчеркивает мысль о том, что человек, нацеленный на успех, должен оставаться человеком в обществе и никогда не терять лица, несмотря на трудности и жизненные лабиринты.
    Будут еще интересные мысли на эту тему – добавлю! Главное не утомить уважаемых читателей.

Спасибо за внимание! Всегда Ваш!

Павел Галандров (P.Galandroff)

Комментариев нет:

Отправить комментарий