понедельник, 4 февраля 2013 г.

Евдокия Ростопчина




       Графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858) – одна из очень немногих женщин, которую в первой половине XIX века с полной уверенностью назвать профессиональной поэтессой, произведения которой ценились наравне с выдающимися корифеями пушкинской плеяды.
      Евдокия Петровна - яркий пример сочетания удивительной образованности, душевной чуткости, немалого поэтического таланта и притом очень знатного происхождения. Если посмотреть на биографии поэтов «золотого века», то далеко не все из них имели родственные связи с богатейшими дворянскими фамилиями. Родилась она в семье Сушковых (ее мать, урожденная  Пашкова, была дочерью известного московского миллионера),знала несколько языков, в 22 года вышла замуж за А.Ф.Ростопчина, сына московского главнокомандующего в 1812 г. Ее дом в районе Лубянки был центром светской жизни города. К тому времени Ростопчина уже зарекомендовала себя как поэт. В 1836 г., переехав в Петербург, она организовала литературный салон, который посещали Жуковский, Вяземский, Тютчев, Гоголь...Она тесно общалась с Пушкиным и Лермонтовым, которые поддерживали ее как поэта. Когда Николай I запретил Ростопчиной проживать в столице, она вернулась в Москву, проживала со свекровью-католичкой, которая ругала ее за светские увлечения и за православное образование, даваемое Ростопчиной своим детям. Умерла она уже почти забытая, после продолжительной болезни.
       Ростопчина была одной из первых представительниц женской лирики – нежной, ранимой, чувствительной, пропитанной мотивами любви, зачастую неразделенной и трагичной. Однако известна она и произведениями на общественную тематику, например, посвященными печальной судьбе декабристов или российско-польским отношениям (баллада «Насильный брак»).



К СТРАДАЛЬЦАМ-ИЗГНАННИКАМ

Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Кондратий Рылеев

Соотчичи мои, заступники свободы,
О вы, изгнанники за правду и закон,
Нет, вас не оскорбят проклятием народы,
Вы не услышите укор земных племен!
Пусть сокрушились вы о силу самовластья,
Пусть угнетают вас тирановы рабы,-
Но ваш терновый путь, ваш жребий лучше счастья
И стоит всех даров изменчивой судьбы!..
Удел ваш - не позор, а слава, уваженье,
Благословения правдивых сограждан,
Спокойной совести, Европы одобренье
И благодарный храм от будущих славян!
Хоть вам не удалось исполнить подвиг мести
И цепи рабства снять с России молодой,
Но вы страдаете для родины и чести,
И мы признания вам платим долг святой.
Быть может, между вас в сибирских тундрах диких
Увяли многие?.. Быть может, душный плен
И воздух ссылочный - отрава душ великих -
Убили в цвете лет жильцов подземных стен?..
Ни эпитафии, ни пышность мавзолеев
Их прах страдальческий, их память не почтут:
Загробная вражда их сторожей-злодеев
Украсить нам не даст последний их приют.
Но да утешатся священные их тени!
Их памятник - в сердцах отечества сынов,
В неподкупных хвалах свободных песнопений,
В молитвах русских жен, в почтенье всех веков!
Мир им!.. Мир праху их!.. А вы, друзья несчастных,
Несите с мужеством крест неизбежный свой!..
Быть может, вам не век стонать в горах ужасных,
Не век терпеть в цепях, с поруганной главой...
Быть может, вам и нам ударит час священный
Паденья варварства, деспотства и царей,
И нам торжествовать придется день блаженный
Свободы для Руси, отмщенья за друзей!..
Тогда дойдут до вас восторженные клики
России, вспрянувшей от рабственного сна,
И к жизни из могил вас вырвет крик великий:
"Восстаньте!.. Наша Русь святая спасена!.."
Тогда сообщники, не ведомые вами,
Окончив подвиг ваш, свершив урочный бой,
С свободной вестию, с свободными мечтами
Пойдут вас выручать шумящею толпой!..
Тогда в честь падших жертв, жертв чистых, благородных,
Мы тризну братскую достойно совершим,
И слезы сограждан, ликующих, свободных,
Наградой славною да вечно будут им!
                                                                             (Май 1831)

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ

 Вставать, чтоб целый день провести наедине
 С напрасными и грустными мечтами,
 В безжизненной степи, в безмолвной тишине
 Считать года потерянными днями,
 Не видеть пред собой ни цели, ни пути,
 Отвыкнув ждать, забыть надежды сладость
 И молодость губить в деревне, взаперти,—
 Вот жребий мой, вот жизнь моя и радость!

 Когда ровесницам моим в удел даны
 Все общества и света развлеченья,
 И царствуют они, всегда окружены
 Толпой друзей, к ним полных снисхожденья:
 Когда их женский слух ласкает шум похвал,
 Их занят ум, их сердце бьется шибко,—
 Меня враждебный рок здесь к степи приковал,
 И жизнь моя лишь горькая ошибка!..

 Напрасно я в себе стараюсь заглушить
 Живой души желанья и стремленья...
 Напрасно зрелых лет хочу к себе привить
 Холодные, сухие размышленья...
 Напрасно, чтоб купить себе навек покой,
 Состариться сейчас бы я готова...
 Вперед, вперед и вдаль я рвусь моей мечтой,—
 И жить с людьми стремится сердце снова!..
                                                                              (Октябрь 1836)

ВЫ ВСПОМНИТЕ МЕНЯ

               Et sur vous si grondait l'orage,
               Rappelez-moi, je reviendries!..
                                            Simple histoire [1]


 Вы вспомните меня когда-нибудь... но поздно!
 Когда в своих степях далеко буду я,
 Когда надолго мы, навеки будем розно —
 Тогда поймете вы и вспомните меня!
 Проехав иногда пред домом опустелым,
 Где вас всегда встречал радушный мой привет,
 Вы грустно спросите: «Так здесь ее уж нет?»—
 И мимо торопясь, махнув султаном белым,
          Вы вспомните меня!..

 Вы вспомните меня не раз,- когда другая
 Кокетством хитрым вас коварно увлечет
 И, не любя, в любви вас ложно уверяя,
 Тщеславью своему вас в жертву принесет!
 Когда уста ее, на клятвы тороваты,
 Обеты льстивые вам станут расточать,
 Чтоб скоро бросить вас и нагло осмеять...
 С ней первый сердца цвет утратив без возврата,
          Вы вспомните меня!..

 Когда, избави бог! вы встретите иную,
 Усердную рабу всех мелочных сует,
 С полсердцем лишь в груди, с полудушой — такую,
 Каких их создает себе в угодность свет,
 И это существо вас на беду полюбит —
 С жемчужною серьгой иль с перстнем наравне,
 И вам любви узнать даст горести одне,
 И вас, бесстрастная, измучит и погубит,—
          Вы вспомните меня!..

 Вы вспомните меня, мечтая одиноко
 Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,
 И сердце вам шепнет: «как жаль! она далёко,—
 Здесь не с кем разделить ни мысли, ни души!..»
 Когда гостиных мир вам станет пуст и тесен,
 Наскучит вам острить средь модных львиц и львов,
 И жаждать станете незаученных слов,
 И чувств невычурных, и томных женских песен,—
           Вы вспомните меня!..
                                                                           (Апрель 1838)



Могила талантливой поэтессы - в Москве на Пятницком кладбище, у церкви святого Симеона Персидского. Рядом - могила ее мужа и его отца - графа Ф.В.Ростопчина, московского генерал-губернатора во время войны России с Наполеоном в 1812 г.


[1] И если над вами грянет буря, позовите меня, и я вернусь!.. «Простая история» (фр.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий