Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966) – выдающаяся русская
поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Одна из
самых значимых фигур «серебряного века» русской поэзии.
Анна родилась на станции Большой Фонтан под Одессой. Ее отец
А.А.Горенко был потомственным дворянином и инженером-механиком флота в
отставке. По материнской линии (И.С. Стоговой) Анна Ахматова являлась дальней
родственницей Анны Буниной – первой русской поэтессы. Как и у Пушкина, детство
и отрочество Анны Ахматовой прошли в Царском селе. А лето она проводила в
Севастополе. «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком,
бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время
шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала
провинциальных севастопольских барышень», - впоследствии писала поэтесса. В 1905 г . после развода
родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она
училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. —
на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
Н.Третьякова. "Ахматова и Модильяни. У неоконченного портрета". (фрагмент) |
В 1910 г . она обвенчалась с
поэтом Н.С.Гумилевым, и они вместе отправились в Париж, где Ахматова
познакомилась с художником А.Модельяни, творчество которого оказало сильное
влияние на начинающую поэтессу. В 1911 г . в печати появились ее первые
публикации, она стала вращаться в литературно-художественной среде Петербурга.
Следует отметить, что отец Анны запретил ей подписывать стихи фамилией Горенко,
поэтому свой псевдоним она образовала от
имени ордынского хана Ахмата, которого считала своим предком со стороны матери.
Благодаря изысканным манерам и внешней грации Ахматова стала музой и
«королевой» для многих представителей столичной творческой элиты. В 1912 г . вышел ее первый
поэтический сборник («Вечер»), в том же году у нее родился сын Лев,
впоследствии – очень талантливый ученый. Она, как и ее супруг, принадлежала к
сторонникам акмеизма и была одним из деятельнейших членов «Цеха поэтов».
Печаль, которой дышали стихи «Вечера», казалась печалью «мудрого и уже
утомленного сердца» и была пронизана «смертельным ядом иронии», по словам поэта
и литературоведа Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую
родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал «знаменем для
искателей новых путей, имея в виду поэтов-акмеистов. Новый ее сборник – «Четки»
(1914) - показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии
расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в «постижении нюансов
психологических мотивировок, в чуткости к движениям души».
После начала первой
мировой войны Анна проводила Николая на фронт, а после большую часть времени
проводит в Тверской губернии в имении Гумилевых Слепнево, пишет новые
стихотворения. В 1917 г .
выходит ее книга «Белая стая», насыщенная мотивами скорбной торжественности,
определенными религиозными оттенками. «Голос отречения крепнет все более и
более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы
стать одним из символов величия России», - писал после выхода сборника Осип
Мандельштам. Она действительно стала одним из таких символов – не уехав в
эмиграцию, в отличие от многих знакомых, она осталась в «своем краю глухом и
грешном», в ее новых «постреволюционных» сборниках -с корбь о судьбе родной
страны, отрешенность от суетности мира, мотивы «великой земной любви». В период
с 1923 по 1935 гг. Анна практически ничего не пишет. Критики называют Ахматову
салонной поэтессой, и с 1924
г . ее прекращают печатать. Она живем в Петербурге (в
«Фонтанном доме»), уделяет большое внимание творчеству Пушкина, архитектуре
Петербурга, занимается переводами, пытаясь найти свое место в новой России. В 1921 г . был расстрелян
Николай Гумилев (с которым поэтесса развелась в 1918 г .), ее сын Лев и гражданский муж, искусствовед Н.Н.Пунин,
неоднократно арестовывались. Осенью 1935 г . Ахматова приступает к работе над поэмой
«Реквием» (1935-1940) – вершиной ее творчества советского периода. В 1939 г . ее принимают в Союз
писателей СССР.
Великую Отечественную войну поэтесса встречает в Ленинграде,
затем ее эвакуируют в Москву, потом – в Ташкент, где выходит ее очередной
сборник. После войны возникло новое испытание - постановление Оргбюро ЦК ВКП(б)
о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резко
осуждалось ее творчество. Ахматова была исключена из Союза писателей
(восстановлена лишь в 1951 г .
по ходатайству А.Фадеева). Ее сын Лев в 1949 г . был осужден на 10 лет лагерей.
Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые
темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения,
рассмотренная в исторической ретроспективе. «Многозначительная
недосказанность», как отмечают критики, становится одним из художественных
принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового
произведения — "Поэмы без героя", которой Ахматова прощалась с
Петербургом «серебряного века» - тем городом, который сделал из нее поэта… В
последние годы жизни Ахматова получила собственное жилье (домик в поселке
Комарово под Ленинградом), которого никогда не имела. Так у нее появляется
возможность написать большой сборник «Бег времени», который включил в себя
стихи за полстолетия. В 1965
г . она получила диплом почётного доктора Оксфордского
университета. Через год выдающаяся поэтесса скончалась в подмосковном санатории
в Домодедово. Уже после ее смерти, в 1987, во время «перестройки», был
опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием».
О поэтессе написана не одна книга, множество статей... В интернете поклонники ее творчества смогут почерпнуть много интересного для себя на сайтах памяти Ахматовой - http://www.akhmatova.org/; http://www.ahmatova.ru/; http://anna.ahmatova.com/.
Со своей стороны предложу небольшую подборку моих любимых стихов Анны Андреевны.
НАДПИСЬ НА НЕОКОНЧЕННОМ ПОРТРЕТЕ
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.
И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.
И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
(1911)
Амадео Модильяни. "Кариатида". По мнению некоторых искусствоведов, именно это полотно вдохновило Ахматову на написание стихотворения, либо один из найденных позднее рисунков художника, изображающих саму Анну. Хотя Ахматова опровергала
мысль об адресованности стихотворения Модильяни... Их отношения так и останутся до конца неизвестными, несмотря на различные домыслы и предположения...
***
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану - Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твой
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
(1913)
Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
И я стану - Христос помоги! -
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твой
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькою славой.
(1913)
Н.И.Альтман. "Портрет А.Ахматовой".
***
О тебе вспоминаю я редко
И твоей не пленяюсь судьбой,
Но с души не стирается метка
Незначительной встречи с тобой.
Красный дом твой нарочно миную,
Красный дом твой над мутной рекой,
Но я знаю, что горько волную
Твой пронизанный сердцем покой.
Пусть не ты над моими устами
Наклонялся, моля о любви,
Пусть не ты золотыми стихами
Обессмертил томленья мои -
Я над будущим тайно колдую,
Если вечер совсем голубой,
И предчувствую встречу вторую,
Неизбежную встречу с тобой.
(1913,
О тебе вспоминаю я редко
И твоей не пленяюсь судьбой,
Но с души не стирается метка
Незначительной встречи с тобой.
Красный дом твой нарочно миную,
Красный дом твой над мутной рекой,
Но я знаю, что горько волную
Твой пронизанный сердцем покой.
Пусть не ты над моими устами
Наклонялся, моля о любви,
Пусть не ты золотыми стихами
Обессмертил томленья мои -
Я над будущим тайно колдую,
Если вечер совсем голубой,
И предчувствую встречу вторую,
Неизбежную встречу с тобой.
(1913,
стихотворение было адресовано А.А.Блоку)
***
Город сгинул, последнего дома
Как живое взглянуло окно...
Это место совсем незнакомо,
Пахнет гарью, и в поле темно.
Но когда грозовую завесу
Нерешительный месяц рассек,
Мы увидели: на гору, к лесу
Пробирался хромой человек.
Было страшно, что он обгоняет
Тройку сытых, веселых коней,
Постоит и опять ковыляет
Под тяжелою ношей своей.
Мы заметить почти не успели,
Как он возле кибитки возник.
Словно звезды глаза голубели,
Освещая измученный лик.
Я к нему протянула ребенка,
Поднял руку со следами оков
И промолвил мне благостно-звонко
"Будет сын твой и жив и здоров!"
(1916, Слепнево)
Город сгинул, последнего дома
Как живое взглянуло окно...
Это место совсем незнакомо,
Пахнет гарью, и в поле темно.
Но когда грозовую завесу
Нерешительный месяц рассек,
Мы увидели: на гору, к лесу
Пробирался хромой человек.
Было страшно, что он обгоняет
Тройку сытых, веселых коней,
Постоит и опять ковыляет
Под тяжелою ношей своей.
Мы заметить почти не успели,
Как он возле кибитки возник.
Словно звезды глаза голубели,
Освещая измученный лик.
Я к нему протянула ребенка,
Поднял руку со следами оков
И промолвил мне благостно-звонко
"Будет сын твой и жив и здоров!"
(1916, Слепнево)
Ахматовой как выдающейся поэтессе в России установлено несколько памятников и памятных барельефов. Наиболее изящные, на мой взгляд, - памятник ей (вместе с сыном Львом и мужем Николаем Гумилевыми) в Бежецке и памятник в Петербурге на набережной Робеспьера.
***
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
(1912)
Теперь прощай, столица,
Прощай, весна моя,
Уже по мне томится
Корельская земля.
Поля и огороды
Спокойно зелены,
Еще глубоки воды,
И небеса бледны.
Болотная русалка,
Хозяйка этих мест,
Глядит, вздыхая жалко,
На колокольный крест.
А иволга, подруга
Моих безгрешных дней,
Вчера вернувшись с юга,
Кричит среди ветвей,
Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.
Но иволга не знает,
Русалке не понять,
Как сладко мне бывает
Его поцеловать!
И все-таки сегодня
На тихом склоне дня
Уйду. Страна господня,
Прими к себе меня!
(1917)
Прощай, весна моя,
Уже по мне томится
Корельская земля.
Поля и огороды
Спокойно зелены,
Еще глубоки воды,
И небеса бледны.
Болотная русалка,
Хозяйка этих мест,
Глядит, вздыхая жалко,
На колокольный крест.
А иволга, подруга
Моих безгрешных дней,
Вчера вернувшись с юга,
Кричит среди ветвей,
Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.
Но иволга не знает,
Русалке не понять,
Как сладко мне бывает
Его поцеловать!
И все-таки сегодня
На тихом склоне дня
Уйду. Страна господня,
Прими к себе меня!
(1917)
Прошло пять лет - и залечила раны,
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя, и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел - там ныне мирный трактор
Где выл пожар - благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью - зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки, -
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
(Май 1950)
Жестокой нанесенные войной,
Страна моя, и русские поляны
Опять полны студеной тишиной.
И маяки сквозь мрак приморской ночи,
Путь указуя моряку, горят.
На их огонь, как в дружеские очи,
Далеко с моря моряки глядят.
Где танк гремел - там ныне мирный трактор
Где выл пожар - благоухает сад,
И по изрытому когда-то тракту
Автомобили легкие летят.
Где елей искалеченные руки
Взывали к мщенью - зеленеет ель,
И там, где сердце ныло от разлуки, -
Там мать поет, качая колыбель.
Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя! Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.
Для мирной жизни юных поколений,
От Каспия и до полярных льдов,
Как памятники выжженных селений,
Встают громады новых городов.
(Май 1950)
Анна Ахматова была погребена на кладбище поселка Комарово под Ленинградом (Санкт-Петербургом)
Комментариев нет:
Отправить комментарий