пятница, 24 мая 2013 г.

Размышлезис о роли искусства



De gustibus non disputandum est, или на краю культурной пропасти…

     «Я совершенно убежден, что декадентом нарочито может быть только бездарный хам, или психически больной субъект. В варварской душе хама, вы видите, ясно холодного скопца в искусстве: он идет на продажу для скандального успеха — ясно. Страстная любовь к искусству у истинных избранников приковывает их до самозабвения к обожаемому предмету, они душу свою жертвуют для достижения совершенства в искусстве. Искусство — есть самый высший дар Бога человеку, святая святых его. И вот в это святая святых вползает Дьявол и цинически оплевывает сущность красоты жизни, и природы. Глубина, поэзия, величие идеи Высшего Разума в искусстве заменяется понемногу глупостью бесстыдного кривляки, безобразием, уродством выкидышей»…
     Так писал когда-то о новых веяниях в живописи мэтр реализма Илья Репин. Для него новые «экспериментаторы», «творческие нигилисты», отвергающие общепризнанные многими поколениями культурные ценности, были «мазилы, прежде всего, лентяи и холодные скопцы в искусстве».
     Тем не менее, футуристы, конструктивисты, авангардисты, примитивисты, супрематисты пользовались огромной популярностью, да и продолжают ей пользоваться и поныне. Справедливо ли это? Справедливо ли, что «Черный квадрат» или прибитые гвоздями к холсту консервные банки больше привлекают публику, нежели прекрасные пейзажи, искусно выписанные натюрморты, портреты очаровательных женщин, на лицах которых можно заметить даже переливы солнечного света, исходящего, видимо, из-за спины художника?...Наверное многие скажут, что это «приелось», что это «скучно» или похоже на «фотографию»…На фотографию похоже то, что продают на Арбате или вывешивают в некоторых частных галереях. Картины признанных мастеров прошлого имеют же свой, неповторимый оттенок и свою неподражаемую манеру. Безусловно, все новое всегда интересно – такова человеческая натура, что ее невольно привлекает эпатажность. В этом плане Малевич, братья Бурлюки и Кандинский были неплохими психологами – изобразив на своих картинах то, что на сто лет раньше приняли бы за забавные каракули трехлетнего ребенка, они сумели представить это публики под таким оригинальным соусом, что обессмертили свои имена. Во многом этому способствовала и эпоха того времени – эпоха поиска альтернативных путей в искусстве, литературе, эпоха нового века и новых человеческих ценностей.


      Сейчас, вместе со сменой века, тоже началась новая эпоха. Какое искусство нужно современному человеку? О вкусах не спорят, наверное каждый выбирает то, что ближе ему по душе… Однако по выбору ведь можно как раз и судить о душе человека, о его способности постигать Прекрасное. Невозможно не ставить перед искусством цель движения к Прекрасному, поскольку только это чувство может быть для человечества альтернативой в нынешнем бездушном времени – времени денег, расчета, прибыли, эгоизма, жестокости и рыночных псевдоценностей. Если искусство также погрязнет в коммерции, если живопись или скульптура будут лишь средством выражения своей «моднявости», эпатажности и способом получить максимум прибыли и признания – у искусства нет будущего, оно выродится и отомрет, перестанет быть «духовным мерилом», котором было на протяжении многих столетий…

И.Хруцкий. "Фрукты и цветы".
     Не так давно я посещал выставку в новом здании Третьяковской галереи, посвященную традиционному и современному натюрморту. Она была организована очень оригинально – ломящиеся от изобилия фруктов столы на картинах талантливого украинского художника XIX века Ивана Хруцкого (который даже каждую виноградину выписывал с неповторимым изяществом) соседствовали с натюрмортами Кабакова, Штеренберга и прочих, натюрморты которых состояли из куска газеты, ста грамм и хлебного огрызка. А ведь очень показательно это выглядело, во всяком случае для меня: обилие цвета, красок, предметов – есть богатство и широта души, в то время как минимализм во всем возможном – ее убогость… Нет, это не бездарность авторов, они если надо нарисуют на уровне, это – веяние времени, внутренняя духовная пустота, в эпицентре которой одиноко и горделиво располагается граненый стакан с эликсиром больного забвения…

А.Шевченко. "Два стакана".
    Нам необходимо возвращаться к жизни, а для этого – научиться любить искусство душой, научиться не гнаться за модой и отделять зерна от плевел – талантливые творения от очередной бездарной вещицы. Нам кажется, что, восхищаясь работами распиаренных деятелей искусства, мы лучше выглядим в глазах друг друга…Нет, в душе мы все равно смеемся друг над другом и над собой, стесняясь сказать правду. Хотя есть и те, кто может совершенно искренне восхищаться огромной желтой кляксой или прибитыми к стене раскрашенными галошами, но это вызывает только соболезнование – значит, человеку не привили с детства любовь к Прекрасному, а это всегда печально.
    В современном мире есть немало превосходных современных авторов, работы которых действительно талантливы во всех отношениях. Появляются новые оригинальные творческие работы, которые обладают и прекрасным колоритом, и особой духовной силой. Наряду с достижениями старых мастеров эпохи Возрождения, ранних импрессионистов, представителей русской реалистической школы и ряда других живописцев они вполне могут стать той основой, на которой будет зиждется культурно-нравственная основа будущих поколений.
     Любите красоту и не гонитесь за модными течениями, за противниками сложившихся культурных ценностей. Наполняйте свою внутреннюю вселенную истинными ценностями, подлинными красками и вскоре сами осознаете, насколько счастливее вы станете.

Благодарю за внимание! Искренне Ваш!

Павел Галандров (P.Galqandroff)

Комментариев нет:

Отправить комментарий