Гумилев Николай Степанович (1886 – 1921) – выдающийся
русский поэт, один из лидеров акмеизма в русской поэзии и наиболее ярких и
заметных литераторов «серебряного века». Также был известен как литературный
критик, переводчик, путешественник.
Он родился в Кронштадте в семье судового врача-дворянина.
Детство провел в Царском Селе (где начал учиться в гимназии, но из-за
болезненного организма был переведен на домашнее обучение), учился в гимназиях
в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление его
состоялось в 16 лет (стихотворение в газете «Тифлисский листок»). В 1903 году
Гумилёвы возвратились в Царское Село и Николай поступил в VII класс
Царскосельской гимназии (директором которой был известный поэт И.Ф.Анненский).
Не слишком усердный в гимназическом учении, Гумилев был с головой погружен во
внепрограммное «приключенческое» чтение. Он интересовался философией Ф.Ницше,
изучал творчество поэтов-символистов. В 1905 г. на средства родителей Гумилева вышел
его первый сборник стихов — «Путь конквистадоров». С трудом и опозданием
окончив гимназию, поэт отправился в Париж, где общался с французскими поэтами и
художниками и пытался издавать литературно-художественный журнал «Сириус».
Мережсковский, Гиппиус и Андрей Белый, проживавшие в то время в Париже, с
пренебрежением отнеслись к молодому дарованию (лишь в 1908 г. после прочтение
стихов Гумилева некоторые из «мэтров» выразили желание познакомиться с ним). В 1907 г., будучи в России, он
встречается со своим поэтическим учителем – В.Брюсовым. Вскоре он отправился в
своё первое путешествие по Леванту, а затем вернулся в Париж. Там вышел второй сборник стихов Гумилева —
«Романтические стихи», посвященный А. А. Горенко (Ахматовой), с
которой он познакомился в 1903
г. С этой книги начинается период зрелого творчества Гумилева
– он возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком, посещает
литературные встречи в «башне» Вячеслава Иванова. В 1909 г. вместе с поэтом С.Маковским
он организует иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства,
музыки, театра и литературы «Аполлон», в котором начинает заведовать
литературно-критическим отделом, печатает свои «Письма о русской поэзии». В
конце 1909 г.
Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, также посещает Джибути и
Сомали, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга». По сути, Гумилев первым
ввел в русскую поэзию столь экзотичные темы. Африка с детства привлекала
романтика Гумилева. Его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в
Абиссинии. Следует отметить, что Гумилев по праву считается не только видным
поэтом, но и одним из крупнейших отечественных исследователей "черного континента". После
нескольких экспедиций по восточной и северо-восточной Африке он привёз в Музей
антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.
В 1913 г.
он отправился в очередное африканское путешествие уже как начальник экспедиции
от Академии Наук – приключения Гумилева и его спутников довольно подробно
описаны в «Африканском дневнике» поэта.
В 1910-1912 гг., в промежутке между экспедициями, в жизни и
творчестве поэта произошел ряд знаменательных событий. В 1910 г. он обвенчался с
А.Ахматовой. Осенью 1911 г.
Гумилев и Городецкий создают «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от
символизма и создание собственной эстетической программы (в соответствии со
статьей Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон»). Акмеизм,
официально задекларированный как новое течение в 1912 г., провозглашал
материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Представители
нового направления (куда также входили Ахматова, Мандельштам м др.) основали
свое издательство – «Гиперборей». Они были завсегдатаями петербургского
артистического кабаре «Бродячая собака», вели богемную жизнь. «В длинном
сюртуке и чёрном регате, не оставлявший без внимания ни одной красивой женщины,
отступал, пятясь между столиков, Гумилёв, не то соблюдая таким образом
придворный этикет, не то опасаясь «кинжального взора в спину», - вспоминал
впоследствии поэт Б.Лившиц. В 1912
г.у Гумилева и Ахматовой родился сын Лев, в том же году
выходит новый сборник поэта «Чужое небо».
Когда разразилась первая мировая война, Гумилев, будучи
убежденным монархистом, пошел на фронт добровольцем, принимал участие в боевых
действиях в составе Лейб-Гвардии Уланского Ее Величества полка, затем служил
унтер-офицером в гусарском полку. Февральская революция застает прапорщика
Гумилева на фронте; он добивается отправки в русский экспедиционный корпус на
Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918 г. Приверженец
монархии, Гумилев не принял Октябрьскую революцию, однако вернулся в Россию. В 1918 г. состоялся его официальный
развод с А.Ахматовой, через год он женился на А.Энгельгардт. В советской России он интенсивно работает как
переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше,
стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги
стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие.
В 1921 г. выходит последняя
книга Гумилева, по мнению многих исследователей, —
лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп». Поэт самоуверенно полагал, что
если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это — лучшая
защита.; он открыто крестился на храмы. Однако в «Пролеткульте» его настроения
восприняли как чудачество. Что касается ЧК, то там монархизм поэта был
истолкован верно… 3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в
участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Через
несколько недель он и еще 60 предполагаемых «участников» были расстреляны.
Точное их место погребения неизвестно.
Оценка Гумилёва критикой всегда была неоднозначной. Одни
считали его бездарным и бездушным стихотворцем, другие – виднейшим поэтом
эпохи. «Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне
казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в
его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в
его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так
меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то
улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова», -
писал В.Ходасевич в книге воспоминаний «Некрополь». Тем не менее, в лирике
Гумилева всегда присутствовало что-то неземное, возвышенное. Его по праву можно
назвать одним из самых романтичных поэтов «серебряного века»; его темы –
любовь, роль искусства, смерть и возрождение – несут в себе неповторимый
отпечаток, не схожий по стилю ни с каким другим стилем прочих поэтов. Помимо
этого, Гумилев был идейным вдохновителем «школ поэтического мастерства» (три
«Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), из которой вышли Г.Иванов,
И.Одоевцева, Н.Оцуп, Н.Тихонов и ряд других талантливых представителей отечественной
поэзии.
Н.С.Гумилев в окружении учеников (рядом с ним сидят Г.Иванов и И.Одоевцева)
Подробный сайт, посвященный поэту - http://www.gumilev.ru
***
Много в жизни моей я трудов испытал,
Много вынес и тяжких мучений,
Но меня от отчаянья часто спасал
Благодатный, таинственный гений.
Я не раз в упоеньи великой борьбы
Побеждаем был вражеской силой,
И не раз под напором жестокой судьбы
Находился у края могилы.
Но отчаянья не было в сердце моем
И надежда мне силы давала.
И я бодро стремился на битву с врагом,
На борьбу против злого начала.
А теперь я измучен тяжелой борьбой,
Безмятежно свой век доживаю,
Но меня тяготит мой позорный покой,
И по битве я часто вздыхаю.
Чудный гений надежды давно отлетел,
Отлетели и светлые грезы,
И осталися трусости жалкой в удел
Малодушно-холодные слезы.
(1903)
***
Он воздвигнул свой храм на горе,
Снеговой, многобашенный храм,
Чтоб молиться он мог на заре
Переменным, небесным огням.
И предстал перед ним его Бог,
Бесконечно родной и чужой,
То печален, то нежен, то строг,
С каждым новым мгновеньем иной.
Ничего не просил, не желал,
Уходил и опять приходил,
Переменно-горячий кристалл
Посреди неподвижных светил.
И безумец, роняя слезу,
Поклонялся небесным огням,
Но собралися люди внизу
Посмотреть на неведомый храм.
И они говорили, смеясь
«Нет души у минутных огней,
Вот у нас есть властитель и князь
Из тяжелых и вечных камней».
А безумец не мог рассказать
Нежный сон своего божества,
И его снеговые слова,
И его голубую печать.
(1906)
Памятник семейной чете - Николаю Гумилеву, Анне Ахматовой и их сыну, историку Льву Гумилеву (в г. Бежецке Тверской области - недалеко от города находилось имение Гумилевых).
Памятник поэту в поселке Шилово Рязанской области, с которым связана жизнь предков Гумилева. Сам поэт также бывал здесь в гимназические годы.
ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
(1910)
САХАРА
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,
Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,
А полюбишь лишь солнце да ветер.
Солнце клонит лицо с голубой вышины,
И лицо это девственно юно,
И, как струи пролитого солнца, ровны
Золотые песчаные дюны.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,
Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
Пишет кистью лучистой миражи.
Живописец небесный осенней порой
У подножия скал и растений
На песке, как на гладкой доске золотой,
Расстилает лиловые тени.
И, небесный певец, лишь подаст она знак,
Прозвучат гармоничные звоны,
Это лопнет налитый огнем известняк
И рассыплется пылью червленой.
Блещут скалы, темнеют над ними внизу
Древних рек каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,
Ты промолвишь, Сахара похожа.
Но вглядись: эта вечная слава песка —
Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара.
Буйный ветер в пустыне второй властелин.
Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, понимаясь, песок,
Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
Как гранатовая сердцевина.
И чудовищных пальм вековые стволы,
Вихри пыли взметнулись и пухнут,
Выгибаясь, качаясь, проходят средь мглы,
В Тайно веришь — вовеки не рухнут.
Так и будут бродить до скончанья веков,
Каждый час все грозней и грознее,
Головой пропадая среди облаков,
Эти страшные серые змеи.
Но мгновенье… отстанет и дрогнет одна
И осядет песчаная груда,
Это значит — в пути спотыкнулась она
О ревущего в страхе верблюда.
И когда на проясневшей глади равнин
Все полягут, как новые горы,
В Средиземное море уходит хамсин
Кровь дурманить и сеять раздоры.
И стоит караван, и его проводник
Всюду посохом шарит в тревоге,
Где-то около плещет знакомый родник,
Но к нему он не знает дороги.
А в оазисах слышится ржанье коня
И под пальмами веянье нарда,
Хоть редки острова в океане огня,
Точно пятна на шкуре гепарда.
Но здесь часто звучит оглушающий вой,
Блещут копья и веют бурнусы.
Туарегов, что западной правят страной,
На востоке не любят тиббусы.
И пока они бьются за пальмовый лес,
За верблюда иль взоры рабыни,
Их родную Тибести, Мурзук, Гадамес
Заметают пески из пустыни.
Потому что пустынные ветры горды
И не знают преград своеволью,
Рушат стены, сады засыпают, пруды
Отравляют белеющей солью.
И, быть может, немного осталось веков,
Как на мир наш, зеленый и старый,
Дико ринутся хищные стаи песков
Из пылающей юной Сахары.
Средиземное море засыпят они,
И Париж, и Москву, и Афины,
И мы будем в небесные верить огни,
На верблюдах своих бедуины.
И когда, наконец, корабли марсиан
У земного окажутся шара,
То увидят сплошной золотой океан
И дадут ему имя: Сахара.
(1921)
СИНЯЯ ЗВЕЗДА
Я вырван был из жизни тесной,
Из жизни скудной и простой,
Твоей мучительной, чудесной,
Неотвратимой красотой.
И умер я… и видел пламя,
Невиданное никогда:
Пред ослепленными глазами
Светилась синяя звезда.
Преображая дух и тело,
Напев вставал и падал вновь,
То говорила и звенела
Твоя поющей лютней кровь.
И запах огненней и слаще
Всего, что в жизни я найду,
И даже лилии, стоящей
В высоком ангельском саду.
И вдруг из глуби осиянной
Возник обратно мир земной,
Ты птицей раненой нежданно
Затрепетала предо мной.
Ты повторяла: «Я страдаю», —
Но что же делать мне, когда
Я наконец так сладко знаю,
Что ты — лишь синяя звезда.
(1917)
ЗАВЕЩАНЬЕ
Очарован соблазнами жизни,
Не хочу я растаять во
мгле,
Не хочу я вернуться к
отчизне,
К усыпляющей мертвой
земле.
Пусть высоко на
розовой влаге
Вечереющих гроных
озер
Молодые и строгие
маги
Кипарисовый сложат
костер.
И покорно, склоняясь,
положат
На него мой
закутанный труп,
Чтоб смотрел я с
последнего ложа
С затаенной усмешкою
губ.
И когда заревое чуть
тронет
Темным золотом
мраморный мол,
Пусть задумчивый
факел уронит
Благовонье пылающих
смол.
И свирель тишину
опечалит,
И серебряный гонг
заревет
И час, когда задрожат
и отчалит
Огневеющий траурный
плот.
Словно демон в лесу
волхвований,
Снова вспыхнет мое
бытие,
От мучительных
красных лобзаний
Зашевелится тело мое.
И пока к пустоте или
раю
Необорный не бросит
меня,
Я еще один раз
отпылаю
Упоительной жизнью
огня.
(1910)
Есть несколько версий (по меньшей мере 4) относительно места захоронения поэта.
Крест-кетонаф вероятного места расстрела находится в местечке Бернгардовка (долина реки Лубьи) около Всеволожска:
Другой крест-кенотаф установлен в Ковалёвском лесу, в районе арсенала Ржевского полигона, у изгиба реки Лубьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий