Мариенгоф Анатолий
Борисович (1897 – 1962) – русский советский поэт, драматург, один из
лидеров имажинизма.
В 1918 г. произошло знаменательное литературное событие – в
Москве был основан «Орден имажинистов». Представители нового направления заявляли,
что цель творчества состоит в создании образа, а основное выразительное
средство – метафора и метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы
двух образов — прямого и переносного. Склонные к эпатажу, имажинисты быстро стали
популярны. В числе поэтов у истоков этого направления стояли Сергей Есенин,
Вадим Шершеневич и еще один перспективный поэт - Анатолий Мариенгоф...
Мариенгоф был родом из Нижнего Новгорода, семья его имела
дворянские корни. Родители увлекались литературой и театром, даже играли в свое
время на сцене. Это увлечение передалось и их сыну, он рано начал писать стихи.
Окончив пензенскую гимназию в1916 г. (где он издавал собственный журнал «Мираж»),
Анатолий поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре
был призван на военную службу. В дни Октябрьской революции Мариенгоф
возвращается в Пензу и создает поэтический кружок, а в 1918 г. печатает первую
книжку стихов – «Витрина сердца». Вскоре он переехал в Москву, где судьба свела
его на несколько лет с другим молодым поэтом – Сергеем Есениным. М.Ройзман
писал: «…ведь какая дружба была! Вот уж правильно: водой не разольешь!» Они, а
также бывший футурист В.Шершеневич, Рюрик Ивнев и ряд других поэтов и
художников создали группу имажинистов, а также, в 1919 г., - «Ассоциацию
вольнодумцев» (Мариенгоф вместе с Есениным написал текст устава и вошел в
правление), книжный магазин «Московской трудовой артели художников слова», кафе
«Стойло Пегаса» и кооперативное издательство «Имажинисты». В 1919-1922 гг. в этом
издательстве вышло семь небольших стихотворных сборников Мариенгофа. Литературная
репутация поэта была очень неоднозначной – его произведения блистали эпатирующей
образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия, революционной
жестокости и т.д. «Мясорубкой» называли его коллеги по ремеслу. Однако
имажинисты продолжали собирать полные залы зрителей.
Он вместе с Есениным ездит по стране, они выступают на
Украине, на Кавказе. В 1923 г. между ними произошла ссора и они больше не сотрудничали
вместь вплоть до кончины Есенина. Мариенгоф женился на артистке А.Б.Никритиной,
затем выступал с чтением стихов за границей, опубликовал несколько сборников
детских стихотворений. После смерти Есенина издательство имажинистов было
закрыто, да и их эпатажная поэтика уже не отвечала запросам властей... С 1928 г.
Мариенгоф жил в Ленинграде, где в Большом драматическим театре работала его
жена. В 1928 г. в берлинском издательстве «Петрополис» вышел нашумевший роман Мариенгофа
«Циники». По утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских
произведений в русской литературе [двадцатого] века, как по своему стилю, так и
по структуре». В СССР же, узнав о выходе романа, Мариенгофа подвергли серьезной
травле. С начала 1930-х гг. он в основном писал «в стол», от поэзии он перешел
в область драматургии, написал несколько больших пьес. В 1940 г. повесился сын
Мариенгофа Кирилл, как когда то Есенин...После начала войны поэт работал на
Ленинградском радио, в 1941-1944 гг. находился в Кирове, в эвакуации. После возвращения в
северную столицу он выпустил два сборника стихов и активно работал над мемуарами,
которые вышли в свет уже после смерти поэта.
С.Есенин и А.Мариенгоф
***
Сергею Есенину
На каторгу пусть приведет нас дружба
Закованная в цепи
песни
О день серебряный
Наполнив века жбан
За край переплесни.
Меня всосут
водопроводов рты
Колодезы рязанских
сел — тебя
Когда откроются
ворота
Наших книг
Певуче петли ритмов
проскрипят.
И будет два пути для
поколений:
Как табуны пройдут
покорно строфы
По золотым следам
Мариенгофа
И там, где оседлав,
как жеребенка месяц
Со свистом проскакал
Есенин.
(Март, 1920)
***
Сергею Есенину
Утихни, друг. Прохладен чай в стакане.
Осыпалась заря, как августовский тополь.
Сегодня гребень в волосах —
Что распоясанные кони,
А завтра седина, как снеговая пыль.
Безлюбье и любовь истлели в очаге.
Лети по ветру стихотворный пепел!
Я голову — крылом балтийской чайки
На острые колени
Положу тебе.
На дне зрачков ритмическая мудрость —
Так якоря лежат
В оглохших водоемах,
Прохладный чай (и золотой, как мы)
Качает в облаках сентябрьское утро.
(Ноябрь, 1920)
***
Я пришел к тебе, древнее вече,
Темный люд разбудил медным гудом,
Бросил зов, как собакам печень,
Во имя красного чуда.
Назови же меня посадником,
Дай право казнить и миловать.
Иль других не владею ладней
Словом, мечом и вилами?
Застонет народ чистый
От суда моего правого —
С вами вместе пойдем на приступ
Московии златоглавой.
Затопим боярьей кровью
Погреба с добром и подвалы,
Ушкуйничать поплывем на низовья
И Волги и к гребням Урала.
Я и сам из темного люда,
Аль не сажень косая — плечи?
Я зову колокольным гудом
За собой тебя, древнее вече.
(1919)
***
А ну вас, братцы, к черту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.
Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарем!
Живем без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поем.
Горят сердца, когда родному краю
Железо шлет суровый враг.
Поэтам вольность молодая
Дороже всех житейских благ.
(1925)
Похоронен Мариенгоф вместе с супругой в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий