вторник, 26 марта 2013 г.

Иван Тургенев




     Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – выдающийся русский писатель, классик отечественной и мировой литературы, член-корреспондент Петербургской Академии наук. И одновременно с этим – тонкий лирический поэт.

    Не буду подробно останавливаться на жизненном пути великого писателя. Рождение в Орле и детство в имении в Мценском уезде; отец-офицер и мать -деспотичная женщина, презиравшая все русское; домашнее воспитание, учеба в Московском и Петербургском университетах, неоднократные путешествия за границу; любовь к оперной певице Полине Виардо и сотрудничество с журналом «Современник»; публикация «Записок охотника», романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»; жизнь в Баден-Бадене вместе с семейством Виардо и активное участие в литературной жизни Западной Европы, публикация самого крупного романа – «Новь»; смерть в Буживале под Парижем после продолжительной болезни – вот основные вехи в жизни Тургенева, подробности о которых можно прочесть во многих биографических работах, посвященных жизни и творчеству великого литератора.

     Подробнее хотелось бы остановиться на другом аспекте его творчества. В первом номере журнала «Современник» за 1838 г. было напечатано дебютное произведение Тургенева. Это было…стихотворение «Вечер». Творческий путь Тургенева, автора всемирно известных романов и повестей, начался с поэтических произведений, которые подготовили его постепенный переход на реалистические позиции. Особое место в его творчестве занимают пейзажные стихотворения – тонкое совмещение живописных деталей с эмоциональным ощущением природы придают им необыкновенный лиризм. Стихи Тургенева очень мелодичны, не случайно многие из них использовались композиторами для создания романсов.


      Среди памятников, установленных писателю, особенно выделяются памятник на Манежной площади Санкт-Петербурга


и памятник в родном городе Тургенева - Орле


ВЕЧЕР
(Дума)

В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны —
И грустных дум, и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял.

Маститый царь лесов, кудрявой головою
Склонился старый дуб над сонной гладью вод;
Настал тот дивный час молчанья и покою,
Слиянья ночи с днем и света с темнотою,
Когда так ясен неба свод.

Всё тихо: звука нет! всё тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон — на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой — но не в моей душе.

Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок —
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный пророк.

Кругом (так я мечтал) всё тихо, как в могиле;
На всё живущее недвижность налегла;
Заснула жизнь; природы дремлют силы —
И мысли чудные и странные будила
В душе моей той ночи тишина.

Что если этот сон — одно предвозвещанье
Того, что ждет и нас, того, что будет нам!
Здесь света с тьмой — там радостей, страданий
С забвением и смертию слиянье:
Здесь ночь и мрак — а там? что будет там?

В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье —
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.
                                                                 (1837)


ВАРИАЦИИ

1
Когда так радостно, так нежно
Глядела ты в глаза мои
И лобызал я безмятежно
Ресницы длинные твои;

Когда, бывало, ты стыдливо
Задремлешь на груди моей
И я любуюсь боязливо
Красой задумчивой твоей;

Когда луна над пышным садом
Взойдет и мы с тобой сидим
Перед окном беспечно рядом,
Дыша дыханием одним;

Когда, в унылый миг разлуки,
Я весь так грустно замирал
И молча трепетные руки
К губам и сердцу прижимал, —

Скажи мне: мог ли я предвидеть,
Что нам обоим суждено
И разойтись и ненавидеть
Любовь, погибшую давно?

2
Ах, давно ли гулял я с тобой!
Так отрадно шумели леса!
И глядел я с любовью немой
Всё в твои голубые глаза.

И душа ликовала моя...
Разгоралась потухшая кровь,
И цвела, расцветала земля,
И цвела, расцветала любовь.

День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
А в лесу, в полусветлую тень
Так светло западали лучи!

Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты!

Как я всё, всё другое забыл!
Как я был и задумчив и тих!
Как таинственно тронут я был!
Как я слез не стыдился моих! —

А теперь этот день нам смешон,
И порывы любовной тоски
Нам смешны, как несбывшийся сон,
Как пустые, плохие стишки.

3
(В ДОРОГЕ)
 
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.


Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица.


Комментариев нет:

Отправить комментарий