четверг, 14 марта 2013 г.

Алексей Фатьянов




    Фатьянов Алексей Иванович (1919-1959) – русский советский поэт, автор множества песен, популярных и в советское время, и в наши дни.
    Фатьянов был одним из лучших советских лириков. Достаточно вспомнить песни из таких культовых фильмов, как «Небесный тихоход», «Большая жизнь», «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданым», «Солдат Иван Бровкин», чтобы понять, насколько песни Фатьянова любимы и узнаваемы. Нежные, простые и изящные, под стать лучшим советским фильмам 1940-х и 1950-х гг. На творческих вечерах эти и другие популярные песни исполнялись самим автором, который прекрасно играл на фортепьяно и на аккордеоне. 
Родился будущий поэт в деревне Малое Петрино, близ города Вязники Владимирской губернии. Его родители занимались торговлей, однако ценили и уважали литературу, музыку, певческое искусство. Эти же ценности они смогли привить и юному Алексею. После окончания НЭПа и национализации имущества, семья перебралась в поселок Лосиноостровский Московской области. Фатьянов уччился в театральной школе актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. С 1940 г. служил в ансамбле Орловского военного округа, вел концертные программы, параллельно писал очерки и стихи для газет. После начала военных действий Фатьянов окончательно раскрывается как талантливый поэт благодаря своей незабываемой военной лирике – он создает песни «Давно мы дома не были», «Где ж ты, мой сад?», «Потому что мы пилоты», «Золотые огоньки», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Поёт гармонь над Вологдой», «Дорога-дорога» и, наконец, песню «Соловьи» - одну из самых популярных советских песен о войне (музыка В.Соловьева-Седого). Уже на изломе войны поэт был несправедливо оклеветан и признан «врагом народа», однако после службы в штрафбате и ранения он был оправдан.
    После войны на слова Фатьянова пишут музыку Мокроусов, Богословский, Блантер, Новиков, Хачатурян, Жуковский, Бирюков... Следуют заказы и на песни для спектаклей и многочисленных кинофильмов. Созданная в 1957 г. поэма «Иван Бровкин» была определенным вызовом поэме «Василий Теркин» А.Т.Твардовского, самого влиятельного советского поэта того времени. Однако сборник стихотворений при жизни он смог выпустить только один – в 1955 г. Власти относились к Фатьянову с предубеждением - его имя изымалось даже тогда, когда песни на его стихи получали Сталинскую премию. Из-за своего пристрастия к манере С.Есенина Фатьянова оклеймили как «поэта кабацкой меланхолии». Возможно, это стало одной из причин его пристрастия к алкоголю, которое и подкосило здоровье поэта. Он скоропостижно скончался от аневризмы аорты, рожив сего 40 лет...
    В честь Фатьянова в Вязниках с 1974 года проводится ежегодный фестиваль песни. По масштабам фестиваль сопоставим с пушкинским, лермонтовским, некрасовским, тургеневским и тому подобными. На них обычно выступают поэты и певцы со всех концов страны.


Памятник Алексею Фатьянову в Вязниках

Дом в Вязниках, где в 1919-1927 гг. жила семья Фатьяновых и где родился Алексей 



СОЛОВЬИ

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна -
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

   Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
   Пусть солдаты немного поспят...

Но что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.

   Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
   Пусть солдаты немного поспят,
   Немного пусть поспят...
                                                       (1942)

*** 
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

Я хожу в хороший час заката
У тесовых новеньких ворот,
Может, к нам сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесёт?

Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным вёрстам счёт.
За победу б мы по полной осушили,
За друзей добавили б ещё.

Если ты случайно неженатый,
Ты, дружок, нисколько не тужи:
Здесь у нас в районе, песнями богатом,
Девушки уж больно хороши.

Мы тебе колхозом дом построим,
Чтобы видно было по всему, -
Здесь живёт семья советского героя,
Грудью защищавшего страну.

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои...
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
                                                (1945)

Поэт в 1939 г.

А.Фатьянов (справа) вместе с певцом-тенором С.Лемешевым и композитором В.Соловьевым-Седым (в соавторстве с которым поэт сочинил более 80 песен)

***
Хвастать, милая, не стану -
Знаю сам, что говорю.
С неба звёздочку достану
И на память подарю.

Обо мне все люди скажут:
Сердцем чист и не спесив...
Или я в масштабах ваших
Недостаточно красив?

Мне б ходить не унывая
Мимо вашего села,
Только стёжка полевая
К вам навеки привела.

Ничего не жаль для милой,
И для друга - ничего.
Для чего ж ходить вам мимо,
Мимо взгляда моего?

Я работаю отлично,
Премирован много раз.
Только жаль, что в жизни личной
Очень не хватает вас.

Для такого объясненья
Я стучался к вам в окно,
Пригласить на воскресенье
В девять сорок пять в кино.

Из-за вас, моя черешня,
Ссорюсь я с приятелем.
До чего же климат здешний
На любовь влиятелен!

Я тоскую по соседству
И на расстоянии.
Ах, без вас я, как без сердца,
Жить не в состоянии!
                                                    (1949)

Кадр из к/ф "Свадьба с приданым" (реж. - Б.Равенских, 1950)

КОГДА ВЕСНА ПРИДЕТ

Когда весна придёт, не знаю.
Придут дожди... Сойдут снега...
Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.

Мне всё здесь близко, всё знакомо.
Всё в биографии моей:
Дверь комсомольского райкома,
Семья испытанных друзей.

На этой улице подростком
Гонял по крышам голубей
И здесь, на этом перекрёстке,
С любовью встретился своей.

Теперь и сам не рад, что встретил,
Что вся душа полна тобой...
Зачем, зачем на белом свете
Есть безответная любовь?

Когда на улице Заречной
В домах погашены огни,
Горят мартеновские печи,
И день и ночь горят они.

Я не хочу судьбу иную,
Мне ни за что не променять
Ту заводскую проходную,
Что в люди вывела меня.

На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я,
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя!
                                                (1955)

Кадр из к/ф "Весна на Заречной улице" (реж. - Ф.Миронер, М.Хуциев, 1956)

***
Если б я родился не в России,
Что бы в жизни делал? Как бы жил?
Как бы путь нелёгкий я осилил?
И, наверно б, песен не сложил.

В эти дали смог ли наглядеться,
В дали дальние непройденных дорог?
И тебя, тревожащую с детства,
Я бы встретить, милая, не смог.
                                                      (1959)

Фатьянов похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище (недалеко находится могила и его кумира - С.Есенина). Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)

Комментариев нет:

Отправить комментарий