Хомяков Алексей Степанович
(1804-1860) – русский религиозный философ, богослов, поэт, драматург,
публицист, один из идеологов славянофильства, историк; экономист, разрабатывавший
проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений;
полиглот-лингвист, врач, живописец, с 1856 г. – член Петербургской академии
наук.
Родился он в Москве, в старинной
дворянской семье. В 1822–1825 гг. и в
1826–1829 гг. находился на военной
службе, участвовал в войне с турками и был награжден орденом за храбрость.
Затем он вышел в отставку и уехал в свое имение заниматься хозяйственными
делами. В 1839 г. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом» - эта
статья-речь по сути ознаменовала возникновение славянофильства как особого течения
русской общественной мысли. Взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его
богословскими идеями, идеями религиозно-нравственного начала, «соборности»,
объединяющей множество верующих «в любви и истине». Он считал монархию
единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал
за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия
между «властью» и «землей». С 1838 г. Хомяков работал над своим главным фундаментальным
трудом – историко-философским произведением «Записка о всемирной истории»,
которое осталось незавершенным. Сталкивая в своей историософии «свободу духа» («иранство»)
и «вещественный», фетишистский взгляд, названный «кушизмом», Хомяков продолжал
ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению,
западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его
месте «внешне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Только в
русском православии философ видел гармоничное сочетание единства народы и
свободы.
Как общественный деятель, Хомяков
выступал за отмену крепостного права и смертной казни, за введение свободы
слова и печати. Неоднократно бывал за границей. Был женат на сестре поэта
Н.Языкова. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заразился и
скончался в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии.
Как поэт, А.С.Хомяков стремился в
своих сочинениях к внутреннему единству человека и природы. Именно поэт, по его
мысли, должен быть посредником в достижении этого единства. Во многих его
стихотворениях звучат романтические и вольнолюбивые мотивы, некоторые написаны
на злобу дня и содержат обличительные интонации. И, разумеется, поэзия Хомякова
во многом отражает и его религиозные воззрения. По словам исследователя
И.Андреева, «музыка его стихов подобна звону русских православных колоколов,
которые могут выражать и радость, и скорбь, и тревогу, могут переливаться
пасхальным восторгом, рыдать в похоронной печали и гудеть в призывном набате».
Не случайно некоторые его стихи были положены на музыку Чайковским,
Балакиревым, Танеевым и другими композиторами.
ЖАВОРОНОК, ОРЕЛ И
ПОЭТ
Когда проснувшийся
светлеет
Восток росистою
зарей,
Незримый жаворонок
реет
В равнине неба
голубой;
И, вдохновенный, без
науки
Творит он песнь и
свысока
Серебряные сыплет
звуки
На след воздушный
ветерка.
Орел, добычу забывая,
Летит, и выше сизых
туч,
Как парус крылья
расстилая,
Всплывает - весел и
могуч.
Зачем поют? Зачем
летают?
Зачем горячие мечты
Поэта в небо увлекают
Из мрака дольней
суеты? -
Затем, что в небе
вдохновенье,
И в песнях есть
избыток сил,
И гордой воли упоенье
В надоблачном размахе
крыл;
Затем, что с выси
небосклона
Отрадно видеть край
земной
И робких чад земного
лона
Далёко, низко под
собой.
(1833)
МЕЧТА
О, грустно, грустно
мне! Ложится тьма густая
На дальнем Западе,
стране святых чудес:
Светила прежние
бледнеют, догорая,
И звезды лучшие
срываются с небес.
А как прекрасен был
тот Запад величавый!
Как долго целый мир,
колена преклонив
И чудно озарен его
высокой славой,
Пред ним
безмолствовал, смирен и молчалив.
Там солнце мудрости
встречали наши очи,
Кометы бурных сеч
бродили в высоте,
И тихо, как луна,
царица летней ночи,
Сияла там любовь в
невинной красоте.
Там в ярких радугах
сливались вдохновенья,
И веры огнь живой
потоки света лил!..
О! никогда земля от
первых дней творенья
Не зрела над собой
столь пламенных светил!
Но горе! век прошел,
и мертвенным покровом
Задернут Запад весь.Там
будет мрак глубок...
Услышь же глас
судьбы, воспрянь в сияньи новом,
Проснися, дремлющий
Восток!
(1835)
КЛЮЧ
Сокрыт в глуши, в тени древесной,
Любимец муз и тихих
дум,
Фонтан живой, фонтан
безвестный,
Как сладок мне твой
легкий шум!
Поэта чистая отрада,
Тебя не сыщет в
жаркий день
Копыто жаждущего
стада
Иль поселян бродящих
лень;
Лесов зеленая пустыня
Тебя широко облегла,
И веры ясная святыня
Тебя под кров свой
приняла;
И не скуют тебя
морозы,
Тебя не ссушит летний
зной,
И льешь ты сребренные
слезы
Неистощимою струей.
В твоей груди, моя
Россия,
Есть также тихий,
светлый ключ;
Он также воды льет
живые,
Сокрыт, безвестен, но
могуч.
Не возмутят людские
страсти
Его кристальной
глубины,
Как прежде холод
чуждой власти
Не заковал его волны.
И он течет,
неиссякаем,
Как тайна жзни
невидим,
И чист, и миру чужд,
и знаем
Лишь богу да его
святым.
Но водоема в тесной
чаше
Не вечно будет
заключен.
Нет, с каждым днем
живей и краше
И глубже будет литься
он.
И верю я: тот час
настанет,
Река свой край
перебежит,
На небо голубое
взглянет
И небо все в себя
вместит.
Смотрите как широко
воды
Зеленым долом
разлились,
Как к брегу чуждые
народы
С духовной жаждой
собрались!
Смотрите! мчатся
через волны
С богатством мыслей
корабли,
Любимцы неба, силы
полны,
Плодотворители земли.
И солнце яркими
огнями
С лазурной светит
вышины,
И осиян весь мир
лучами
Любви, святыни
тишины.
(1835)
***
Жаль мне вас, людей
бессонных!
Целый мир кругом
храпит,
А от дум неугомонных
Ваш тревожный ум не
спит:
Бродит, ищет, речь
заводит
С тем, с другим, -
все прока нет!
Тот глазами чуть
поводит,
Тот сквозь сон кивнет
в ответ.
Вот, оставив братьев
спящих,
Вы ведете в тьме
ночной,
Не смыкая вежд
горящих,
Думу долгую с собой.
И надумались, и снова
Мысли бурные кипят:
Будите того другого,
-
Все кивают и молчат!
Вы волнуетесь,
горите,
В сердце горечь, в
слухе звон, -
А кругом-то
поглядите,
Как отраден мирный
сон!
Жаль мне вас, людей
бессонных:
Уж не лучше ли
заснуть
И от дум неугомонных,
Хоть на время
отдохнуть?
(28 ноября 1853,
Тула)
Хомяков был изначально похоронен в московском Даниловом монастыре, рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на московском Новодевичьем кладбище
Комментариев нет:
Отправить комментарий