суббота, 30 марта 2013 г.

Алексей Хомяков




     Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – русский религиозный философ, богослов, поэт, драматург, публицист, один из идеологов славянофильства, историк; экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений; полиглот-лингвист, врач, живописец, с 1856 г. – член Петербургской академии наук.
     Родился он в Москве, в старинной дворянской семье. В 1822–1825 гг.  и в 1826–1829 гг.  находился на военной службе, участвовал в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Затем он вышел в отставку и уехал в свое имение заниматься хозяйственными делами. В 1839 г. он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом» - эта статья-речь по сути ознаменовала возникновение славянофильства как особого течения русской общественной мысли. Взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его богословскими идеями, идеями религиозно-нравственного начала, «соборности», объединяющей множество верующих «в любви и истине». Он считал монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, выступал за созыв «Земского собора», связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей». С 1838 г. Хомяков работал над своим главным фундаментальным трудом – историко-философским произведением «Записка о всемирной истории», которое осталось незавершенным. Сталкивая в своей историософии «свободу духа» («иранство») и «вещественный», фетишистский взгляд, названный «кушизмом», Хомяков продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте «внешне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Только в русском православии философ видел гармоничное сочетание единства народы и свободы.
     Как общественный деятель, Хомяков выступал за отмену крепостного права и смертной казни, за введение свободы слова и печати. Неоднократно бывал за границей. Был женат на сестре поэта Н.Языкова. Занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заразился и скончался в селе Спешнево-Ивановском Рязанской губернии.
     Как поэт, А.С.Хомяков стремился в своих сочинениях к внутреннему единству человека и природы. Именно поэт, по его мысли, должен быть посредником в достижении этого единства. Во многих его стихотворениях звучат романтические и вольнолюбивые мотивы, некоторые написаны на злобу дня и содержат обличительные интонации. И, разумеется, поэзия Хомякова во многом отражает и его религиозные воззрения. По словам исследователя И.Андреева, «музыка его стихов подобна звону русских православных колоколов, которые могут выражать и радость, и скорбь, и тревогу, могут переливаться пасхальным восторгом, рыдать в похоронной печали и гудеть в призывном набате». Не случайно некоторые его стихи были положены на музыку Чайковским, Балакиревым, Танеевым и другими композиторами.


ЖАВОРОНОК, ОРЕЛ И ПОЭТ

Когда проснувшийся светлеет
Восток росистою зарей,
Незримый жаворонок реет
В равнине неба голубой;
И, вдохновенный, без науки
Творит он песнь и свысока
Серебряные сыплет звуки
На след воздушный ветерка.
Орел, добычу забывая,
Летит, и выше сизых туч,
Как парус крылья расстилая,
Всплывает - весел и могуч.
Зачем поют? Зачем летают?
Зачем горячие мечты
Поэта в небо увлекают
Из мрака дольней суеты? -
Затем, что в небе вдохновенье,
И в песнях есть избыток сил,
И гордой воли упоенье
В надоблачном размахе крыл;
Затем, что с выси небосклона
Отрадно видеть край земной
И робких чад земного лона
Далёко, низко под собой.
                                                (1833)


МЕЧТА

О, грустно, грустно мне! Ложится тьма густая
На дальнем Западе, стране святых чудес:
Светила прежние бледнеют, догорая,
И звезды лучшие срываются с небес.
А как прекрасен был тот Запад величавый!
Как долго целый мир, колена преклонив
И чудно озарен его высокой славой,
Пред ним безмолствовал, смирен и молчалив.
Там солнце мудрости встречали наши очи,
Кометы бурных сеч бродили в высоте,
И тихо, как луна, царица летней ночи,
Сияла там любовь в невинной красоте.
Там в ярких радугах сливались вдохновенья,
И веры огнь живой потоки света лил!..
О! никогда земля от первых дней творенья
Не зрела над собой столь пламенных светил!
Но горе! век прошел, и мертвенным покровом
Задернут Запад весь.Там будет мрак глубок...
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом,
Проснися, дремлющий Восток!
                                                  (1835)


КЛЮЧ

Сокрыт в глуши, в тени древесной,
 Любимец муз и тихих дум,
 Фонтан живой, фонтан безвестный,
 Как сладок мне твой легкий шум!
 Поэта чистая отрада,
 Тебя не сыщет в жаркий день
 Копыто жаждущего стада
 Иль поселян бродящих лень;
 Лесов зеленая пустыня
 Тебя широко облегла,
 И веры ясная святыня
 Тебя под кров свой приняла;
 И не скуют тебя морозы,
 Тебя не ссушит летний зной,
 И льешь ты сребренные слезы
 Неистощимою струей.

 В твоей груди, моя Россия,
 Есть также тихий, светлый ключ;
 Он также воды льет живые,
 Сокрыт, безвестен, но могуч.
 Не возмутят людские страсти
 Его кристальной глубины,
 Как прежде холод чуждой власти
 Не заковал его волны.
 И он течет, неиссякаем,
 Как тайна жзни невидим,
 И чист, и миру чужд, и знаем
 Лишь богу да его святым.
 Но водоема в тесной чаше
 Не вечно будет заключен.
 Нет, с каждым днем живей и краше
 И глубже будет литься он.

 И верю я: тот час настанет,
 Река свой край перебежит,
 На небо голубое взглянет
 И небо все в себя вместит.
 Смотрите как широко воды
 Зеленым долом разлились,
 Как к брегу чуждые народы
 С духовной жаждой собрались!
 Смотрите! мчатся через волны
 С богатством мыслей корабли,
 Любимцы неба, силы полны,
 Плодотворители земли.
 И солнце яркими огнями
 С лазурной светит вышины,
 И осиян весь мир лучами
 Любви, святыни тишины.
                                                (1835)



***
Жаль мне вас, людей бессонных!
Целый мир кругом храпит,
А от дум неугомонных
Ваш тревожный ум не спит:
Бродит, ищет, речь заводит
С тем, с другим, - все прока нет!
Тот глазами чуть поводит,
Тот сквозь сон кивнет в ответ.
Вот, оставив братьев спящих,
Вы ведете в тьме ночной,
Не смыкая вежд горящих,
Думу долгую с собой.
И надумались, и снова
Мысли бурные кипят:
Будите того другого, -
Все кивают и молчат!
Вы волнуетесь, горите,
В сердце горечь, в слухе звон, -
А кругом-то поглядите,
Как отраден мирный сон!
Жаль мне вас, людей бессонных:
Уж не лучше ли заснуть
И от дум неугомонных,
Хоть на время отдохнуть?
                            (28 ноября 1853, Тула)

Хомяков был изначально похоронен в московском Даниловом монастыре, рядом с Языковым и Гоголем. В советское время прах всех троих был перезахоронен на московском Новодевичьем кладбище


Комментариев нет:

Отправить комментарий