Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) – русский поэт,
критик, один из ярчайших представителей литературной демократической
интеллигенции XIX века,
автор популярных песен и романсов.
Дед Григорьева, крестьянин из глухой провинции, благодаря
своему усердию разбогател, выстроил себе дом в Москве, получил дворянское
достоинство и даже табакерку от императора. Аполлон был незаконнорожденным
ребенком, поскольку его отец и мать (дочь крепостного кучера) обвенчались уже
после рождения младенца. Поэтому он стал числиться не дворянином, как отец, а
«московским мещанином». Юность поэта прошла в районе Замоскворечья. Рос он в
довольстве – мать души в нем не чаяла (возможно, потому, что все другие ее дети
умерли в младенчестве), однако ежедневно ему приходилось видеть мертвецки
пьяных лакеев, кучеров, слушать их матерную ругань… Он рано научился играть на
фортепьяно, позднее освоил гитару. После нескольких посещений театра с отцом
Аполлон на всю жизнь полюбил сцену и стал глубоким ценителем драматического
искусства. Уже в 1838 г .
он был принят слушателем на юридический факультет Московского университета, и
во время учебы все, вплоть до попечителя университета графа Строганова,
восхищались заметным и талантливым юношей. Тогда же в доме Григорьева собирался
«кружок» его друзей-студентов (А.Фет, Я.Полонский и др.), которые
философствовали и сочиняли стихи. В том числе и с недвусмысленным политическим
подтекстом. В 1842 г .
Григорьев окончил университет лучшим студентом юридического факультета. Через
год большинством голосов он был избран по конкурсу секретарем Совета
Московского университета. Однако его непрактичность, неприятие бюрократической
работы, раздача книг друзьям и знакомым (не регистрируя их при этом, как
полагалось) сослужили ему плохую службу на карьерном поприще. В этот период он
страстно и активно пишет и публикуется – безответная любовь к Антонине Корш,
безудержная ревность нашли отражение в его любовной лирике – такой же
неудержимой, полной бурлящих эмоций и мотивов борьбы.
Широкая душевная натура
Григорьева вкупе с романтическими молодыми чувствами заставляла поэта постоянно
искать себя по жизни, искать себе идеалы… В 1844 г . Аполлон тайно бежал
из родительского дома в Петербург, где у него не было ни близких, ни знакомых.
С этого отъезда началась скитальческая жизнь Григорьева. В 1844-1846 гг.
Григорьев сотрудничал в журнале "Репертуар и Пантеон", в котором
произошло его становление как профессионального литератора. В 1846 г . увидел свет его
сборник стихотворений. Вскоре Григорьев вернулся в Москву уже известным
стихотворцем. В память о граде Петровом он написал такие строчки:
Прощай, холодный и бесстрастный,
Великолепный град рабов,
Казарм, борделей и дворцов,
С твоею ночью гнойно-ясной,
С твоей холодностью ужасной
К ударам палок и кнутов.
Великолепный град рабов,
Казарм, борделей и дворцов,
С твоею ночью гнойно-ясной,
С твоей холодностью ужасной
К ударам палок и кнутов.
В Москве Григорьев женился на младшей сестре Антонины Корш –
Лидии. Этот брак был несчастливым для обоих – ни Лидия, ни Аполлон (к тому
времени уже часто уходивший в загул) не были приспособлены для семейной жизни.
Свои произведения и критические статьи Григорьев печатал в «Московском
городском листке», «Отечественных записках», позднее – в «Москвитянине» (вместе
с А.Н.Островским возглавлял отдел критики журнала). С этого времени Григорьев
стал ведущим российским театральным критиком, проповедующим реализм и
естественность в драматургии и актерской игре. Его критические статьи и
рецензии публиковались в множестве журналов. В 1850 г . Григорьев был
назначен учителем законоведения в Московский Воспитательный дом. ТВскоре он
безудержно влюбился в дочь своего коллеги Я.И.Визарда. Однако и она предпочла
другого, вызвав бешеную ревность литератора. Только работа над новыми
произведениями вернула его к жизни. Его цикл «цыганских песен»,пожалуй, - самое
знаменитое наследие Григорьева как поэта. А.Блок называл их «перлами русской лирики».
После смерти жены Лидии (будучи в подпитии, она заснула с
зажженной папиросой и не проснулась) Аполлон уехал за границу, по возвращении в 1859 г .
он сблизился с М.Ф.Дубровской (девицей, взятой им из притона), с которой
последствии вступил в гражданский брак. Однако постоянная нехватка денег и
любовь к вину у Григорьева сделали несчастливыми и эти отношения. Не было денег
даже на дрова, в результате умер их общий ребенок – у матери от холода пропало
молоко. Это стало причиной их разрыва.
Аполлона Григорьева, талантливого поэта и критика, всю жизнь
сопровождало «скитальчество». Мистик и масон, славянофил, интеллектуал и
пьяница, он был крайне противоречивым человеком, с которым судьба обошлась
очень сурово. Любовь к мотовству и цыганскому обществу при хроническом
отсутствии денег привели его в очередную долговую яму. Опустошенный душевными
терзаниями, он скончался от апоплексического удара (инсульта) в возрасте 42
лет…
Автор нескольких знаменитых романсов, бессмертного
откровения, что «Пушкин - это наше все», Григорьев был неутомимым творческим человеком,
самоотверженно преданным искусству и литературе, находящимся в постоянном
поиске нравственных идеалов. Конфликт современного ему человека прозаическому миру, лишенному цельности, романтики - это ключевая тема творческого наследия Григорьева. Его лирика окрашена настроениями мрачного отчаяния и горького скептицизма. Несмотря на бытовую несобранность и тяжелые личные
драмы, Григорьев продолжает оставаться одной из самых незаурядных личностей
русской литературы XIX
века.
***
В час томительного
бденья,
В час бессонного
страданья
О тебе мои моленья,
О тебе мои стенанья.
И тебя, мой ангел
света,
Озарить молю я снова
Бедный путь лучом
привета,
Звуком ласкового
слова.
Но на зов мой
безответна -
Тишина и тьма
ночная...
Безраздельна,
беспредметна
Грусть бесплодная,
больная!
Или то, что пережито,
Как мертвец, к
стенаньям глухо,
Как эдем, навек
закрыто
Для отверженного
духа?
Отчего же сердце
просит
Всё любви, не
уставая,
И упорно память носит
Дней утраченного рая?
Отчего в часы
томленья,
В ночь бессонную
страданья
О тебе мои моленья,
О тебе мои стенанья?
(Июль, 1846)
***
Опять, как бывало, бессонная ночь!
Душа поняла роковой
приговор:
Ты Евы лукавой
лукавая дочь,
Ни хуже, ни лучше ты
прочих сестер.
Чего ты хотела?..
Чтоб вовсе с ума
Сошел я?.. чтоб все,
что кругом нас, забыл?
Дитя, ты сама б
испугалась, сама,
Когда бы в порыве я
искренен был.
Ты знаешь ли все, что
творилось со мной,
Когда не холодный,
насмешливый взор,
Когда не суровость,
не тон ледяной,
Когда не сухой и
язвящий укор,
Когда я не то, что с
отчаяньем ждал,
Во встрече признал и
в очах увидал,
В приветно-тревожных
услышал речах?
Я был уничтожен, я
падал во прах...
Я падал во прах, о
мой ангел земной,
Пред
женственно-нежной души чистотой,
Я падал во прах пред
тобой, пред тобой,
Пред искренней,
чистой, глубокой, простой!
Я так тебя сам
беззаветно любил,
Что бодрость
мгновенно в душе ощутил,
И силу сковать
безрассудную страсть,
И силу бороться, и
силу не пасть.
Хоть весь в
лихорадочном был я огне,
Но твердости воли
достало во мне -
Ни слова тебе по душе
не сказать,
И даже руки твоей
крепче не сжать!
Зато человека, чужого
почти,
Я встретил, как брата
лишь встретить мог брат,
С безумным восторгом,
кипевшим в груди...
По-твоему ж, был я
умен невпопад.
Дитя, разве можно
иным было быть,
Когда я не смею, не
вправе любить?
Когда каждый миг
должен я трепетать,
Что завтра, быть
может, тебя не видать,
Когда я по скользкому
должен пути,
Как тать, озираясь,
неслышно идти,
Бессонные ночи в
тоске проводить,
Но бодро и весело в
мир твой входить.
Пускай он доверчив,
сомнений далек,
Пускай он нисколько
не знает тебя...
Но сам в этот тихий
земли уголок
Вхожу я с боязнью, не
веря в себя.
А ты не хотела, а ты
не могла
Понять, что творилось
со мною в тот миг,
Что если бы воля мне
только была,
Упал бы с тоской я у
ног у твоих
И током бы слез, не
бывалых давно,
Преступно-заглохшую
душу омыл...
Мой ангел... так
свято, глубоко, полно
Ведь я никого никогда
не любил!..
При новой ты встрече
была холодна,
Насмешливо-зла и
досады полна,
Меня уничтожить
хотела совсем...
И точно!.. Я был
безоружен и нем.
Мне раз изменила лишь
нервная дрожь,
Когда я в ответ на
холодный вопрос,
На взгляд, где
сверкал мне крещенский мороз, -
Борьба, так борьба! -
думал грустно, - ну что ж!
И ты тоже Евы лукавая
дочь,
Ни хуже, ни лучше ты
прочих сестер.
И снова бессонная,
длинная ночь, -
Душа поняла роковой
приговор.
(29 января 1847)
Антонина Корш, возлюбленная Аполлона долгие годы
***
Я измучен, истерзан тоскою...
Но тебе, ангел мой, не скажу
Никогда, никогда, отчего я,
Как помешанный, днями брожу.
Есть минуты, что каждое слово
Мне отрава твое и что рад
Я отдать все, что есть дорогого,
За пожатье руки и за взгляд.
Есть минуты мучений и злобы,
Ночи стонов безумных таких,
Что, бог знает, не сделал чего бы,
Лишь упасть бы у ног у твоих.
Есть минуты, что я не умею
Скрыть безумия страсти своей...
О, молю тебя - будь холоднее,
И меня и себя пожалей!
Но тебе, ангел мой, не скажу
Никогда, никогда, отчего я,
Как помешанный, днями брожу.
Есть минуты, что каждое слово
Мне отрава твое и что рад
Я отдать все, что есть дорогого,
За пожатье руки и за взгляд.
Есть минуты мучений и злобы,
Ночи стонов безумных таких,
Что, бог знает, не сделал чего бы,
Лишь упасть бы у ног у твоих.
Есть минуты, что я не умею
Скрыть безумия страсти своей...
О, молю тебя - будь холоднее,
И меня и себя пожалей!
(1857)
***
О, говори хоть ты со мной,
Подруга
семиструнная!
Душа полна такой
тоской,
А ночь такая
лунная!
Вон там звезда
одна горит
Так ярко и
мучительно,
Лучами сердце
шевелит,
Дразня его
язвительно.
Чего от сердца
нужно ей?
Ведь знает без
того она,
Что к ней тоскою
долгих дней
Вся жизнь моя
прикована...
И сердце ведает
мое,
Отравою облитое,
Что я впивал в
себя ее
Дыханье ядовитое...
Я от зари и до
зари
Тоскую, мучаюсь,
сетую...
Допой же мне -
договори
Ты песню
недопетую.
Договори сестры
твоей
Все недомолвки
странные...
Смотри: звезда
горит ярчей...
О, пой,
моя желанная!
И до зари готов с
тобой
Вести беседу эту
я...
Договори же
мне, допой
Ты песню
недопетую.
(1857)
***
Прощай, прощай! О, если б знала ты,
Как тяжело, как
страшно это слово...
От муки разорваться
грудь готова,
А в голове бунтуют
снова
Одна другой безумнее
мечты.
Я гнал их прочь,
обуздывая властью
Моей любви глубокой и
святой;
В борьбу и в долг я
верил, веря счастью,
Из тьмы греха
исторгнут чистой страстью,
Я был царем над ней и
над собой.
Я, мучался, ревнуя и
пылая,
С тобою был спокоен,
чист и тих,
Я был с тобою свят,
моя святая!
Я не роптал - главу
во прах склоняя,
Я горько плакал о
грехах своих.
Прощай, прощай!..
вновь осужден узнать я
На тяжкой жизни
тяжкую печать
Не смытого раскаяньем
проклятья...
Но, испытавший
сердцем благодать, я
Теперь иду безропотно
страдать.
(1857)
Поэта хоронили 28 сентября на петербургском Митрофаньевском кладбище (сейчас оно уже не существует). На более престижное не было денег. На проводах было несколько знакомых литераторов и артистов. Был среди них и Достоевский. И большая группа странных незнакомцев в обносках - соседи Григорьева по долговой тюрьме. 23 августа 1934 года, когда создавали мемориальное кладбище, прах Аполлона Григорьева перенесли на Литераторские мостки Волковского кладбища Санкт-Петербурга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий