Крестовский Всеволод Владимирович (1840-1895) – русский писатель,
поэт, литературный критик.
Происходил из польского дворянского рода. В 1857-1861 гг. учился
на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В этот период он
уже начал свою литературную деятельность, публиковался в периодических
журналах, был другом Д.Писарева, Ф.Достоевского, А.Григорьева. В 1865—1866 был
членом-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы. В 1868 г.
Крестовский, пойдя по стопам отца, вступил в один из уланских полков, в 1874 г.
его перевели в гвардию. В качестве журналиста он участвовал в русско-турецкой
войне 1877-1878 гг. Затем служил секретарем при начальнике Тихоокеанской эскадры,
чиновником по особым поручения при туркестанском генерал-губернаторе. С 1892
вплоть до своей кончины он жил в польской столице, работая редактором газеты «Варшавский
дневник».
Крестовский оставил после себя большое литературное наследие
– рассказы, стихи (некоторые из которых стали популярными романсами), очерки о
военном быте, фельетоны, баллада «Ванька-ключник». Однако самое его знаменитое
произведение, безусловно, - «Петербургские трущобы». Этот роман долгое время
считался одним из самых популярных русских произведений XIX века, он
объединил в себе романтический авантюрный сюжет и суровые реалистичные описания
быта городского «дна». Написанный в духе
романа «Парижские тайны» Эжена Сю, роман Крестовского считается одним из самых
значительных «социалистических» произведений.
ПОЛОСА
Полоса ль ты моя,
полоса!
Не распахана ты,
сиротинка,
И тебе не колосья
краса, -
Не колосья краса, а
былинка...
А кругом-то, кругом
поглядишь -
Так и зреют могучие
нивы!
И стоит благодатная
тишь,
И волнуются ржи
переливы.
Но горька мне твоя
нагота,
Как взгляну я на
ниву-то божью:
Отчего ж ты одна,
сирота,
Не красуешься матушкой-рожью?
Знать, хозяин-то твой
в кабаке
Загулял не одну уж
неделю
Иль от горя - в
гробовой доске
Отыскал на погосте
постелю;
А быть может и то: в
кандалах
По Владимирке пахаря
гонят;
За широкий, за
вольный размах
Богатырскую силу
хоронят.
И шагает он в синюю
даль,
Сам шагает, да слезы
глотает:
Всё-то ниву свою ему
жаль,
Всё полоску свою
вспоминает...
Зарастай же, моя
полоса,
Частым ельничком ты
да березкой, -
И пускай же ни серп,
ни коса
Не сверкают отсель
над полоской!
(1861)
***
Под душистою ветвью
сирени
С ней сидел я над
сонной рекой,
И, припав перед ней
на колени,
Ее стан обвивал я
рукой...
Проносилися дымные
тучки,
На лице ее месяц
играл,
А ее трепетавшие
ручки
Я так долго, так
страстно лобзал...
Погребальные свечи
мерцали,
В мрачных сводах была
тишина,
Над усопшей обряд
совершали -
Вся в цветах почивала
она...
Со слезой раздирающей
муки
Я на труп ее жадно
припал
И холодные, мертвые
руки
Так безумно, так
страстно лобзал...
(1857)
***
"Прости на
вечную разлуку!" -
Твой голос грустно прозвучал,
И я пророческому звуку
Душой покорною внимал.
О, знала ль ты, хоть в те мгновенья,
Какого горького значенья
Мне этот звук исполнен был! -
С ним всё, что прожито тревожно,
Всё, что забыть мне невозможно,
Я безвозвратно хоронил...
Прости ж и ты!.. быть может, скоро
Пойду я в светлый, дальний путь,
Без желчных дум и без укора
Под небом теплым отдохнуть, -
И, может, сдавленное горе
Развеет ветер где-нибудь
И заглушит чужое море
В душе печальное: "Забудь!..
Забудь!.."
(1860)
Автор "Петербургских трущоб" был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий