Минаев Дмитрий Дмитриевич
(1835-1889) – видный русский поэт, переводчик, журналист, автор громких в свое
время сатирических произведений.
Сын офицера, он отказался от
военной карьеры. После переезда в Петербург служил чиновником Министерства
внутренних дел, однако уже в 1857 он вышел в отставку, чтобы целиком посвятить
себя литературной работе. 1859 году Минаев выпустил сборник литературных
пародий «Перепевы. Стихотворения обличительного поэта» и начал сотрудничество с
журналами «Современник», «Русское слово», «Искра», где он полноценно раскрылся
как поэт-сатирик. С 1865 года Минаев сотрудничал в сатирическом журнале
«Будильник», позднее был близок к «Отечественным запискам». Минаев обличал либералов, бюрократов,
помещиков-самодуров, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал
поэтов-сторонников «чистого искусства». Писал об угнетенных крестьянах, активно
переводил европейских поэтов, экспериментировал, еще до появления футуристов, с
каламбурной рифмой. Впоследствии Минаев, наряду с Некрасовым, Курочкиным,
Добролюбовым, стал одним из столпов революционной демократической поэзии
1860-1870-х гг. Его злой и хлесткий сатирический язык ударял по многим
литераторам и людям искусства, по государственным деятелям и простым
чиновникам. Поэт-острослов писал под различными псевдонимами (эксперты их
насчитали 29 - «Д. Свияжский», «Обличительный поэт», «Темный человек», «Майор
Бурбонов» и др.) Как переводчик Минаев внес огромный вклад – благодаря ему
читающая публика знакомилась с творениями Гейне, Гюго, Мольера, Мицкевича,
Данте, Байрона…Хотя многие их произведения он и переделывал на свой лад,
немного уходя от подлинника.
В 1866 г . у ворот Летнего сада
прогремел выстрел – террорист Д.Каракозов стрелял в императора Александра II. После сенсационного
события начались чистки, в том числе и в отношении демократических журналов.
Минаев находился под следствием, покушался на самоубийство, однако через 2
месяца был отпущен. Он продолжил писать, однако в его произведения все больше
появлялись мотивы скорби, обреченности, он более не видел перспектив
общественного преобразования в России. Последние годы жизни писал, в основном,
на заказ, умер в Симбирске от тяжелой болезни, практически в полном забвении. В
конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон
на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Дмитрий Дмитриевич,
занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной
прессы.
Создатель жанра стихотворного
сатирического фельетона, блестящий пародист, «король рифмы», искусный
эпиграмматист, Дмитрий Дмитриевич в лучших своих произведениях отстаивал демократические
идеалы 60-х гг., оказал влияние и на дальнейшую русскую сатирическую поэзию.
Дом поэта в Симбирске, где он прожил последние годы жизни
ЛУННАЯ НОЧЬ
1
Полночный мрак!..
Лишь лунным светом
В моей тюрьме озарена
С ночного неба,
теплым летом,
Решетка узкого окна.
О, сколько раз, с
ночного крова,
В иные дни, с закатом
дня,
Вот так же с неба
голубого
Луна смотрела на
меня.
2
Я был дитя. Вскочив с
кроватки,
Прижавшись к няне в
поздний час,
Я слушал, словно в
лихорадке,
О змей-горыныче
рассказ.
Всё в страшной сказке
было ново,
А в детской темно,
нет огня...
И так же с неба
голубого
Луна смотрела на
меня.
3
Я помню ночь. Все в
доме спали,
Лишь мы в аллее,
милый друг,
Как дети, в трепете
дрожали
За каждый шелест,
каждый звук...
Руки пожатье...
полуслово...
И, мягким светом
осеня,
Вот так же с неба
голубого
Луна смотрела на
меня.
4
Осенний вечер. Тускло
зала
Освещена, а впереди,
В гробу, в цветах она
лежала,
Сложивши руки на
груди.
В углу от горя
рокового
Рыдал я, жизнь свою
кляня,
И так же с неба
голубого
Луна смотрела на
меня.
5
Метель, сугробы... С
диким воем
Кругом меня стонала
степь.
Я шел закованный, с
конвоем,
В ногах звучала мерно
цепь.
Повсюду снег блестел,
и снова,
Как будто путника
виня,
Сквозь иней с неба
голубого
Луна смотрела на
меня.
6
Свидетель жизни
неудачной,
Мне ненавистна ты,
луна!..
Так не смотри в мой
угол мрачный
Сквозь раму тусклого
окна
И не буди того
нескромно,
Что улеглось во мне
давно...
Пусть лучше в небе
будет темно,
Как на душе моей
темно.
(1866)
СМЕХ
Всегда неподкупен, велик
И страшен для всех без различья,
Смех честный - живой проводник
Прогресса, любви и величья.
Наивно-прямой, как дитя,
Как мать - многолюбящий, нежный,
Он мудрости учит шутя,
Смягчает удел безнадежный.
Струясь, как по камням вода,
Как чистый фонтан водоема,
Торжественный смех иногда
Доходит до грохота грома,
Сливаясь в густых облаках
В немолчное, грозное эхо,
И тот, кто забыл всякий страх,
Дрожал от подобного смеха.
Смиряя рыданья порыв
И гордую скорбь гражданина
Под маской шута затаив,
Запрятав под плащ арлекина,
Стремление к лучшей судьбе
Родит он в груди всего мира
И с гидрой пороков в борьбе
Сверкает и бьет, как секира;
Он сонную мысль шевелит
И будит во мраке глубоком:
Плясал вкруг ковчега Давид,
Но был и царем и пророком.
(1875)
Всегда неподкупен, велик
И страшен для всех без различья,
Смех честный - живой проводник
Прогресса, любви и величья.
Наивно-прямой, как дитя,
Как мать - многолюбящий, нежный,
Он мудрости учит шутя,
Смягчает удел безнадежный.
Струясь, как по камням вода,
Как чистый фонтан водоема,
Торжественный смех иногда
Доходит до грохота грома,
Сливаясь в густых облаках
В немолчное, грозное эхо,
И тот, кто забыл всякий страх,
Дрожал от подобного смеха.
Смиряя рыданья порыв
И гордую скорбь гражданина
Под маской шута затаив,
Запрятав под плащ арлекина,
Стремление к лучшей судьбе
Родит он в груди всего мира
И с гидрой пороков в борьбе
Сверкает и бьет, как секира;
Он сонную мысль шевелит
И будит во мраке глубоком:
Плясал вкруг ковчега Давид,
Но был и царем и пророком.
(1875)
КОРОЛЬ И ШУТ
Король негодует, то
взад, то вперед
По зале пустынной
шагая;
Как раненый зверь, он
и мечет и рвет,
Суровые брови
сдвигая.
Король негодует:
"Что день, то беда!
Отвсюду зловещие
вести.
Везде лихоимство, лесть,
подкуп, вражда,
Ни в ком нет ни
правды, ни чести...
Поджоги, убийства,
разврат, грабежи,
Иуда сидит на
Иуде..."
Король обратился к
шуту: "О, скажи:
Куда делись честные
люди?"
И шут засмеялся:
"Ах ты, чудодей!
Очистив весь край
понемногу,
Ты в ссылку отправил
всех честных людей
И - сам поднимаешь
тревогу!"
(1882)
ЖИТЕЙСКАЯ
ИЕРАРХИЯ
Строго различаем мы с давнишних пор:
Маленький воришка или крупный вор.
Маленький воришка - пища для сатир,
Крупный вор - наверно, где-нибудь кассир;
Маленького вора гонят со двора,
Крупного сажают и в директора;
Маленький воришка сцапал и пропал,
Крупный тоже сцапал - нажил капитал;
Маленький воришка угодил в острог,
Крупному же вору - впору всё и впрок;
Маленьким воришкам - мачеха зима,
Крупных не пугает и сама тюрьма,
И они спокойно ждут законных кар...
Там, где шмель прорвется, берегись комар!.
Строго различаем мы с давнишних пор:
Маленький воришка или крупный вор.
Маленький воришка - пища для сатир,
Крупный вор - наверно, где-нибудь кассир;
Маленького вора гонят со двора,
Крупного сажают и в директора;
Маленький воришка сцапал и пропал,
Крупный тоже сцапал - нажил капитал;
Маленький воришка угодил в острог,
Крупному же вору - впору всё и впрок;
Маленьким воришкам - мачеха зима,
Крупных не пугает и сама тюрьма,
И они спокойно ждут законных кар...
Там, где шмель прорвется, берегись комар!.
(1878)
Минаева похоронили в Симбирске. Городское общество относилось к поэту враждебно, помня, как зло оно было высмеяно в сатирах и эпиграммах Минаева. Когда тяжело больной поэт скончался, его гроб сопровождало только несколько человек - его знакомые, почитатели и местные бродяги...
Комментариев нет:
Отправить комментарий