вторник, 5 февраля 2013 г.

Владимир Агатов



      Владимир Гариевич Агатов (1901-1966) – поэт-песенник, драматург. Скорее всего, он не  запомнился бы современникам и будущим поколениям ничем выдающимся, если бы не одно обстоятельство, о котором расскажу ниже.

      Агатов (его настоящее имя - Вэлвл Исидорович Гуревич) родился в Киеве, в еврейской семье. В молодости работал журналистом-фельетонистом, в том числе в одесской газете «Гудок», в которой печатались В.Катаев, Э.Багрицкий, И.Ильф и Е.Петров. К началу Великой Отечественный войны Агатов уже сложился как драматург, некоторые его песни также пользовались успехов. В 1942 г. он приехал в Ташкент навестить эвакуированную семью, однако прямо на перроне его перехватил режиссер Л.Луков, приятель поэта, и повез Агатова в студию записи. Режиссер в данный момент работал над кинофильмом «Два бойца», ему необходимо было создать для киноленты подходящие песни. И они были созданы практически сразу после кого, как композитор Н.Богословский наиграл мелодию. Слава у песен «Темная ночь» и «Шаланды» (которая считается первой советской блатной песней, прозвучавшей с экрана) была гигантская, она обессмертила имена их создателей. Их, вслед за М.Бернесом, исполнителем главной роли в картине, напевала вся страна и продолжает напевать до сих пор. Однако судьба поэта сложилась печально – через некоторое время он подвергся репрессиям, сидел в лагере, будучи при этом руководителем лагерного театра и пользуясь уважением не только других заключенных, но и тюремного начальства. После реабилитации в 1956 г. он вернулся уже сломленным человеком, писал мало…Однако авторство «Темной ночи» навсегда внесло его в список лучших поэтов-песенников советской эпохи.



ТЕМНАЯ НОЧЬ

Темная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах тускло звезды мерцают
В темную ночь ты любимая знаю не спишь
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами
Темная ночь разделяет любимая нас
И тревожная черная степь пролегла между нами
Верю в тебя в дорогую подругу мою
Эта вера от пули меня темной ночью хранила
Радостно мне я спокоен в смертельном бою
Знаю встретишь с любовью меня что б со мной ни случилось
Смерть не страшна с ней не раз мы встречались в степи
Вот и теперь надо мною она кружится
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь
И поэтому знаю со мной ничего не случится.
                                                                                           (1942)


Марк Бернес, играющий главную роль в фильме "Два бойца", исполняет песню "Темная ночь".




***
Шаланды полные кефали
В Одессу Костя приводил
И все бендюжники вставали
Когда в пивную он входил

Синеет море над бульваром
Каштан над городом цветет
Наш Константин берет гитару
И тихим голосом поет

«Я вам не скажу за всю Одессу -
Вся Одесса очень велика ...
Но и Молдаванка, и Пересыпь
Обожают Костю-моряка».

Рыбачка Соня как-то в Мае
Причалив к берегу баркас
Сказала Косте: «Все вас знают,
А я так вижу в первый раз"»

В ответ достав «Казбека» пачку
Сказал ее Костя с холодком:
«Вы интересная чудачка
Но дело, видите ли, в том:

Я вам не скажу за всю Одессу -
Вся Одесса очень велика ...
Но и Молдаванка, и Пересыпь
Обожают Костю-моряка».

Фонтан черемухой покрылся
Бульвар Французский весь в цвету
«Наш Костя кажется влюбился,» -
Кричали грузчики в порту

Об этой новости неделю
В порту кричали рыбаки
На свадьбу грузчики надели
Со страшным скрипом башмаки.

Я вам не скажу за всю Одессу,
Вся Одесса очень велика.
День и ночь гуляла вся Пересыпь
На веселой свадьбе моряка.
                                                                  (1942)


Скончался Агатов в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище (Колумбарий. 128 секция).


Комментариев нет:

Отправить комментарий