Случевский Константин Константинович (1837-1904) – видный
русский поэт, писатель, драматург, переводчик...Современники считали его
олицетворением декаданса – мрачный, надменный, одетый во все черное, пишущий
про смерть и мертвецов ...Его литературные вечера («Пятницы») в Петербурге были
очень популярны, а постоянные гости его салона дали Случевскому негласный титул
«короля» современной русской поэзии. Хотя на официальном уровне к Случевскому
как поэту было отношение довольно скромное.
Случевский был родом из дворян, отец его был видным
министерским чиновником. Окончив курс в Первом кадетском корпусе, служил в
гвардии. В 1859 г. поступил в Академию генерального штаба. После отставки в 1861
г. уехал за границу, слушал лекции в Париже, Берлине, Лейпциге...В Гейдельберге
в 1865 г. получил степень доктора философии. С 1866 г., возвратившись в Россию,
служил в различных ведомствах – Министерстве внутренних дел, государственных
имуществ, Главном управлении по делам печати. В свите великого князя Владимира
Александровича совершил несколько поездок по России. В 1891-1902 гг. возглавлял
редакцию газеты «Правительственный вестник». В последние годы жизни Константин
Случевский был членом Совета министра внутренних дел, членом Ученого комитета
Министерства народного просвещения, членом совета Главного управления по делам
печати, гофмейстером двора (придворный чин и должность 3-го класса).
Творчество Случевского разнообразно – романы («От поцелуя к
поцелую», «Профессор бессмертия»), сборники повестей и рассказов, очерки,
пьесы. Однако известность ему принесли лирические стихотворения; их тематика –
безвременье, жизнь-сон людей с «окаменевшей» душой. Стихотворения Случевского в
журнале «Современник», публиковавшиеся в 1860-х гг., поэт и критик Григорьев
ставил выше произведений Фета и Тютчева и в один ряд с Лермонтовым. Однако
некоторые сатирики высмеивали его «эгоистический кладбищенский» стиль, поэтому
позднее Случевский в полемике по поводу произведений Чернышевского и Писарева
выступал уже на проправительственных позициях.
Несмотря на его политические взгляды, оригинальный поэтический язык
Случевского способствовал его литературному успеху у читающей публики.
***
В душе шел светлый
пир. В одеждах золотых
Виднелись на пиру:
желанья, грезы, ласки;
Струился разговор,
слагался звучный стих,
И пенился бокал, и
сочинялись сказки.
Когда спускалась
ночь, на пир являлся сон,
Туманились огни,
виденья налетали,
И сладкий шепот шел,
и несся тихий звон
Из очень светлых
стран, и из далекой дали...
Теперь совсем не то.
Под складками одежд,
Не двигая ничуть
своих погасших ликов,
Виднеются в душе лишь
остовы надежд!
Нет песен, смеха нет
и нет заздравных кликов.
А дремлющий чертог по
всем частям сквозит,
И только кое-где, под
тяжким слоем пыли,
Светильник тлеющий
дымится и коптит,
Прося, чтоб и его
скорее погасили...
***
Полдневный час. Жара
гнетет дыханье;
Глядишь, прищурясь,- блеск глаза слезит,
И над землею воздух в колебанье,
Мигает быстро, будто бы кипит.
И тени нет. Повсюду искры, блестки;
Трава слегла, до корня прожжена.
В ушах шумит, как будто слышны всплески,
Как будто где-то подле бьет волна...
Ужасный час! Везде оцепененье:
Жмет лист к ветвям нагретая верба,
Укрылся зверь, затем что жжет движенье,
По щелям спят, приткнувшись, ястреба.
А в поле труд... Обычной чередою
Идет косьба: хлеба не будут ждать!
Но это время названо страдою,-
Другого слова нет его назвать...
Кто испытал огонь такого неба,
Тот без труда раз навсегда поймет,
Зачем игру и шутку с крошкой хлеба
За тяжкий грех считает наш народ!
(1884)
Г.Г.Мясоедов. "Косцы"
НА ЧУЖБИНЕ
Ночь, блеска полная... Заснувшие пруды
В листах кувшинчиков и в зелени осоки
Лежат как зеркала, безмолвствуя цветут,
И пахнут сыростью, и кажутся глубоки.
И тот же ярких звезд рисунок в небесах,
Что мне на Родине являлся в дни былые;
Уснули табуны на скошенных лугах,
И блещут здесь и там огни сторожевые.
Ударил где-то час. Полночный этот бой,
Протяжный, медленный, - он, как двойник,
походит
На тот знакомый мне приветный бой часов,
Что с церкви и теперь в деревню нашу сходит.
Привет вам, милые картины прежних лет!
Добро пожаловать! Вас жизнь не изменила;
Вы те же и теперь, что и на утре дней,
Когда мне Родина вас в душу заронила
И будто думала: когда-нибудь в свой срок
Тебя, мой сын, судьба надолго в даль потянет,
Тогда они тебя любовно посетят,
И рад ты будешь им, как скорбный час настанет.
Да, Родина моя! Ты мне не солгала!
О, отчего всегда так в жизни правды много,
Когда сама судьба является вершить,
А воля личная - становится убога!
Привет вам, милые картины прежних лет!
Как много, много в вас великого значенья!
Во всем - печаль, разлад, насилье и тоска,
И только в вас одних покой и единенье...
Покоя ищет мысль, покоя жаждет грудь,
Вселенная сама найти покой готова!
Но где же есть покой? Там, где закончен путь:
В законченном былом и в памяти былого.
(1891)
* * *
Скажите дереву: ты
перестань расти,
Не оживай к весне
листами молодыми,
Алмазами росы на
солнце не блести
И птиц не осеняй с их
песнями живыми;
Ты не пускай в земле
питательных корней,
Их нежной белизне не
спорить с вечной тьмою...
Взгляни на кладбище
кругом гниющих пней,
На сушь валежника с
умершею листвою.
Всё это, были дни,
взрастало, как и ты,
Стремилось в пышный
цвет и зрелый плод давало,
Ютило песни птиц,
глядело на цветы,
И было счастливо, и
счастья ожидало.
Умри! Не стоит жить!
Подумай и завянь!
Но дерево растет,
призванье совершая;
Зачем же людям, нам,
дано нарушить грань
И жизнь свою
прервать, цветенья не желая?
(1890)
***
Я видел свое погребенье.
Высокие свечи горели,
Кадил непроспавшийся дьякон,
И хриплые певчие пели.
В гробу на атласной подушке
Лежал я, и гости съезжались,
Отходную кончил священник,
Со мною родные прощались.
Жена в интересном безумье
Мой сморщенный лоб целовала
И, крепом красиво прикрывшись,
Кузену о чем-то шептала.
Печальные сестры и братья
(Как в нас непонятна природа!)
Рыдали при радостной встрече
С четвертою частью дохода.
В раздумье, насупивши брови,
Стояли мои кредиторы,
И были и мутны и страшны
Их дико блуждавшие взоры.
За дверью молились лакеи,
Прощаясь с потерянным местом,
А в кухне объевшийся повар
Возился с поднявшимся тестом.
Пирог был удачен. Зарывши
Мои безответные кости,
Объелись на сытных поминках
Родные, лакеи и гости.
Высокие свечи горели,
Кадил непроспавшийся дьякон,
И хриплые певчие пели.
В гробу на атласной подушке
Лежал я, и гости съезжались,
Отходную кончил священник,
Со мною родные прощались.
Жена в интересном безумье
Мой сморщенный лоб целовала
И, крепом красиво прикрывшись,
Кузену о чем-то шептала.
Печальные сестры и братья
(Как в нас непонятна природа!)
Рыдали при радостной встрече
С четвертою частью дохода.
В раздумье, насупивши брови,
Стояли мои кредиторы,
И были и мутны и страшны
Их дико блуждавшие взоры.
За дверью молились лакеи,
Прощаясь с потерянным местом,
А в кухне объевшийся повар
Возился с поднявшимся тестом.
Пирог был удачен. Зарывши
Мои безответные кости,
Объелись на сытных поминках
Родные, лакеи и гости.
Поэт погребен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Второе фото - с сайта "Санкт-Петербургский некрополь" (http://funeral-spb.narod.ru/)
Комментариев нет:
Отправить комментарий