среда, 27 февраля 2013 г.

Размышлезис об образовательной политике




Специалисты или интеллектуалы нужны для нынешней и будущей России?
(думы о российском образовании, просвещении и знатоках своего дела)


  Уровень образования определяет и дальнейшую профессиональную деятельность человека, и степень развитости всего государства. Жизненные идеалы, свой взгляд на мир и на общество, которое тебя окружает, стремления и основные цели – все это закладывается в юности, когда и происходит образовательный процесс. Несмотря на то, что человек учится действительно всю жизнь, неправильно заложенные в молодые годы внутренние принципы ведут к тому, что потом человек уже не учится, а переучивается, причем, как правило, после болезненных ударов судьбы.
     Образование тесно связано с просвещением – важно ведь не просто получить навыки в тех областях, которые кажутся вам интересными, но и стать человеком с большой буквы, полноценным с точки зрения интеллекта, вкусов, моральных установок. Жизненные принципы могут быть разными, но когда налицо их полное отсутствие – это, несомненно, недостаток образования. Но каким же образом в школах и институтах можно воспитать одновременно и специалистов в определенной сфере, и цельных гармоничных личностей, которые смогут интуитивно отличать высокое от пошлого, грязь и одиозность от искусства, искреннюю дружбу от расчетливого обрастания полезными связями? Непростая задача…
    Постоянные дискуссии в телепередачах по поводу советской школы, патриотичного воспитания, ЕГЭ, коммерциализации учебы уже всем порядком поднадоели. Между слов всегда читается мысль о том, что возврат к старой системе в современных экономических и международных реалиях в полной мере невозможен, а новая система плохо продумана и нуждается в серьезных корректировках. Однако здравого альтернативного предложения пока не слышно. Во всяком случае, я его еще не встречал.



1. Приоритетные направления в образовании.
    Какие специалисты более всего востребованы на рынке труда? Вакансий, конечно, разных много, но какие-то общие направления всегда можно выделить. Сейчас это менеджеры различного звена, специалисты в финансовой сфере, программисты, управляющие проектами, дизайнеры, маркетологи, другими словами – либо управленцы для одних компаний, либо креативщики для других. Ну ряд традиционный профессий (врачи, учителя, инженеры) конечно тоже никогда не исчезнут уже ввиду их постоянной необходимости для общества. Однако большинство современных вакансий так или иначе связаны с развитием того или иного направления в бизнесе. Хорошо ли это? Наверное нет – коммерция уже сама по себе создает нездоровую атмосферу между людьми, существующих в обстановке конкуренции, нехватки времени, постоянного давления или, другими словами, постоянной возможности получить «ножом в спину» от улыбчивых коллег или любимого начальника. Конечно, такое существует не только в коммерции, да и некоторых частных компания обстановка не такая уж напряженная, однако общая тенденция именно такая, и думаю большинство со мной согласятся. Но это проблема глобальная – мир сейчас настолько коммерциализирован, что негодовать по поводу разных спекулянтов – все равно, что пытаться докричаться до людей посреди пустыни. Грамотнее всего просто смириться с реалиями и постараться создать такую систему отношений, когда вопросы прибыли и успеха сочетались бы с соблюдением моральных устоев, традиционных для того или иного общества. 
  Ввиду сильной востребованности перечисленных специалистов необходимо наше современное образование направить на создание специалистов именно в этих областях. Иначе – большинство людей так и будет работать не по специальности, не любить и не разбираться в своем деле, ждать от работы только премий и подсиживать коллег, чтоб самому не оказаться на бирже для безработных среди других горемык. И начинать нужно со школы – вместо древних советских предметов, которые уже неактуальны на рынке труда и не интересны нынешнему молодому поколению, необходимо разработать новые учебные программы – которые позволили бы не только дать ученикам первоначальное представление о современных отраслях, но и заинтересовать их (писали же Перельман про математику, а Ландау про физику так, что могли заинтересовать даже отъявленных гуманитариев – значит надо перехватывать инициативу и писать в том же духе о дизайнерском искусстве, маркетинге, финансовых биржах, направлениях в икусстве – но предельно просто и доступно, чтобы не вызвать отвращение у детских умов, которые еще не предназначены для запоминания и анализа больших массивов информации). Несколько базовых дисциплин (математика, русский и иностранный языки, литература, физкультура и т.д.) будут необходимы всегда, а вот над программой в целом надо серьезно работать, приспосабливать ее к нынешним мировым реалиям, чтобы выращивать активных и толковых специалистов, а не аморфную массу без целей в жизни и нормальных навыков для работы в компаниях и организациях.



2. Просвещение и взаимоуважение в современных корпоративных условиях.
   Каким образом сделать из будущих поколений противников разврата, пошлости и ценителей уважительного отношения к человеку? Воспитание. И образование одновременно. Надежду на семью, на родителей, конечно, возлагать можно, но нынче некоторые родители демонстрируют отсутствие даже намека на интеллект и нравственные принципы. Что такие особи могут внушить ребенку? Нет, надежнее всего – грамотно продуманная программа в школах и институтах. 
   Во-первых, это изучение русской классической литературы. Но не формальное – запоминание платьев Наташи Ростовой и всяких стихотворных метафор-гипербол, а глубинное изучение нашего наследия, чтобы ученики учились ценить прекрасное, понимать те нравственные проблемы общества или личные переживания героев, которые хотели показать наши классики. Тогда они научатся вести себя достойно, как в плане личном, так и общественном. Главное – не перегнуть палку и не пичкать юных ребят литературой для 40-летних опытных в жизненном плане читателей. Наши поэты и писатели многие произведения не для 15-летних писали, и заставлять еще зеленую девушку вникать в образ Анны Карениной или Сони Мармеладовой – значит прививать неприятие к классике на долгие годы, пока она сама не накопит жизненного опыта, чтобы самой прочувствовать трагичность и глубину этих и многих других героинь. Классические произведения для школы должны быть глубокими, но глубина должна быть адекватной для школьного разума. Только тогда читатель по достоинству оценит произведение и сделает серьезные выводы для себя. 
   Во-вторых, понятия об этике – общественной, трудовой, личной – это тоже неотъемлемая часть школьного и университетского образования. Люди, которые не умеют ладить и уважать друг друга, могут испортить любой проект, завалить любую инициативу, какой бы перспективной и продуманной она не была. Умение общаться, обсуждать, находить компромиссы – вот чего так не хватает сегодня. Даже крупные политики и люди искусства в разговоре друг с другом не скрывают хамских интонаций, что уж говорить про обывателей, не обремененных проблемами потери имиджа и доверия. «Работа в команде» - вот дисциплина, которая необходима на любом уровне обучения. Плохо только то, что учителей такого профиля трудно будет отыскать – слишком непривычная сфера для русского человека.

3. Узкий или широкий профиль?
     Многие критикуют узкопрофильное образование, считая его недостаточным для современного специалиста. Но я бы поспорил. Сам в свое время учился как раз на специалиста «широкого профиля» и постигал такое множество совершенно разных дисциплин, что многие из них улетучились из головы сразу после окончания вуза. Да, общие знания можно было получить и по экономике, и по праву, и по международным отношениям, и по политологии, и по философии…Только не одну из этих дисциплин в итоге не удалось выучить настолько, чтобы позиционировать себя работодателю как классного специалиста в какой-либо из этих сфер. Эрудиция, кругозор и знание международных проблем – этого не отнять. Но работодателю нужен прежде всего специалист в определенной сфере, который без лишних философствований сделает свою часть работы и сделает качественно. Поэтому мой вердикт таков – должны быть общие знания по некоторым универсальным предметам, чтобы со стороны невеждой не казаться, но старшие классы школы и институтское обучение надо спланировать так, чтобы за эти годы сформировался полноценный специалист. Такого даже без опыта работы оторвут с руками. Гении вроде Михайлы Ломоносова – астрономы, физики, биологи и поэты в одном лице – иногда рождаются, но уповать только на них не стоит. В основном, человек может стать спецом в одной-двух областях, максимум – в трех, если они смежные. Остальное – дополнительные знания, для жизни и для души. Они должны затрагиваться в учебе, но не урезая при этом время на профессиональные предметы.




     Как сделать так, чтобы выпускники школ не метались после выпуска в поисках лишь бы какого нормального института? Готовить профессионалов еще в школе. Как я уже говорил, не учить их старомодным дисциплинам (99% учеников либо их забудут, либо никогда ими не воспользуются), а знакомить с перспективными направлениями, в которых им было бы интересно работать. Начиная от общего знакомства и углубляясь все дальше в предмет, изучая его все детальнее. Если в младших классах проходят все понемногу, то старшие классы должны быть сформированы наподобие вузов, где есть основное направление, и большинство предметов посвящены ему, и второстепенные направления, которые просто расширяют кругозор. К 8-9 классу любой нормальный человек уже понимает, с чем он хочет связать свою жизнь – с финансами, госслужбой, искусством, спортом, здравоохранением, рекламой и так далее. Хотя бы понять – физик он в душе или лирик, рациональная или эмоциональная натура. Если физик – то нечего ему заниматься анализом стихотворений, он только теряет время, пусть лучше совершенствуется в молекулярной теории или генной инженерии. Если лирик – не надо его загружать химическими формулами и предлагать сделать из железяки транзистор – для него это останется той же железякой, просто другой формы. Каждый человек должен быть на своем месте. С определенным багажом знаний, но без приоритетных, уникальных знаний в какой-либо области он не добьется успеха и не будет интересен окружающим.

4. Образование для правящей элиты.
     Единственная сфера, где необходим широкий профиль – управление страной. Опыт последних лет показывает, что когда страной и ключевыми отраслями управляют выпускники машиностроительных техникумов или сплошные военные, проблем становится все больше. Только специалист в определенной сфере может координировать эту сферу на государственном уровне, и только интеллектуал с широкой образовательной базой может руководить страной в целом. На Западе правят выпускники университетов «Лиги плюща» - их по сути готовят во время брать на себя очень большую ответственность и дают обширную базу знаний, которые потом реализуются на практике. России нужна «меритократия» - образованная элита, правящая по законам морали и справедливости. Для того, чтобы такая элита сформировалась, ее нужно учить. Учить ответственности перед всеми жителями страны, учить мыслить и анализировать широко, глобально, понимая что происходит в мире и какие шаги нужно предпринять. А реализация инициатив «меритократии» - дело уже тех самых специалистов, подготовленных грамотной системой образования. Это - единственный шанс сохранить и преумножить значение государства, совместными усилиями, усилиями просвещенного руководства и компетентных исполнителей. Вот это – цель нашего образования, а не ЕГЭ или новый толерантный учебник истории, о которых болтают все кому не лень, забывая о главном…

Спасибо за внимание! Искренне Ваш!

Павел Галандров (P.Galandroff)


Комментариев нет:

Отправить комментарий