вторник, 19 февраля 2013 г.

Антон Дельвиг




    Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – русский поэт. Его можно с полной ответственностью отнести к когорте поэтов «Золотого века», современников Пушкина – несмотря на то, что Дельвиг не создал каких-либо абсолютно новых направлений в поэзии, его литературный вкус и талант всегда пользовались уважением друзей и других литераторов.
      Родился он в Москве, происходил из обрусевших немецких баронов. В 1811-1817 гг. учился в Царскосельском лицее, был близким другом Пушкина и Кюхельбекера. Уже в эти годы он начал писать стихи, пользовавшиеся успехом у сокурсников. Работал в различных ведомствах, в 1821-1825 гг. – служил у И.А.Крылова в Императорской публичной библиотеке Петербурга. Активно издавался – в «Вестнике Европы», «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения». Сам издавал альманахи «Северные цветы» и «Подснежник», а также с 1830 г. – «Литературную газету». После ряда вольнодумных публикаций издание было прекращено, а авторам – Дельвигу, Пушкину и Вяземскому – пригрозили ссылкой в Сибирь. По свидетельству современников, это стало тяжким ударом для барона – вскоре после этого инцидента он заболел и скоропостижно скончался в расцвете лет.
  Творчество Дельвига в целом развивалось в двух направлениях – во-первых, это идиллии и элегии в духе античных авторов, а во-вторых – русские лирические песни, многие из которых впоследствии были положены на музыку. Пожалуй, самым популярным романсом Дельвига, ставшим всенародной песней еще при его жизни, был «Соловей» (музыку написал А.Алябьев), посвященный Пушкину.



РОМАНС

 Не говори: любовь пройдет,
 О том забыть твой друг желает;
 В ее он вечность уповает,
 Ей в жертву счастье отдает.

 Зачем гасить душе моей
 Едва блеснувшие желанья?
 Хоть миг позволь мне без роптанья
 Предаться нежности твоей.

 За что страдать? Что мне в любви
 Досталось от небес жестоких
 Без горьких слез, без ран глубоких,
 Без утомительной тоски?

 Любви дни краткие даны,
 Но мне не зреть ее остылой;
 Я с ней умру, как звук унылый
 Внезапно порванной струны.
                                                     (1823)

ЭЛЕГИЯ

 Когда, душа, просилась ты
 Погибнуть иль любить,
 Когда желанья и мечты
 К тебе теснились жить,
 Когда еще я не пил слез
 Из чаши бытия,-
 Зачем тогда, в венке из роз,
 К теням не отбыл я!

 Зачем вы начертались так
 На памяти моей,
 Единый молодости знак,
 Вы, песни прошлых дней!
 Я горько долы и леса
 И милый взгляд забыл,-
 Зачем же ваши голоса
 Мне слух мой сохранил!

 Не возвратите счастья мне,
 Хоть дышит в вас оно!
 С ним в промелькнувшей старине
 Простился я давно.
 Не нарушайте ж, я молю,
 Вы сна души моей
 И слова страшного "люблю"
 Не повторяйте ей!
                                               (1822)

РУССКАЯ ПЕСНЯ
(СОЛОВЕЙ)

Соловей мой, соловей
 Голосистый соловей!
 Ты куда, куда летишь,
 Где всю ночку пропоешь?
 Кто-то бедная, как я,
 Ночь прослушает тебя,
 Не смыкаючи очей,
 Утопаючи в слезах?
 Ты лети, мой соловей,
 Хоть за тридевять земель,
 Хоть за синие моря,
 На чужие берега;
 Побывай во всех странах,
 В деревнях и в городах:
 Не найти тебе нигде
 Горемычнее меня.
 У меня ли, у младой,
 Дорог жемчуг на груди,
 У меня ли, у младой,
 Жар-колечко на руке,
 У меня ли, у младой,
 В сердце маленький дружок.
 В день осенний на груди
 Крупный жемчуг потускнел,
 В зимнюю ночку на руке
 Распаялось кольцо,
 А как нынешней весной
 Разлюбил меня милой.
                                             (1825)



Интересные факты по поводу написания музыки к стихотворению.

"Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М. Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве, он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Все источники придерживаются версии, что Алябьев сочинил этот романс, будучи заключенным в тюрьму. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылку. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и начал слепнуть. Единственным духовным спасением в таком положении оказался музыкальный инструмент. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором; произошло это 20 августа 1840 года в селе зятя композитора В. М. Исленьева Рязанцы Богородского уезда в церкви Святой Троицы. Екатерина Александровна тоже принадлежала к знатному роду, а дом её родителей считался одним из прототипов дома грибоедовского персонажа Фамусова. Сама она писала об этом браке: «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и одно только чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость».Достоверность, что любовь к ней действительно началась ещё до ареста и именно ей посвящен романс «Соловей» — установить не удалось".


Дельвиг изначально был похоронен на Волковском православном кладбище, но в 1934 г. прах перенесён в Некрополь Мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга), где были перезахоронены и многие другие литераторы пушкинского периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий