среда, 27 марта 2013 г.

Михаил Дудин



     Дудин Михаил Александрович (1916-1993) – русский советский поэт, переводчик, автор более 70 стихотворных сборников, общественный деятель.
     Родился в деревне Клевнево Ивановской губернии в крестьянской семье, обучался на Ивановской ткацкой фабрике-школе. Рано начал печатать свои стихотворения в молодежных газетах, в основном его ранние стихи были посвящены родным Ивановским краям и детским воспоминаниям. Армейская служба, участие в советско-финской, а затем – в Великой Отечественной войне (в качестве военного корреспондента) наложили серьезный отпечаток на творчество Дудина – он, как и многие другие его поэты-современники, пронес тему войны сквозной линией через все свое творчество (поэмы «Вчера была война», 1946; «Песня Вороньей горе», 1964; стихотворения «Наши песни спеты на войне», 1965; «Вдогонку уплывающей по Неве льдине», 1966; «Это память от зари до зари», 1975; «В День Победы», «Товарищам 1941 года», оба - 1986; очерки, посвященные фронтовому братству, гангутцам в книге «После притяжения», 1981 и 1984; повесть «Где наша не пропадала», 1967). Впоследствии он много ездил по стране, издал множество сборников, удостоенных государственными наградами, писал о природе, любви, поздние его произведения наполнены горькими раздумьями о жизни, о прошлом и настоящем (чернобыльский цикл «Сегодня» (1986), «Стихи из дневника Гамлета» (1984) и др.). Особенно печальны его последние стихи – поэт тяжело переживал распад Советского государства. 
     Дудин перевел много стихов с языков народов СССР. Гонорар за книгу «Земля обетованная», изданную в 1989 г. в Ереване, поэт передал жертвам землетрясения в Армении. На протяжении 20 лет поэт возглавлял ленинградский Комитет мира и согласия (Комитет защиты мира). Многим рядовым ленинградцам, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов, он помог преодолеть бытовые неустройства, найти справедливость на работе, вернуть доброе имя. По инициативе Дудина вокруг Ленинграда был создан Зеленый пояс славы, в самом городе основан музей защитников Ханко (который мужественно защищал и сам Дудин в период советско-финской войны). На гранитных и мраморных плитах города сохраняются его слова — стихотворные надписи по обеим сторонам входа на Пискаревское кладбище, эпитафии на братской могиле Серафимовского кладбища, на памятниках защитникам Ленинграда.
     Скончался талантливый советский лирик и видный общественный деятель в Санкт-Петербурге, был похоронен на родине, рядом с матерью, как и завещал.


***
В моей беспокойной и трудной судьбе
Останешься ты навсегда.
Меня поезда привозили к тебе,
И я полюбил поезда.

Петляли дороги, и ветер трубил
В разливе сигнальных огней.
Я милую землю навек полюбил
За то, что ты ходишь по ней.

Была ты со мной в непроглядном дыму,
Надежда моя и броня,
Я, может, себя полюбил потому,
Что ты полюбила меня.
                                     (1947)


***
Я воевал, и, знать, недаром
Война вошла в мои глаза.
Закат мне кажется пожаром,
Артподготовкою - гроза.

На взгорье спелая брусника
Горячей кровью налилась.
Поди, попробуй, улови-ка
И объясни мне эту связь.

Года идут, и дни мелькают,
Но до сих пор в пустой ночи
Меня с постели поднимают
Страды военной трубачи.

Походным маршем дышат ямбы,
Солдатским запахом дорог,
Я от сравнений этих сам бы
Освободился, если б мог.

И позабыл, во имя мира,
Как мёрз в подтаявшем снегу,
Как слушал голос командира,
Но, что поделать, - не могу!

Подходят тучи, как пехота,
От моря серою волной.
И шпарит, как из пулемёта,
По крыше дождик проливной.
                                                    (1955)


***
Я синей песней изойду
На том далёком перекрёстке,
Где ночь затеплила звезду
На подрастающей берёзке.

Где родниковая вода
Бежит сквозь заросль бересклета,
Где прошлогодняя беда
Забыта в нынешнее лето.

Где запоздалый василёк,
Достойный брат небесной сини,
Цветёт как радость, как намёк
О покорении пустыни.

О жизнь! Твой голос не умолк!
Он стар, как мир, и молод внове,
Как откровение и долг
В самом биенье юной крови.

И всё живущее родней.
И прошлое с грядущим схоже.
А радость! Чем она трудней,
Тем превосходней и дороже.
                                                   (1970)

***
Прекрасен мир противоречий,
Он высек искру из кремня.
Он дал мне мысль и чудо речи
И в ход времен включил меня.

Его познанья добрый гений
Мне приоткрыл явлений суть —
Цепь бесконечных превращений
И вечной мысли вечный путь.

В неистребимой тяге к свету
Я сам в себе нашел ответ:
Что для меня покоя нету,
Что мне, как миру, смерти нет.
                                                             (1971)



Похоронен М.А.Дудин рядом с матерью на кладбище села Вязовское Фурмановского района Ивановской области. Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)




Комментариев нет:

Отправить комментарий