пятница, 15 марта 2013 г.

Александр Сумароков




     Сумароков Александр Петрович (1717-1777) – видный русский поэт и драматург XVIII века.
     Пожалуй, Сумароков был одним из наиболее влиятельных поэтов пышного и праздного века, века дворцовых переворотов, балов и жестокого крепостничества…Его творчество стало отражением того времени. Слог Сумарокова, конечно, труден для современных читателей, как и слог других литераторов, писавших до Пушкина и до реформы русского языка. Однако с исторической точки зрения его произведения – кладезь информации для тех, кому интересен вопрос – как формировалась русская поэзия в ранний  период  своего  развития , как выглядел язык того времени и какие эстетические принципы лежали в основе этой поэзии.
     Автор любовной лирики, басен, драм, сатирических произведений, Александр Сумароков был выходцем из старинной дворянской семьи. Учился в престижном для того времени Сухопутном шляхетном  корпусе, уже во время учеты, как и многие другие его товарищи, увлекался сочинением торжественных од. После окончания обучения в 1740 г. служил адъютантом – сначала графа М.Г.Головкина, затем, более 10 лет – графа А.Г.Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы. В 1747 г. при дворе была сыграна его первая трагедия «Хорев».
     Сумарокова нередко называют «отцом русского театра» и вполне заслуженно – он возглавлял созданный впервые в России постоянный театр и был главным сочинителем произведений для него – комедий ("Тресотиниус", "Чудовища", "Опекун", "Лихоимец" и др.), трагедий (“Гамлет", "Синав и Трувор", "Семира", "Димитрий Самозванец", "Мстислав" и др.), а также трех оперных либретто. «Русским Лафонтеном» и даже «Мольером» именовали его современники. Несмотря на приверженность идеям классицизма, Сумароков, по сравнению с другими поэтами (в частности, Ломоносовым) заметно снизил уровень поэтики, внеся мотивы интимных, личных переживаний. Сумароков – создатель первого в России частного журнала («Трудолюбивая пчела»), в котором он печатал произведения сатирического толка. В целом же поэт пробовал свои силы практически во всех существовавших в то время жанрах – оды, элегии, басни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии, не говоря уже о лирических песнях и сатирах. Именно он стоял у истоков создания жанра пародии в России. Сборники его произведений выходили регулярно на протяжении 1760-х – 1770-х гг. Еще одна отличительная особенность поэзии Сумарокова – легкий по тому времени стиль языка, он писал обыкновенным разговорным языком современного ему столичного дворянства, за что подвергался критике со стороны приверженцев «высокого» стиля, основанного на церковнославянских традициях. Даже Пушкин, не считавший Сумарокова талантливым литератором, отмечал, что "Сумароков  прекрасно  знал  по-русски, лучше,  нежели  Ломоносов”. Во многом благодаря этому Александра Петровича ценили видные литераторы более молодого поколения – Фонвизин и Новиков.
     К сожалению, последние годы поэта были годами забвенья – переселившись в Москву в 1769 г. и рассорившись с вельможами и даже с императрицей Екатериной, он продолжал сочинять драмы, однако популярность его постепенно уменьшалась. Имея раздражительный и обидчивый характер, Сумароков стал много пить. Разорившийся и спившийся, он умер в Москве, оставшись, несмотря на это, одним из главных создателей той русской поэзии, которую мы знаем и любим сейчас.

***
Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю,
И горесть опишите, скажите, как терплю;
Останьтесь в ея сердце, смягчите гордый взгляд
И после прилетите опять ко мне назад;
Но только принесите приятную мне весть,
Скажите, что еще мне любить надежда есть.
Я нрав такой имею, чтоб долго не вздыхать,
Хороших в свете много, другую льзя сыскать.
                                                                    (1755)

***
Уже восходит солнце, стада идут в луга,
Струи в потоках плещут в крутые берега.
Любезная пастушка овец уж погнала
И на вечер сегодни в лесок меня звала.

О темные дубровы, убежище сует!
В приятной вашей тени мирской печали нет;
В вас красные лужайки природа извела
Как будто бы нарочно, чтоб тут любовь жила.

В сей вечер вы дождитесь под тень меня свою,
А я в вас буду видеть любезную мою.
Под вашими листами я счастлив уж бывал
И верную пастушку без счету целовал.

Пройди, пройди, скоряе, ненадобный мне день,
Мне свет твой неприятен, пусть кроет ночи тень.
Спеши, дражайший вечер, о время, пролетай!
А ты уж мне, драгая, ни в чем не воспрещай.
                                                                                   (1755)

Франсуа Буше. "Пастух и пастушка на отдыхе". 

 ***
Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано назавтрее в поход ийти;
   Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой,
   Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.

Покинь тоску, иль смертный рок меня унес?
Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез.
   Имей на мысли то к отраде ты себе,
   Что я оттоль с победою приду к тебе.

Когда умру, умру я там с ружьем в руках,
Разя и защищаяся, не знав, что страх;
   Услышишь ты, что я не робок в поле был,
   Дрался с такой горячностью, с какой любил.

Вот трубка, пусть достанется тебе она!
Вот мой стакан, наполненный еще вина;
   Для всех своих красот ты выпей из него,
   И будь ко мне наследницей лишь ты его.

А если алебарду заслужу я там,
С какой явлюся радостью к твоим глазам!
   В подарок принесу я шиты башмаки,
   Манжеты, опахало, щегольски чулки.
                                                                        (1770)

А.П.Лосенко. "Прощание Гектора с Андромахой".

ГИМН О ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ В СОЛНЦЕ

Светило гордое, всего питатель мира,
Блистающее к нам с небесной высоты!
О, если бы взыграть могла моя мне лира
   Твои достойно красоты!

Но трудно на лицо твое воззрети оку;
Трудняе нам еще постигнути тебя;
Погружено творцом ты в бездну преглубоку,
   Во мраке зря густом себя.

Вострепетала тьма, лишь только луч пустился,
Лишь только в вышине подвигнулся с небес,
Горящею стрелой дом смертных осветился,
   И мрак перед тобой исчез.

О солнце, ты — живот и красота природы,
Источник вечности и образ божества!
Тобой жива земля, жив воздух, живы воды,
   Душа времен и вещества!

Чистейший бурный огнь, лампада перед вечным,
Пылающе пред ним из темноты густой,
Волнующаяся стремленьем быстротечным,
   Висяща в широте пустой!

Тобою всякое дыханье ликовствует,
Встречает радостно лицо твое вся тварь,
Пришествие твое вседневно торжествует;
   Небесных тел ты — вождь и царь!

Объемля взором всю пространную державу,
Вовеки бодро бдя, не дремля николи,
Великолепствуя, вещаешь божью славу,
   Хваля творца по всей земли.
                                                       (1760)

Тело поэта А.П.Сумарокова погребено на кладбище Донского монастыря г.Москвы



Комментариев нет:

Отправить комментарий