понедельник, 4 марта 2013 г.

Андрей Белый



  Белый Андрей (1880-1934) – выдающийся русский поэт, прозаик, один из главных деятелей символизма, автор критических статей.
   Если старшее поколение символистов (Д.Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус) стремилось, прежде всего, вернуть русской поэзии жизненную силу, внести в нее новые звуки и формы, обращаясь к истокам западноевропейской поэзии, то младшее поколение символистов, заявившее о себе в начале ХХ века, уже окончательно оформили символизм как самостоятельное направление в русском искусстве. Причем это было не просто кардинально новое направление, но и новое мироощущение, благодаря чему символизм был столь притягателен вплоть до революционных событий. Понимание высшей задачи творчества как создания не просто художественного произведения, а некого «вселенского духовного организма» укрепляло связь символизма с мистикой. Именно к числу «младосимволистов» и относился Андрей Белый.
   Настоящее его имя - Борис Николаевич Бугаев. Он был сыном видного ученого, декана физико-математического факультета Московского университета, основателя Московской математической школы. В 1891–1899 гг. будущий поэт учился в Московского частной гимназии Л.И.Поливанова, в 1903 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В его творчестве и философских работах в дальнейшем будут затрагиваться вопросы времени, пространства, живой и неживой материи – те самые темы, которыми он занимался в университете. Он рано увлекся мистицизмом и оккультизмом – во многом из-за изучения религиозных и философских трудов В.Соловьева, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра. 1898 г. А.Белый описывал как год перехода к «чаяниям мистического преображения всего сущего». В 1903 г. он становится одним из лидеров «Аргонавтов» - литературной группы, которая пестовала особую мифологию «жизнетворчества», поклонение Вечной Женственности воспетой В. Соловьевым. Андрей Белый удивительным образом сочетал в своем творчестве разные науки и направления в искусстве – он рассуждал о поэзии через призму физических явлений, идеи «атомизации» мира; он создал ряд «литературных симфоний» (где прозаическое повествование строится по законам музыкальной симфонической формы). Красочная цветовая символика, оптимизм идей, смешение различных стихотворных размеров – отличительные особенности его первого сборника стихов «Золото в лазури» (1904 г.) В том же году поэт лично знакомится с Блоком – их дружба и переписка становятся одной из самых значимых явлений в эпистолярной культуре «серебряного века». Из-за увлечения Белого женой Блока два поэта были близки к дуэли – вызовы от Блока следовали 2 раза, однако поединки не состоялись.
   В скором времени Белый переключился на философию Канта и стал рассматривать символизм как мировоззрение, раскрывающее двойственную природу действительности, противоположность между реальным миром и его идеальной «сущностью». Он активно участвует в деятельности московских литературных объединений, участвует в литературоведческих дискуссиях, издает новые сборники, в которых имеют место и социальные мотивы, близкие некрасовской школе. Его все активнее начинает волновать вопрос, ставший потом ключевым в русской философии: где спасение и судьба России – на Западе или на Востоке? В 1910-1911 гг. он вместе с возлюбленной, Асей Тургеневой, совершает путешествие по Средиземноморским странам, посещает Египет, Палестину в поиске духовных путей для России. В 1912 г. В Германии он знакомится с мистическим философом Р.Штейнером и всерьез увлекается антропософией, пропагандирующей духовное познание через призму научного мышления. В 1911-1913 гг. А.Белый создает философский роман «Петербург» - высшее достижение русского символизма в прозе. Как отмечал академик Д.Лихачев, Петербург в романе — «не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир. Так ставит проблему России Белый впервые в русской литературе». Здесь соединено все – история, бытописание, символизм, оккультизм, гротеск… «Петербург» — первый в мировой литературе «роман сознания».
   В 1914-1916 гг. Белый, в числе других последователей Штейнера, находился на строительстве антропософского храма Гетеанума в Дорнахе (Швейцария). Когда он отправлялся в Россию, Ася, талантливая художница, с ним не поехала – осталась в Дорнахе служить делу Штейнера. Впоследствии ее именовали «антропософской монахиней»… Февральскую революцию 1917 г. поэт принял как неизбежный прорыв к спасению России. Его поэма «Христос воскрес» (1918 г.) – идея космической революции, движения человечества к новой духовной общности. Он стремится быть полезным народным массам, выступает как педагог, филолог, стоит у истоков создания Вольной философской организации. В 1921-1923 гг. он находился за границей. Будучи в Швейцарии, навещал любимую Асю, однако она окончательно отказалась быть с ним, чем причинила поэту серьезную боль. В дальнейшем она опубликовала свои воспоминания об их отношениях.
   Возвратившись в Россию, Белый задумал большую историософскую эпопею о Москве, однако задумка, за исключением отдельных частей, осталась незавершенной. В последние годы он работал над мемуарами (трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934)) и филологическими исследованиями. Скончался в Москве от инсульта.
    Андрей Белый был одной из самых значимых и в то же время сложных фигур «серебряного века». Он был человеком, при котором рушился один мир и созидался другой. Новые литературные течения, новые взгляды на мироздание, революционные потрясения – все это нашло отражение в творчестве выдающегося поэта, писателя, философа и мистика ХХ века.


Андрей Белый и Ася Тургенева

АСЕ
(При прощании с ней)

Лазурь бледна: глядятся в тень
Громадин каменные лики:
Из темной ночи в белый день
Сверкнут стремительные пики.

За часом час, за днями дни
Соединяют нас навеки:
Блестят очей твоих огни
В полуопущенные веки.

Последний, верный, вечный друг,-
Не осуди мое молчанье;
В нем - грусть: стыдливый в нем испуг,
Любви невыразимой знанье.
                                                         (Август 1916, Дорнах)

РУСЬ
Поля моей скудной земли
Вон там преисполнены скорби.
Холмами пространства вдали
Изгорби, равнина, изгорби!

Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.

Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства.
Россия, куда мне бежать
От голода, мора и пьянства?

От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы.
Покойников ждали и ждут
Пологие скорбные склоны.

Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни,
В поля моей скудной земли,
В просторы голодных губерний.
                                                (1908, Серебряный Колодезь)


А.К.Саврасов. "Зимний пейзаж".


ГИМН СОЛНЦУ

Пусть говорят слепцы, что замолчали наши лиры,
Пусть говорят слепцы, что смерть нам всем грозит.
Что ей повержены гражданские кумиры,
Что прежний идеал поруган и разбит.
Что средь пустынного, мучительного ада
Желанный луч не заблестит для нас,
Что мы в бездействии погибнем без возврата,
Что путь наш тьмой покрыт, что свет давно погас...

Опять настанет день, и он не за горами,
Когда коснемся мы до радужных высот.
Когда с рыданьями и сладкими слезами,
В ночи перед собой, у видя свет, парод
Восторженно помчится за мечтами
К востока светлому вперед.
И солнце дивное из дали к нам проглянет,
Стенанья радости на запад полетят,
И крест, поверженный, торжественно восстанет,
И гимн, под гром небес, перед востоком грянет,
И херувимы к нам слетят.
Пред миллионами коленопреклоненных
Покажется Христос из туч воспламененных.
                                                                (Июль 1897, Даниловка)

МОИ СЛОВА

Мои слова - жемчужный водомет,
средь лунных снов, бесцельный,
но вспененный, -
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.

Мои мечты - вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий, -
безумный великан,
на карликов свистящий.

Моя любовь - призывно-грустный звон,
что зазвучит и улетит куда-то, -
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.
                                     (Май 1901, Серебряный Колодезь)







А.А. Тургенева. Портрет Андрея Белого (1909).

***
Поет облетающий лес
нам голосом старого барда.
У склона воздушных небес
протянута шкура гепарда.

Не веришь, что ясен так день,
что прежнее счастье возможно.
С востока приблизилась тень
тревожно.

Венок возложил я, любя,
из роз - и он вспыхнул огнями.
И вот я смотрю на тебя,
смотрю, зачарованный снами.

И мнится - я этой мечтой
всю бездну восторга измерю.
Ты скажешь - восторг тот святой...
Не верю!

Поет облетающий лес
нам голосом старого барда.
На склоне воздушных небес
сожженная шкура гепарда.
                                  (Апрель 1902, Москва)


К.С.Петров-Водкин. Портрет А.Белого (1932)



Похоронен Андрей Белый в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч.).
Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)






Комментариев нет:

Отправить комментарий