воскресенье, 5 мая 2013 г.

Алексей Апухтин




     Апухтин Алексей Николаевич (1840 – 1893) – видный русский поэт, его произведения – одни из лучших образцов любовной лирики в отечественной поэзии.
     Поэту с самого раннего детства пророчили поэтическую славу. Он родился в городе Болхове Орловской губернии в дворянской семье. Детские годы его прошли в родовом имении отца под Калугой – именно там мальчику были привиты две любви – к русской природе и русской поэзии. Он уже в 10 лет декламировал стихи Пушкина и Лермонтова, порой прибавляя к ним и собственные сочинения. Подростком он поступил в Императорское училище правоведения в Петербурге, где он сдружился с П.И.Чайковским. Позднее он знакомится с Л.Толстым и И.Тургеневым. В 1854-1855 гг. появились его первые стихотворения в печати, В 1859 году Апухтин блистательно кончил курс с золотой медалью и поступил на службу в департамент министерства юстиции, в том же году Некрасовым в журнале «Современник» был опубликован цикл лирических стихотворений Апухтина «Деревенские очерки», принесшие 19-летнему автору славу на всю читающую Россию. Некоторые даже именовали Алексея Николаевича «новым Пушкиным»...Однако через некоторое время социально-критические мотивы, звучавшие в «Очерках» и других его ранних стихах, стали все меньше интересовать Апухтина – он перестает печататься в передовых демократических журналах, объяснив свое настроение так:

Посреди гнетущих и послушных,
Посреди злодеев и рабов
Я устал от ваших фраз бездушных,
От дрожащих ненавистью слов!
Мне противно лгать и лицемерить,
Нестерпимо - отрицаньем жить...
Я хочу во что-нибудь да верить,
Что-нибудь всем сердцем полюбить!

     Нельзя не отметить, что в 1862 г. Апухтин, Чайковский и ряд других правоведом оказались замешаны в нашумевшем гомосексуальном скандале в петербургском ресторане «Шотан» (Апухтин, как и великий композитор, имел нетрадиционную ориентацию), и это вынудило фигурантов дела на время покинуть столицу. С 1862 г. поэт  жил в Орловской губернии; в 1863—1865 гг.  числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе, затем вернулся в Петербург.

     Апухтин стал искать в поэзии то, чему он мог посвятить свою душу без остатка. С 1870-х гг. он становится все более известным благодаря своим элегиям, балладам, цыганским песням, глубоким и искренним любовным стихам, которые, благодаря соавторству его друга – П.И.Чайковского – стали превосходными романсами. Стихи Апухтина публикуются в журналах, передаются из уст в уста, исполняются с эстрады. После разгрома народнического движения и установления власти консерватора Александра III у поэтов данная эпоха даже получила условное наименование «апухтинской». Последние годы Апухтин обращался и к прозе. К сожалению, болезненное ожирение, которым он страдал, не позволяло поэту нормально передвигаться и свело его в могилу в еще не старом возрасте - ему было 52 года. 
     Радость встречи и горесть разлуки, измены и прощения, соединение двух душ и одиночество – все отражено в лирике Апухтина. Особая тема его стихов – недопонимание между людьми, неизбежность расставания, из-за которого любой миг, проведенный вместе с любимым человеком, кажется высшим проявлением счастья. Так же, как и ожидание любви, и воспоминание о ней. Но даже любовь проходит через муки и страдания; невозможность счастья как целостности с природой и людьми – черта современного несовершенного мира, и только поэт может внести в этот разлад хотя бы частицу гармонии и света. И одним из таких поэтов и для современников, и для потомков стал он сам – Алексей Николаевич Апухтин.

АСТРАМ

Поздние гости отцветшего лета,
Шепчутся ваши головки понурые,
Словно клянете вы дни без просвета,
Словно пугают вас ноченьки хмурые...

Розы - вот те отцвели, да хоть жили...
Нечего вам помянуть пред кончиною:
Звезды весенние вам не светили,
Песней не тешились вы соловьиною...
                                                      (Начало 1860-х )

А.Рожанский. "Красные астры".


***
Мне не жаль, что тобою я не был любим,-
          Я любви не достоин твоей!
 Мне не жаль, что теперь я разлукой томим,-
          Я в разлуке люблю горячей;

 Мне не жаль, что и налил и выпил я сам
          Унижения чашу до дна,
 Что к проклятьям моим и к слезам, и к мольбам
          Оставалася ты холодна;

 Мне не жаль, что огонь, закипевший в крови,
          Мое сердце сжигал и томил,-
 Но мне жаль, что когда-то я жил без любви,
          Но мне жаль, что я мало любил!
                                                         (1870-е )

***
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые...
Ночи, последним огнем озаренные,
Осени мертвой цветы запоздалые!

Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного...

Вкрадчивым шепотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные...
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!
                                                              (1876)

Памятник поэту в его родном городе Болхове 

***
Черная туча висит над полями,
Шепчутся клены, березы качаются,
Дубы столетние машут ветвями,
Точно со мной говорить собираются.

"Что тебе нужно, пришлец бесприютный?
(Голос их важный с вершины мне чудится.)
Думаешь, отдых вкушая минутный,
Так вот и прошлое всё позабудется?

Нет, ты словами себя не обманешь:
Спета она, твоя песенка скудная!
Новую песню уж ты не затянешь,
Хоть и звучит она, близкая, чудная!

Сердце усталое, сердце больное
Звуков волшебных напрасно искало бы:
Здесь, между нами, ищи ты покоя,
С жизнью простися без стонов и жалобы.

Смерти боишься ты? Страх малодушный!
Всё, что томило игрой бесполезною:
Мысли, и чувства, и стих, им послушный,-
Смерть остановит рукою железною.

Всё, клеветавшее тайно, незримо,
Всё, угнетавшее с дикою силою,
Вмиг разлетится, как облако дыма,
Над неповинною, свежей могилою!

Если же кто-нибудь тишь гробовую
Вздохом нарушит, слезою участия,
О, за слезу бы ты отдал такую
Все свои призраки прошлого счастия!

Тихо, прохладно лежать между нами,
Тень наша шире и шорох приветнее..."
В вечер ненастный, качая ветвями,
Так говорили мне дубы столетние.
                                                             (30 июля 1873)


***
Всё, чем я жил, в чем ждал отрады,
Слова развеяли твои...
Так снег последний без пощады
Уносят вешние ручьи...
И целый день с насмешкой злою,
Другие речи заглушив,
Они носились надо мною,
Как неотвязчивый мотив.

Один я. Длится ночь немая.
Покоя нет душе моей...
О, как томит меня, пугая,
Холодный мрак грядущих дней!
Ты не согреешь этот холод,
Ты не осветишь эту тьму...
Твои слова, как тяжкий молот,
Стучат по сердцу моему.
                                                (1892)


А.Н.Апухтин скончался в Санкт-Петербурге от водянки, был похоронен на Никольском кладбище. В 1956 г. прах и памятник были перенесены на Литераторские мостки Волковского кладбища.

Комментариев нет:

Отправить комментарий