пятница, 3 мая 2013 г.

Михаил Матусовский




     Матусовский Михаил Львович (1915 – 1990) – выдающийся русский советский поэт песенник; автор слов к таким популярным и всенародно любимым песням, как «Сиреневый туман», «Хорошие девчата», «Старый клён», «Летите, голуби, летите…», «Московские окна», «С чего начинается Родина», «Крейсер „Аврора“», «На безымянной высоте», «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Школьный вальс», «Вместе весело шагать», «Баллада о солдате», «Вологда», «Ты и я», «Это было недавно», и, конечно же, он известен и так один из создателей песни-эпохи «Подмосковные вечера»…
    Будущий автор бессмертных лирических песен родился в Луганске. В центре города находилась «Фотография Матусовского» - фотоателье, где работал его отец, Лев Моисеевич. Окончив строительный техникум в Луганске, Михаил Львович стал работать на заводе. Вместе с тем, с ранних лет у Михаила проявилась любовь к сочинительству – его стихи стали появляться в луганских изданиях, когда автору еще не было и 12 лет. В начале 1930-х гг. он приехал в Москву учиться в Литературном институте имени А.М.Горького, по окончанию был принят в Союз писателей СССР. Затем несколько лет работал над диссертацией о древнерусской литературе. Однако защите не состоялась – за 5 дней до нее началась война и Матусовский ушел военным корреспондентом на фронт. Уже там он получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук. Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942) и «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944). 

     После войны он активно публикуется, в свет регулярно выходят сборники его стихотворений. Искренность лирической интонации, сплав «бытовых» и «высоких» оттенков, любовь к традиционной разговорной речи, неповторимая музыкальность – все это присуще его поэзии, поэтому многие стихи Матусовского превращались в инстинно народные песни. Его стихи привлекали композиторов Дунаевского, Соловьева-Седого, Хренникова, Блантера, Пахмутову, Цфасмана, Мокроусова, Шаинского, но особенно много песен родилось в содружестве поэта с Вениамином Баснером. Матусовский не любил придумывать сюжеты, а искал их в реальных событиях, считая, что жизнь неизмеримо богаче любой фантазии. И его творчество подтвердило это.
    Большое количество песен написано для кинофильмов: «Верные друзья», «Битва в пути», «Щит и меч», «Батальоны просят огня», «Неподдающиеся», «За все в ответе», «Девчата», «Тишина», «Дни Турбиных» и другие. На московском фестивале молодежи и студентов в 1957 г. В.Трошин впервые исполнил песню «Подмосковные вечера»… Сейчас эта песня Матусовского занесена в Книгу рекордов Гиннеса — как самая исполняемая в мире.
    Перу Матусовского принадлежат также сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961), «Мелодии Дунаевского» (1964), мемуары о собственной жизни и воспоминания о других поэтах – его современниках. Известнен он был и как переводчик украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии. Скончался Михаил Львович в Москве. 

Памятник Матусовскому в его родном Луганске (открыт в 2007 г. у главного корпуса Луганского государственного института культуры и искусств).

РОМАНС
(из телефильма «Дни Турбиных»)

Целую ночь соловей нам насвистывал.
Город молчал, и молчали дома.
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролёт нас сводили с ума.

Сад был умыт весь весенними ливнями.
В тёмных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными!
Как же мы счастливы были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая.
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистовый,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя.


НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те -
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте.

Над нами «мессеры» кружили,
И было видно, словно днём.
Но только крепче мы дружили
Под перекрёстным артогнём.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте -
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята -
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте -
У незнакомого посёлка,
На безымянной высоте.
                                            (1963)

В. Кохаль. "На безымянной высоте".

РОМАНС ЛАПИНА
(из кинофильма «Верные друзья») 

Что так сердце, что так сердце растревожено,
Словно ветром тронуло струну?
О любви немало песен сложено,
Я спою тебе, спою ещё одну.

По дорожкам, где не раз ходили оба мы,
Я брожу, мечтая и любя.
Даже солнце светит по-особому
С той минуты, как увидел я тебя. 

Все преграды я могу пройти без робости,
В спор вступлю с невзгодою любой.
Укажи мне только лишь на глобусе
Место скорого свидания с тобой.

Через горы я пройду дорогой смелою,
Поднимусь на крыльях в синеву,
И отныне всё, что я ни сделаю,
Светлым именем твоим я назову.

Посажу я на земле сады весенние,
Зашумят они по всей стране,
А когда придёт пора цветения,
Пусть они тебе расскажут обо мне!

А.Борисов исполняет романс "Что так сердце растревожено" (кадр из к/ф "Верные друзья", реж. М.Калатозов, 1954)


МОСКОВСКИЕ ОКНА

Вот опять небес темнеет высь,
Вот и окна в сумраке зажглись.
  Здесь живут мои друзья,
  И, дыханье затая,
В ночные окна вглядываюсь я.

Я люблю под окнами мечтать,
Я могу, как книги, их читать.
  И заветный свет храня,
  И волнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы давние, опять
Под окном твоим готов стоять.
  И на свет его лучей
  Я спешу всегда быстрей,
Как на свиданье с юностью моей.

Я любуюсь вами по ночам,
Я желаю, окна, счастья вам.
  Он мне дорог с давних лет,
  И его яснее нет, -
Московских окон негасимый свет.
                                                          (1959)


С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс...

С чего начинается Родина?..
                                                                (1967)


Поэт похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.



Комментариев нет:

Отправить комментарий