четверг, 23 мая 2013 г.

Анатолий Мариенгоф




     Мариенгоф Анатолий  Борисович (1897 – 1962) – русский советский поэт, драматург, один из лидеров имажинизма.

    В 1918 г. произошло знаменательное литературное событие – в Москве был основан «Орден имажинистов». Представители нового направления заявляли, что цель творчества состоит в создании образа, а основное выразительное средство – метафора и метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Склонные к эпатажу, имажинисты быстро стали популярны. В числе поэтов у истоков этого направления стояли Сергей Есенин, Вадим Шершеневич и еще один перспективный поэт - Анатолий Мариенгоф...

    Мариенгоф был родом из Нижнего Новгорода, семья его имела дворянские корни. Родители увлекались литературой и театром, даже играли в свое время на сцене. Это увлечение передалось и их сыну, он рано начал писать стихи. Окончив пензенскую гимназию в1916 г. (где он издавал собственный журнал «Мираж»), Анатолий поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре был призван на военную службу. В дни Октябрьской революции Мариенгоф возвращается в Пензу и создает поэтический кружок, а в 1918 г. печатает первую книжку стихов – «Витрина сердца». Вскоре он переехал в Москву, где судьба свела его на несколько лет с другим молодым поэтом – Сергеем Есениным. М.Ройзман писал: «…ведь какая дружба была! Вот уж правильно: водой не разольешь!» Они, а также бывший футурист В.Шершеневич, Рюрик Ивнев и ряд других поэтов и художников создали группу имажинистов, а также, в 1919 г., - «Ассоциацию вольнодумцев» (Мариенгоф вместе с Есениным написал текст устава и вошел в правление), книжный магазин «Московской трудовой артели художников слова», кафе «Стойло Пегаса» и кооперативное издательство «Имажинисты». В 1919-1922 гг. в этом издательстве вышло семь небольших стихотворных сборников Мариенгофа. Литературная репутация поэта была очень неоднозначной – его произведения блистали эпатирующей образностью, богохульскими мотивами, тематикой насилия, революционной жестокости и т.д. «Мясорубкой» называли его коллеги по ремеслу. Однако имажинисты продолжали собирать полные залы зрителей.

     Он вместе с Есениным ездит по стране, они выступают на Украине, на Кавказе. В 1923 г. между ними произошла ссора и они больше не сотрудничали вместь вплоть до кончины Есенина. Мариенгоф женился на артистке А.Б.Никритиной, затем выступал с чтением стихов за границей, опубликовал несколько сборников детских стихотворений. После смерти Есенина издательство имажинистов было закрыто, да и их эпатажная поэтика уже не отвечала запросам властей... С 1928 г. Мариенгоф жил в Ленинграде, где в Большом драматическим театре работала его жена. В 1928 г. в берлинском издательстве «Петрополис» вышел нашумевший роман Мариенгофа «Циники». По утверждению Иосифа Бродского, это «одно из самых новаторских произведений в русской литературе [двадцатого] века, как по своему стилю, так и по структуре». В СССР же, узнав о выходе романа, Мариенгофа подвергли серьезной травле. С начала 1930-х гг. он в основном писал «в стол», от поэзии он перешел в область драматургии, написал несколько больших пьес. В 1940 г. повесился сын Мариенгофа Кирилл, как когда то Есенин...После начала войны поэт работал на Ленинградском радио, в 1941-1944 гг. находился в Кирове, в эвакуации. После возвращения в северную столицу он выпустил два сборника стихов и активно работал над мемуарами, которые вышли в свет уже после смерти поэта.

С.Есенин и А.Мариенгоф

***
                                        Сергею Есенину

На каторгу пусть приведет нас дружба
 Закованная в цепи песни
 О день серебряный
 Наполнив века жбан
 За край переплесни.

 Меня всосут водопроводов рты
 Колодезы рязанских сел — тебя
 Когда откроются ворота
 Наших книг
 Певуче петли ритмов проскрипят.

 И будет два пути для поколений:
 Как табуны пройдут покорно строфы
 По золотым следам Мариенгофа
 И там, где оседлав, как жеребенка месяц
 Со свистом проскакал Есенин.
                                                             (Март, 1920)



***
                                                Сергею Есенину
                 
Утихни, друг. Прохладен чай в стакане.
Осыпалась заря, как августовский тополь.
Сегодня гребень в волосах —
Что распоясанные кони,
А завтра седина, как снеговая пыль.

Безлюбье и любовь истлели в очаге.
Лети по ветру стихотворный пепел!
Я голову — крылом балтийской чайки
На острые колени
Положу тебе.

На дне зрачков ритмическая мудрость —
Так якоря лежат
В оглохших водоемах,
Прохладный чай (и золотой, как мы)
Качает в облаках сентябрьское утро. 
                                                                  (Ноябрь, 1920)



***
Я пришел к тебе, древнее вече,
Темный люд разбудил медным гудом,
Бросил зов, как собакам печень,
Во имя красного чуда.

Назови же меня посадником,
Дай право казнить и миловать.
Иль других не владею ладней
Словом, мечом и вилами?

Застонет народ чистый
От суда моего правого —
С вами вместе пойдем на приступ
Московии златоглавой.

Затопим боярьей кровью
Погреба с добром и подвалы,
Ушкуйничать поплывем на низовья
И Волги и к гребням Урала.

Я и сам из темного люда,
Аль не сажень косая — плечи?
Я зову колокольным гудом
За собой тебя, древнее вече.
                                                            (1919)


***
А ну вас, братцы, к черту в зубы!
Не почитаю старину.
До дней последних юность будет люба
Со всею прытью к дружбе и вину.

Кто из певцов не ночевал в канаве,
О славе не мечтал в обнимку с фонарем!
Живем без мудрости лукавой,
Влюбившись по уши, поем.

Горят сердца, когда родному краю
Железо шлет суровый враг.
Поэтам вольность молодая
Дороже всех житейских благ. 
                                                        (1925)


Похоронен Мариенгоф вместе с супругой в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)


Комментариев нет:

Отправить комментарий