понедельник, 20 мая 2013 г.

Виктор Гусев




   Гусев Виктор Михайлович (1909 – 1944) – русский советский поэт, переводчик, драматург, журналист, автор популярных песен.

   Родился он в Москве, будучи ребенком и юношей он застал ряд важных событий – первую мировую войну, революционные потрясения, восстановление экономики страны после разрушительной гражданской войны. Все это делалось вместе с созданием новой, «пролетарской» культуры, которая и станет основой творчества молодого поэта. В 1925 г. комсомолец Гусев начал заниматься в драматической студии при Московском Театре революции (ныне – Театр им. В.Маяковского), на следующий год стал слушателем Высших литературных курсах им. В. Брюсова. После расформирования курсов Гусев обучался в Московском университете (на факультете литературы и искусства). В 1927 г. он принят в Московское общество драматических писателей – к тому времени в печати уже появились его первые поэтические произведения. Поэт много ездил по стране, посещал комсомольские стройки, издавал сборники стихов («Поход вещей» (1929), «Герои едут в колхоз» (1931), «Современники» (1933) и другие).  В 1935 г. он создал нашумевшую пьесу «Слава», поднимавшую острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма и обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны. Помимо этого, Гусев прославился как автор лирических комедий, легших в основу популярных советских кинофильмов  -  «Весна в Москве», «Свинарка и пастух» (за это произведение драматург получил в 1942 г. Сталинскую премию), а также как талантливый поэт-песенник.

    С конца июня 1941 г. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета (еще в 1930-е гг. по свидетельству очевидцев, Гусев стал истинным мастером радиорепортажа и радиодраматургии), он писал репортажи о войне, новые патриотические стихи и пьесы, занимался переводами произведений поэтов советских республик – Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и прочих. В 1943 г. он написал киносценарий к  фильму«В шесть часов вечера после войны». Еще за два года до Победы он верил в великую силу советского народа. К сожалению, до окончания войны Виктор Михайлович не дожил – он скончался в январе 1944 г. во время ужина в московском Доме актера с композитором Т.Хренниковым. У него случился гипертонический криз, и поэт в возрасте 34 лет скончался прямо за обеденным столом. В 1946 г. за работу над фильмом «В шесть часов вечера после войны» Гусев был награжден второй Сталинской премией, посмертно.

    Сын Гусева, Михаил, стал профессором-биологом. В 1955 г. у него, в свою очередь, родился сын Виктор Гусев-младший, ныне - известный спортивный журналист и комментатор.

Виктор Гусев-младший


ПЕСНЯ О МОСКВЕ 

Хорошо на московском просторе!
 Светят звезды Кремля в синеве.
 И, как реки встречаются в море,
 Так встречаются люди в Москве.
 Нас веселой толпой окружила,
 Подсказала простые слова,
 Познакомила нас, подружила
 В этот радостный вечер Москва!

 И в какой стороне я ни буду,
 По какой ни пройду я траве,
 Друга я никогда не забуду,
 Если с ним подружился в Москве.

 Не забыть мне очей твоих ясных
 И простых твоих ласковых слов,
 Не забыть мне московских прекрасных
 Площадей, переулков, мостов.
 Скоро встанет разлука меж нами,
 Зазвенит колокольчик: «Прощай!»
 За горами, лесами, полями
 Ты хоть в песне меня вспоминай.

 Волны радио ночью примчатся
 Из Москвы сквозь морозы и дым.
 Голос дальней Москвы мне казаться
 Будет голосом дальним твоим.
 Но я знаю, мы встретимся скоро,—
 И тогда, дорогая, вдвоем
 На московских широких просторах
 Мы опять эту песню споем.

 И в какой стороне я ни буду,
 По какой ни пройду я траве,
 Друга я никогда не забуду,
 Если с ним подружился в Москве.
                                                          (1941)


Кадр из к/ф "Свинарка и пастух", в которой прозвучала знаменитая "Песня о Москве" (реж. И.Пырьев, в главных ролях М.Ладынина и В.Зельдин, 1941)


КАЗАК УХОДИЛ НА ВОЙНУ

   На вольном, на синем, на тихом Дону 
   Походная песня звучала.
   Казак уходил на большую войну,
   Невеста его провожала.
  
   - Мне счастья, родная, в пути пожелай,
   Вернусь ли домой - неизвестно. -
   Казак говорил, говорил ей: - Прощай!
   - Прощай! - отвечала невеста.
  
   Над степью зажёгся печальный рассвет,
   Донская волна засверкала.
   - Дарю я тебе на прощанье кисет,
   Сама я его вышивала.
  
   Будь смелым, будь храбрым в жестоком бою.
   За русскую землю сражайся
   И помни про Дон, про невесту свою,
   С победою к ним возвращайся.


ПЕСНЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

 Горит в сердцах у нас любовь к земле родимой,
 Мы в смертный бой идем за честь родной страны.
 Пылают города, охваченные дымом,
 Гремит в седых лесах суровый бог войны.

 Артиллеристы, Сталин дал приказ!
 Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
 Из тысяч грозных батарей
 За слезы наших матерей,
 За нашу Родину — огонь! Огонь!

 Узнай, родная мать, узнай, жена-подруга,
 Узнай, далекий дом и вся моя семья,
 Что бьет и жжет врага стальная наша вьюга,
 Что волю мы несем в родимые края.

 Пробьет победы час, придет конец похода,
 Но прежде, чем уйти к домам своим родным,
 В честь нашего вождя, в честь нашего народа
 Мы радостный салют в полночный час дадим.

 Артиллеристы, Сталин дал приказ!
 Артиллеристы, зовет Отчизна нас!
 Из тысяч грозных батарей
 За слезы наших матерей,
 За нашу Родину — огонь! Огонь!


ЕСТЬ НА СЕВЕРЕ ХОРОШИЙ ГОРОДОК
  
 Есть на севере хороший городок,
 Он в лесах суровых северных залег.
 Русская метелица там кружит, поет,
 Там моя подруженька, душенька живет.

 Письмоносец, ей в окошко постучи,
 Письмецо мое заветное вручи!
 Принимайте весточку с дальней стороны,
 С поля битвы жаркого, с мировой войны.

 Слышишь, милая, далекая моя,
 Защищаем мы родимые края!
 В ноченьки морозные, в ясные деньки
 В бой выходят грозные красные полки.

 Мы захватчиков-фашистов разобьем,
 С красным знаменем по Родине пройдем.
 А война закончится, и настанет срок,—
 Ворочусь я в северный милый городок.

 Я по небу, небу синему промчусь,
 Прямо к милому окошку опущусь.
 Постучусь в окошечко, и душа замрет...
 Выходи, красавица, друг любезный ждет!

 Есть на севере хороший городок,
 Он в лесах суровых северных залег.
 Русская метелица там кружит, поет,
 Там моя подруженька, душенька живет.
                                                       (1942)


Поэт и его родственники погребены на московском Новодевичьем кладбище


Комментариев нет:

Отправить комментарий