воскресенье, 30 июня 2013 г.

Евгений Шварц



   Шварц Евгений Львович (1896 – 1958) – талантливый русский советский драматург, писатель, который оставил после себя и глубокомысленное поэтическое наследие.

   Евгений родился в Казани. Из-за того, что его отец, Лев Шварц, не раз обвинялся в революционной деятельности и подвергался аресту и ссылкам, семья постоянно переезжала с места на место. Детство и юность будущего писателя прошли в Майкопе. С ранних лет он испытывал интерес к искусству и литературе, играл в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде - в «Театральной мастерской». С 1923 г. публиковал свои фельетоны, участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ». С 1929 г. он создавал пьесы – многие из них были основаны на сюжетах сказок Андерсена, но в тоже время отличались и вполне современными сатирическими мыслями с политическим подтекстом (пьесы «Голый король, «Снежная королева», «Тень» и другие) – некоторые из них даже запрещались из политических соображений. В 1944 г. Шварцем была написана пьеса-памфлет «Дракон» - одно из наиболее самобытных и глубоких произведений советской драматической сатиры. В послевоенные годы в драматургии автора усиливается внимание к психологическим и бытовым особенностям жизни современного человека - «Обыкновенное чудо», «Повесть о молодых супругах». Скончался Шварц в Ленинграде.

   Тонкий лирик, Шварц сумел свое восприятие мира передать не только в прозе, но и в стихах. Его поэзия проникнута философским осмыслением бытия и роли писателя в жизни общества...

Мемориальная доска - в память о добром сказочнике Евгении Шварце (Писательский дом, Малая Посадская ул, 8 - в Санкт-Петербурге)

***
Меня Господь благословил идти,
 Брести велел, не думая о цели.
 Он петь меня благословил в пути,
 Чтоб спутники мои повеселели.
 Иду, бреду, но не гляжу вокруг,
 Чтоб не нарушить Божье повеленье,
 Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,
 Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.
 Я человек. А даже соловей,
 Зажмурившись, поет в глуши своей.
                                           (1947)

***
Я прожил жизнь свою неправо,
Уклончиво, едва дыша,
И вот — позорно моложава
Моя лукавая душа.

Ровесники окаменели,
И как не каменеть, когда
Живого места нет на теле,
Надежд на отдых нет следа.

А я все боли убегаю
Да лгу себе, что я в раю.
Я все на дудочке играю
Да тихо песенки пою.

Упрекам внемлю и не внемлю.
Все так. Но твердо знаю я:
Недаром послана на землю
Ты, легкая душа моя.
                                      (1947)


БЕССОННИЦА

Томит меня ночная тень,
 Сверлит меня и точит.
 Кончается вчерашний день,
 А умереть не хочет.

В чаду бессонницы моей
 Я вижу – длинным-длинным
 Вы, позвонки прошедших дней,
 Хвостом легли змеиным.

И через тлен, и через прах
 Путем своим всегдашним
 Вы тянетесь, как звон в ушах,
 За днем живым вчерашним.

И ляжет он под тихий звон
 К друзьям окостенелым,
 Крестом простым не отличен,
 Ни злым, ни добрым делом.

Ложись к умершим близнецам,
 Отпетым и забытым,
 Ложись, ложись к убитым дням,
 Моей рукой убитым.

Томит меня ночная тень,
 Сверлит меня и гложет.
 Не в силах жить вчерашний день
 И умереть не может.
                                        (1940-е гг.)

*** 
Бессмысленная радость бытия.
Иду по улице с поднятой головою.
И, щурясь, вижу и не вижу я
Толпу, дома и сквер с кустами и травою.

Я вынужден поверить, что умру.
И я спокойно и достойно представляю,
Как нагло входит смерть в мою нору,
Как сиротеет стол, как я без жалоб погибаю.

Нет. Весь я не умру. Лечу, лечу.
Меня тревожит солнце в три обхвата
И тень оранжевая. Нет, здесь быть я не хочу!
Домой хочу. Туда, где я бывал когда-то.

И через мир чужой врываюсь я
В знакомый лес с березами, дубами,
И, отдохнув, я пью ожившими губами
Божественную радость бытия.
                                              (1940-е гг.)

Шварц похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга вместе с супругой (фото с сайта http://www.m-necropol.ru/)


Комментариев нет:

Отправить комментарий