понедельник, 3 июня 2013 г.

Мария Пуаре




   Пуаре Мария Яковлевна (1864 – 1933) – актриса театра (выступала на сцене под фамилией Марусина), поэтесса, автор и исполнитель песен.
  Мария была дочерью французского подданного, содержавшего в Москве популярную школу гимнастики и фехтования. В молодости она увлекалась музыкой, театром и литературой, однако дядя Марии (у которого она воспитывалась после смерти матери), а позднее и ее муж были против подобных увлечений. Давление со стороны родственников привело Пуаре в психиатрическую клинику, из которой ее вытащил известный в Москве антрепренер М.В.Лентовский. В театре Лентовского Мария играла 10 лет в различных водевилях; на страницах газеты «Новое время» были напечатаны ее первые стихи, постепенно она становится популярной исполнительницей романсов собственного сочинения. Ее всегда влекла драматическая сцена, поэтому Марии удалось проработать несколько лет в Александринском театре Петербурга, а потом – в московском Малом театре, при этом она параллельно выступала и как певица, исполняя романсы в «цыганском стиле». Лентовский писал, что «цыганская» суть Пуаре выражала «не только манеру петь, но и ее способность радоваться свободе, ее беззаботность, равнодушие к вещам, ее готовность к кочевой жизни. Цыганкой ее делали сила и искренность чувств, зажигательный темперамент»…
   В 1907 г., будучи в Москве, Мария познакомилась с сановником и миллионером графом А.А.Орловым-Давыдовым. Между ними вспыхнули чувства и в 1914 г. они оформили отношения. У графа были дети от предыдущего брака, однако 50-летняя Мария обещала родить ему наследника. Вскоре она объявила ему, что ждет ребенка. Новорожденный сын, как потом выяснилось, был взят Марией в одном из приютов. После громкого судебного разбирательства, истцом в котором выступал сам граф, ее популярность сошла на нет…После революционных событий Пуаре осталась в России, жила в бедности. В народной памяти же остались ее проникновенные романсы, наиболее известные из которых – «Я ехала домой…» и «Лебединая песня», которые оказались во многом пророческими…

    Страница о Марии Пуаре на сайте «Дом русского романса» - http://www.rusromans.ru/muzeum_12.html

 
***
Я ехала домой, душа была полна
Неясным для самой, каким-то новым счастьем.
Казалось мне, что все с таким участьем,
С такою ласкою глядели на меня.

Я ехала домой… Двурогая луна
Смотрела в окна скучного вагона.
Далёкий благовест заутреннего звона
Пел в воздухе, как нежная струна…

Раскинув розовый вуаль,
Красавица заря лениво просыпалась,
И ласточка, стремясь куда-то в даль,
В прозрачном воздухе купалась.

Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
Дремота сладкая моих коснулась глаз.
О, если б никогда я вновь не просыпалась…
                                                              (1901)


ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

Я грущу, если можешь понять
Мою душу доверчиво нежную,
Приходи ты со мной попенять
На судьбу мою, странно мятежную.

Мне не спится в тоске по ночам,
Думы мрачные сон отгоняют,
И горючие слёзы к очам,
Как в прибое волна, приливают.

Как-то странно и дико мне жить без тебя,
Сердце лаской любви не согрето.
Но мне правду сказали: моя
Лебединая песня пропета.
                                                    (1901)


Комментариев нет:

Отправить комментарий