- Майоров Николай Петрович (1919 — 1942) — русский советский поэт-фронтовик.
- Родился в крестьянской семье, рос и учился в Иваново. После окончания школы переехал в Москву, поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 г. стал помимо этого посещать поэтический семинар в Литературном институте имени А.М.Горького. Еще с детства Николай активно писал стихи, выступал с ними на школьных вечерах, периодически печатал их в газетах. Опубликованных стихотворений Майорова было немного — несмотря на большой поэтический талант, он относился к своему творчеству самокритически. Основным мотивом его творчества были чувства и мысли молодого человека предвоенной эпохи, со свойственным для поэзии того периода гражданским пафосом, но при этом с большой верой в собственные силы и силы окружающих его друзей. В 1939 г. им была создана поэма «Ваятель», в 1940 г. - поэма «Семья» (от них сохранились только отрывки). Накануне отправки на фронт Майоров оставил чемодан с рукописями и книгами у кого-то из знакомых, однако его следы были утеряны...
- Сначала Николай с другими студентами рыл противотанковые рвы под Ельней, затем его все-таки отправляют на арену боевых действий...В феврале 1942 г. политрук пулеметной роты Николай Майоров был убит в бою под Смоленском. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно в сборнике «Мы: книга стихов» в 1962 г.
Памятник-бюст Н.Майорову в г. Иваново
- ТВОРЧЕСТВО
-  
 Есть жажда творчества,
 уменье созидать,
 на камень камень класть,
 вести леса строений.
 Не спать ночей, по суткам голодать,
 вставать до звезд и падать на колени.
 Остаться нищим и глухим навек,
 идти с собой, с своей эпохой вровень,
 и воду пить из тех целебных рек,
 к которым прикоснулся сам Бетховен.
 Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
 весь мир вместить в дыхание одно,
 одним мазком весь этот лес и камни
 живыми положить на полотно.
 Не дописав,
 оставить кисти сыну,
 так передать цвета своей земли,
 чтоб век спустя все так же мяли глину
 и лучшего придумать не смогли.
 А жизнь научит правде и терпенью,
 принудит жить, и, прежде чем стареть,
 она заставит выжать все уменье,
 какое ты обязан был иметь.
- 
 
 
- ***
- 
 Нам не дано спокойно сгнить в
 могиле —
 Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, —
 Мы слышим гром предутренней пальбы,
 Призыв охрипшей подковой трубы
 С больших дорог, которыми ходили.
 Мы все уставы знаем наизусть.
 Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
 В могилах мы построились в отряд
 И ждем приказа нового. И пусть
 Не думают, что мертвые не слышат,
 Когда о них потомки говорят.
- 
 
 
- 
 
 
- МЫ
-  
 Это время
 трудновато для пера.
 В. Маяковский
- 
 
 Есть в голосе моем звучание металла.
 Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
 Не все умрет, не все войдет в каталог.
 Но только пусть под именем моим
 потомок различит в архивном хламе
 кусок горячей, верной нам земли,
 где мы прошли с обугленными ртами
 и мужество, как знамя, пронесли.
 Мы жгли костры и вспять пускали реки
 Нам не хватало неба и воды.
 Упрямой жизни в каждом человеке
 железом обозначены следы -
 так в нас запали прошлого приметы.
 А как любили мы — спросите жен!
 Пройдут века, и вам солгут портреты,
 где нашей жизни ход изображен.
 Мы были высоки, русоволосы,
 вы в книгах прочитаете, как миф,
 о людях, что ушли, не долюбив,
 не докурив последней папиросы.
 Когда б не бой, не вечные исканья
 крутых путей к последней высоте,
 мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
 в столбцах газет, в набросках на холсте.
 Но время шло. Меняли реки русла.
 И жили мы, не тратя лишних слов,
 чтоб к вам прийти лишь в пересказах устных
 да в серой прозе наших дневников.
 Мы брали пламя голыми руками.
 Грудь раскрывали ветру. Из ковша
 тянули воду полными глотками.
 И в женщину влюблялись не спеша.
 И шли вперед, и падали, и, еле
 в обмотках грубых ноги волоча,
 мы видели, как женщины глядели
 на нашего шального трубача,
 а тот трубил, мир ни во что не ставя
 (ремень сползал с покатого плеча),
 он тоже дома женщину оставил,
 не оглянувшись даже сгоряча.
 Был камень тверд, уступы каменисты,
 почти со всех сторон окружены,
 глядели вверх - и небо было чисто,
 как светлый лоб оставленной жены.
 Так я пишу. Пусть не точны слова,
 и слог тяжел, и выраженья грубы!
 О нас прошла всесветная молва.
 Нам жажда выпрямила губы.
 Мир, как окно, для воздуха распахнут,
 он нами пройден, пройден до конца,
 и хорошо, что руки наши пахнут
 угрюмой песней верного свинца.
 И как бы ни давили память годы,
 нас не забудут потому вовек,
 что, всей планете делая погоду,
 мы в плоть одели слово "человек"!
- 
 
 
 Попков В. "Строители Братска".

 
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий