пятница, 30 августа 2013 г.

SMARTRUS - статья 3





SMARTRUS
Креативный независимый аналитический проект


Политический футуризм: 
движение вперед или выставка тщеславия?
 

    В это мире все имеет начало и имеет конец...одна эпоха сменят другую, одни вкусы сменяют другие, зачастую прямо противоположные. То, что десятилетиями и веками рассматривается как незыблемая догма, рушится подобно карточному домику под натиском нескольких реформаторов, бросивших вызов традиционным устоям и сумевшим повести за собой толпу...
     Путь к новому, загадочному, зачастую скандальному — это подсознательно привлекает человека. Это его суть — открывать для себя что-то новое, искать, приходить порой в животный восторг от найденного...Кого интересует рутинная наука, банальные истории, общеизвестные факты? Единиц. Остальные же ждут и хотят «драйва» - того самого ощущения, которое вышвыривает из организма усталость и апатию, заставляя организм выделять огромное количество душевной энергии...
   Хотеть однако — еще не значит сделать... Большинство людей хотят сделать что-то необычное, креативное, задействовать свой мозг, фантазию, впечатления, выразить в каком угодно вещественном образе свой взгляд на происходящее на планете, включая собственную страну. Однако из-за каких-либо объективных или надуманных обстоятельств они ничего неординарного не создают. Тем не менее, появляется рано или поздно когорта людей, которые имеют свой взгляд на вещи, казавшиеся традиционными. Они стремятся разрушить столп старой эры и заложить на этих руинах основы нового здания, новой эпохи...
    1910-е гг. ХХ века...Российская империя...Великая (уже сформировавшаяся и признанная в мире) русская культура и русское искусство. Традиционные каноны и сюжеты за редким исключением... И вот появляется небольшая группа людей, они несут с собой разрушение старых стереотипов и продвигают совершенно новые, невиданные доселе культурные «ценности». Творческие нигилисты, мастера эпатажа и скандальных выходок, они, вместе с тем, стали совершенно уникальным явлением в России. Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Вадим Шершеневич, Владимир Татлин, Казимир Малевич, Бенедикт Лившиц, Велимир Хлебников, Наталья Гончарова...Футуристы, авангардисты, основоположники новых направлений в поэзии и живописи, имена которых неразрывно связаны с русским искусством ХХ века...Гении или честолюбивые бездарности, вестники будущего или бледное пятно на полотне нашей истории? Каждый ответит на этот вопрос, исходя из собственного мировоззрения, эстетических вкусов и умственных способностей. Одно в любом случае очевидно — это была уже новая эпоха и именно они были одними из ее творцов и значение их вклада несомненно.
 
Русские поэты-футуристы (Б.Лившиц, В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых)
 
    Рискнем сделать смелый шаг и наложить, как пример, историю русского искусства...на современную политическую ситуацию. А почему бы и нет? Политику определяют те же люди, с теми же мыслями, ощущениями, амбициями... Скажем, международный терроризм сегодня — это политический аналог «Черного квадрата». Творение Малевича - это образное выражение конца искусства, это эпилог его развития, «высшая точка», пик творческого разума... Что такое теракты? Эпилог политических отношений, результат взаимоотношений стран и народов. Когда решение проблемы возможно лишь путем ее физического устранения — политические механизмы бессмысленны, поскольку усилия террористов направлены на уничтожение оппонента, а это и есть «чернота», за которой следует только бесконечное небытие... Политические отношения - лишь миф, иллюзия, когда есть бомба, они служат лишь для отвлечения внимания и затягивания времени... Русский авангардный примитивизм (идущий во многом от дикого красочного «фовизма» Анри Матисса) и словесная «заумь» литературно-художественной элиты того времени имеет аналогии и сейчас. А что такое движение FEMEN, гей-парады, протестные движения? Не тот ли самый творческий нигилизм в политической сфере? Стремление сказать собственное слово, бросить вызов сложившимся нормам, дать простор своему разуму и, конечно же, своему честолюбию... Лидер любого движения, любой концепции или идеи не может не обладать определенным тщеславием, стимулирующим его к творческому мыслительному полету... Да и пусть обладает, как-будто кто-либо из нас не стремился бы на его месте к реализации собственных взлелеянных в чреве сердца и души замыслов?...
     Это открытая тема, на этот счет еще будут размышления... Что может быть более захватывающим, чем попытаться объять весь этот суетный муравьиный миров силой собственной мысли, попытаться осознать те тенденции, которые имеют место сейчас, и спрогнозировать то, что нас ждет в будущем на этой круглой арене театра, именуемого в ученой среде галактикой «Млечный путь»?...
    Мир открыт для нас как никогда, и необходимо получить от этого сполна за тот весьма короткий срок, который отводит нам наша судьба.

P.G-ff.

Комментариев нет:

Отправить комментарий