Асеев Николай Николаевич (1889 –
1963) – русский советский поэт, сценарист, переводчик, видный представитель
отечественного футуризма.
Настоящая фамилия поэта –
Штальбаум. Родился в городе Льгове Курской губернии, в семье страхового агента.
В 1909 г. окончил курское реальное училище. Дальнейшее образование получил в
Коммерческом институте в Москве, одновременно слушал лекции на историко-филологическом
факультете в Московском университете. С 1908 г. регулярно печатался в журналах
«Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и других изданиях.
Первоначально писал в духе символизма, однако затем увлекся футуристическим
направлением и в 1914 г. стал одним из активнейших членом литературной
футуристической группы «Центрифуга». В том же году вышел его первый сборник – «Ночная
флейта», затем в течение двух лет вышло еще его несколько сборников. Асеев дружил
с Хлебниковым, Давидом Бурлюком и особенно – с Маяковским. В 1915 г., в разгар
первой мировой войны, был призван на австрийский фронт. После Октябрьской
революции жил во Владивостоке, работал на бирже труда, затем в полулегальной
советской газете. С 1922 г. жил и работал в Москве.
Молодой Асеев был склонен к
эпатажности, к презиранию «меркантильного мещанства». Революцию он, «богемный
индивидуалист», воспевал за крушение старого, мелочного жизненного уклада, за
особый бунтарский, «разинский» дух. «Старая культура отгремела за плечами, как
ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней,
недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях
не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт
мирового лица несла меня в сторону нового», - писал Асеев о первых годах после
революции. Однако спустя годы поэт с прискорбием отмечал, что очень многие из
негативных черт сохранились и при новой власти...
Поэзию Асеева отличает изощренность
звукового строя, редкая для футуризма лиричность (поэмы «Двадцать шесть» (1924);
«Лирическое отступление» (1924); «Семен Проскаков» (1927-1928); «Маяковский
начинается» (1939, 1950). В советское время он был известен и как автор статей
о литературе. Асеев опубликовал за свою жизнь более 70 стихотворных сборников.
***
Стихи мои из мяты и полыни,
полны степной прохлады и теплыни.
Полынь горька, а мята горе лечит;
игра в тепло и в холод — в чет и нечет.
Не человек игру ту выбирает —
вселенная сама в нее играет.
Мои стихи — они того же рода,
как времена круговращенья года.
***
Когда приходит в мир великий
ветер,
против него встает, кто в землю врос,
кто никуда не движется на свете,
чуть пригибаясь под напором гроз.
Неутомимый, яростный, летящий,
валя и разметая бурелом,
он пред стеной глухой дремучей чащи
сникает перетруженным крылом.
И, не смирившись с тишиной постылой,
но и не смогши бушевать при ней,
ослабевает ветер от усилий,
упавши у разросшихся корней.
Но никакому не вместить участью
того, что в дар судьба ему дала:
его великолепное несчастье,
его незавершенные дела.
ВДОХНОВЕНЬЕ
Стране
не до слез,
не до шуток:
у ней
боевые дела,-
я видел,
как на парашютах
бросаются
люди с крыла.
Твой взгляд разгорится,
завистлив,
румянец
скулу обольет,
следя,
как, мелькнувши,
повисли
в отвесный
парящий полет.
Сердца их,
рванув на мгновенье,
забились
сильней и ровней.
Вот это -
и есть вдохновенье
прилаженных
прочно ремней.
Казалось:
уж воздух их выпил,
и горем
примята толпа,
и вдруг,
как надежда,
как вымпел,
расправился
желтый тюльпан!
Барахтаться
и кувыркаться
на быстром
отвесном пути
и в шелковом
шуме каркаса
внезапно
опору найти.
Страна моя!
Где набрала ты
таких
нерассказанных слов?
Здесь молодость
бродит крылата
и старость
не клонит голов.
И самая ревность
и зависть
глядят,
запрокинувшись,
ввысь,
единственной
мыслью терзаясь:
таким же
полетом нестись.
ПРОСТЫЕ СТРОКИ
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя - стыть.
Мне без тебя и Москва - глушь.
Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать -
Слабость друзей, силу врагов;
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
***
Что такое счастье? Соучастье
в добрых человеческих делах,
в жарком вздохе разделенной страсти,
в жарком хлебе, собранном в полях.
Да, но разве только в этом счастье?
А для нас, детей своей поры,
овладевших над природой властью,
разве не в полетах сквозь миры?!
Безо всякой платы и доплаты,
солнц толпа, взвивайся и свети,
открывайтесь, звездные палаты,
простирайтесь, млечные пути!
Отменяя летоисчисленье,
чтобы счастье с горем не смешать,
преодолевая смерть и тленье,
станем вечной свежестью дышать.
Воротясь обратно из зазвездья
и в слезах целуя землю-мать,
мы начнем последние известья
из глубин вселенной принимать.
Вот такое счастье по плечу нам —
мыслью осветить пространства те,
чтобы мир предстал живым и юным,
а не страшным мраком в пустоте.
Поэт похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила у самого входа; на постаменте неправильно указана дата рождения поэта - 1899 вместо 1889).
Фото
с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)
Комментариев нет:
Отправить комментарий