среда, 19 июня 2013 г.

Николай Асеев




   Асеев Николай Николаевич (1889 – 1963) – русский советский поэт, сценарист, переводчик, видный представитель отечественного футуризма.
    Настоящая фамилия поэта – Штальбаум. Родился в городе Льгове Курской губернии, в семье страхового агента. В 1909 г. окончил курское реальное училище. Дальнейшее образование получил в Коммерческом институте в Москве, одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете в Московском университете. С 1908 г. регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и других изданиях. Первоначально писал в духе символизма, однако затем увлекся футуристическим направлением и в 1914 г. стал одним из активнейших членом литературной футуристической группы «Центрифуга». В том же году вышел его первый сборник – «Ночная флейта», затем в течение двух лет вышло еще его несколько сборников. Асеев дружил с Хлебниковым, Давидом Бурлюком и особенно – с Маяковским. В 1915 г., в разгар первой мировой войны, был призван на австрийский фронт. После Октябрьской революции жил во Владивостоке, работал на бирже труда, затем в полулегальной советской газете. С 1922 г. жил и работал в Москве.
    Молодой Асеев был склонен к эпатажности, к презиранию «меркантильного мещанства». Революцию он, «богемный индивидуалист», воспевал за крушение старого, мелочного жизненного уклада, за особый бунтарский, «разинский» дух. «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового», - писал Асеев о первых годах после революции. Однако спустя годы поэт с прискорбием отмечал, что очень многие из негативных черт сохранились и при новой власти...
    Поэзию Асеева отличает изощренность звукового строя, редкая для футуризма лиричность (поэмы «Двадцать шесть» (1924); «Лирическое отступление» (1924); «Семен Проскаков» (1927-1928); «Маяковский начинается» (1939, 1950). В советское время он был известен и как автор статей о литературе. Асеев опубликовал за свою жизнь более 70 стихотворных сборников.

***
Стихи мои из мяты и полыни,
 полны степной прохлады и теплыни.
 Полынь горька, а мята горе лечит;
 игра в тепло и в холод — в чет и нечет.

 Не человек игру ту выбирает —
 вселенная сама в нее играет.
 Мои стихи — они того же рода,
 как времена круговращенья года.


***
Когда приходит в мир великий ветер,
 против него встает, кто в землю врос,
 кто никуда не движется на свете,
 чуть пригибаясь под напором гроз.

 Неутомимый, яростный, летящий,
 валя и разметая бурелом,
 он пред стеной глухой дремучей чащи
 сникает перетруженным крылом.

 И, не смирившись с тишиной постылой,
 но и не смогши бушевать при ней,
 ослабевает ветер от усилий,
 упавши у разросшихся корней.

 Но никакому не вместить участью
 того, что в дар судьба ему дала:
 его великолепное несчастье,
 его незавершенные дела.


ВДОХНОВЕНЬЕ

Стране
     не до слез,
         не до шуток:
у ней
   боевые дела,-
я видел,
   как на парашютах
бросаются
      люди с крыла.
Твой взгляд разгорится,
                  завистлив,
румянец
      скулу обольет,
следя,
    как, мелькнувши,
               повисли
в отвесный
      парящий полет.
Сердца их,
      рванув на мгновенье,
забились
      сильней и ровней.
Вот это -
      и есть вдохновенье
прилаженных
       прочно ремней.
Казалось:
      уж воздух их выпил,
и горем
      примята толпа,
и вдруг,
   как надежда,
         как вымпел,
расправился
      желтый тюльпан!
Барахтаться
      и кувыркаться
на быстром
      отвесном пути
и в шелковом
        шуме каркаса
внезапно
      опору найти.
Страна моя!
      Где набрала ты
таких
   нерассказанных слов?
Здесь молодость
      бродит крылата
и старость
      не клонит голов.
И самая ревность
          и зависть
глядят,
   запрокинувшись,
               ввысь,
единственной
   мыслью терзаясь:
таким же
      полетом нестись.


ПРОСТЫЕ СТРОКИ

 Я не могу без тебя жить!
 Мне и в дожди без тебя - сушь,
 Мне и в жару без тебя - стыть.
 Мне без тебя и Москва - глушь.

 Мне без тебя каждый час - с год,
 Если бы время мельчить, дробя;
 Мне даже синий небесный свод
 Кажется каменным без тебя.

 Я ничего не хочу знать -
 Слабость друзей, силу врагов;
 Я ничего не хочу ждать,
 Кроме твоих драгоценных шагов.


***
Что такое счастье? Соучастье
 в добрых человеческих делах,
 в жарком вздохе разделенной страсти,
 в жарком хлебе, собранном в полях.

 Да, но разве только в этом счастье?
 А для нас, детей своей поры,
 овладевших над природой властью,
 разве не в полетах сквозь миры?!

 Безо всякой платы и доплаты,
 солнц толпа, взвивайся и свети,
 открывайтесь, звездные палаты,
 простирайтесь, млечные пути!

 Отменяя летоисчисленье,
 чтобы счастье с горем не смешать,
 преодолевая смерть и тленье,
 станем вечной свежестью дышать.

 Воротясь обратно из зазвездья
 и в слезах целуя землю-мать,
 мы начнем последние известья
 из глубин вселенной принимать.

 Вот такое счастье по плечу нам —
 мыслью осветить пространства те,
 чтобы мир предстал живым и юным,
 а не страшным мраком в пустоте.

Поэт похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила у самого входа; на постаменте неправильно указана дата рождения поэта - 1899 вместо 1889).
Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)




Комментариев нет:

Отправить комментарий