пятница, 21 июня 2013 г.

Николай Добролюбов




   Добролюбов Николай Александрович (1836 – 1861) – выдающийся русский критик, философ, мыслитель, поэт. Сейчас этому имени уделяется мало внимания, а ведь это был один из образованнейших людей своего времени, человек, обладавший для своего возраста незаурядными мыслительными способностями. 
   
Николай с отцом, Александром Ивановичем
    Он родился в Нижнем Новгороде, в семье священника. Был первенцем, впоследствии у его родителей было еще несколько детей. С детства проявлял интерес к чтению, в 3 года уже прекрасно декламировал стихи и басни. Учился в нижегородском духовном училище, был одним из лучших учеников. Несмотря на то, что книги в то время были дефицитным товаром, Добролюбову удавалось в год прочитывать до 400 томов. С 15 лет он вел дневник, куда записывал свои мысли по поводу прочитанного. К этому времени он уже сочинял и переводил стихи, знал несколько иностранных языков, общался с редакциями журналов. В 1853 г. отец отправил его в Петербург для продолжения обучения по духовной линии, однако Добролюбов сдал экзамены и поступил в Главный педагогический институт, где были бюджетные места (денег у Николая было немного). Отец, зная пристрастие сына к литературе, возражать не стал. В студенческие годы Добролюбов начал активно выступать с антимонархических позиций, издавал нелегальную рукописную газету. В 1856 г. он познакомился с Некрасовым и Чернышевским и вскоре стал сотрудничать в журнале «Современник» в качестве редактора критико-библиографического отдела. Именно с этим журналом связана в первую очередь его активность как критика и литератора. За один 1858 год он сумел напечатать 75 собственных статей и рецензий. Он анализировал произведения своих современников – Островского, Тургенева, Достоевского, Гончарова, творчество поэтов разных эпох. Многие его рецензии стали образцом демократически-реалистического толкования литературы. Несмотря на анализ художественных произведений, статьи Добролюбова так или иначе имели радикальный социально-политический подтекст, из-за чего его недолюбливали официальные власти. Добролюбов был удивительно трудолюбивым человеком. Будто осознавая скорую кончину, он старался успеть сказать миру все, что хотел. Последнее время он сильно страдал от туберкулеза, неизлечимой в то время болезни. Поездка в Европу на лечение особых результатов не принесла, в ноябре 1861 г. он скончался в Петербурге. Выдающемуся критику и талантливому поэту было только 25 лет... «Светлой памяти Николая Добролюбова» Некрасов посвятил следующие знаменитые строчки:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты Родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…



   Сам Добролюбов неоднократно говорил знакомым: «Не называйте меня поэтом, это оскорбляет во мне чувство прекрасного». Тем не менее, он был талантлив и на этом поприще. Его лирика тесно связана с мировоззрением демократической интеллигенции того времени. Его поэзия – своеобразная исповедь борца за справедливость, за народное благо, скованного при этом смертельной болезнью. Он был и хорошим поэтом-сатириком, писавшим для литературного приложения «Современника» под названием «Свисток». Известны и его переводы, в основном из Г.Гейне.

   Сайт о жизни и творчестве Добролюбова - http://www.dobrolyubov.net.ru

   Ниже представлены мои фотографии из дома-музея Добролюбова во время прогулки по Нижнему Новгороду. И, конечно же, подборка любимых стихов этого незаурядного автора.


Дом-музей Н.А.Добролюбова (ул. Лыкова Дамба Набережная, 2) в Нижнем Новгороде.

Комната Николая Добролюбова, в которой он прожил первые 17 лет.







Генеалогическое древо потомков династии Добролюбовых (у самого Николая детей не было).

Нынешний "сторож" музея.


РОДИНА ВЕЛИКАЯ

О моя родина грозно-державная,
Сердцу святая отчизна любимая!
Наше отечество, Русь православная,
Наша страна дорогая, родимая!

Как широко ты, родная, раскинулась.
Как хороша твоя даль непроглядная!
Грозно во все концы мира раздвинулась
Мощь твоя, русскому сердцу отрадная!

Нет во вселенной такого оратора,
Чтобы прославить твое протяжение:
С полюса тянешься ты до экватора,
Смертных умы приводя в изумление.

Ты занимаешь пространство безмерное,
Много обширнее древнего Рима ты.
Русской земли население верное
Чувствует всех поясов земных климаты.

Реки, озера твои многоводные
Льются, подобно морям, бесконечные;
Необозримы поля хлебородные,
Неизъяснимы красы твои вечные!

Солнце в тебе круглый год не закатится,
Путник тебя не объедет и в три года:
Пусть ямщикам он на водку потратится, -
Только лишь откупу будет тут выгода…

О моя родина, богом хранимая!
Сколько простору в тебе необъятного!
Сколько таится в тебе, о родимая,
 Неизъяснимого и непонятного!..
                                              (1854)


СУЩЕСТВЕННОСТЬ И ПОЭЗИЯ

Знаю вас давно я, песни заунывные
Руси необъятной, родины моей!
Но теперь вдруг звуки радостно-призывные.
Полные восторга, слышу я с полей!

Пусть всё те же песни — долгие, тоскливые,
С той же тяжкой грустью пахарь наш поет.
Долю его горькую, думы терпеливые
Пусть напев протяжный мне передает.

Но в восторге сердца, под святым влиянием
Гласности, прогресса, современных дум,
Поли благоговенья к светлым начинаниям,
Жадно всюду внемля новой жизни шум, -

Не хочу я слышать звуков горькой жалобы,
Тяжкого рыданья и горячих слез…
Сердце бы иссохло, мысль моя упала бы,
Если б я оставил область сладких грез…

Всё светло и благо, всё мне улыбается.
Всюду дней блаженства вижу я залог, -
И напев тоскливый счастьем отзывается,,
В грустной песне льется радости поток.

Пусть все те же песни наши заунывные,
Но не то уж слышно в них душе моей:
Слышу я в них звуки радостно-призывные,
 Чую наступленье новых, светлых дней!..
                                                                   (1857)


Памятник поэту в центре Нижнего Новгорода.

***
Ты меня полюбила так нежно.
Милый друг мой, голубка моя;
Ты мечтала от жизни мятежной
Отдохнуть на груди у меня.

Ты бежала от шума разврата,
От нескромных желаний друзей,
Чтоб со мной безмятежно и свято
Наслаждаться любовью своей.

Но не знала меня ты в то время.
Ты подумать тогда не могла,
Чтобы тот отягчил твое бремя,
В ком ты миг облегченья нашла;

Чтобы тот, кто тебя от паденья
Спас в горячих объятьях своих,
Чтоб тебя он привел к преступленью
Против чувств твоих самых святых.

Ты ошиблась, ошиблась жестоко…
Много слез ты со мной пролила,
Ты во мне ту же бездну порока,
От которой бежала, нашла.

Овладел я твоею душою,
И в любви беспредельной своей
Дорожить переставши собою,
Ты участницей стала моей…

Всё, что женскому сердцу так свято,
Что так сладко волнует его,
Всё мне в жертву, мой друг, принесла ты,
Не боясь, не стыдясь ничего…

И преступной красою блистая,
Предо мною ты грустно стоишь,
И мне сердце тоской надрывая,
«Ты доволен ли мной?» говоришь…

«Отчего ж ты меня не целуешь?
Не голубишь, не нежишь меня?
Что ты бледен? О чем ты тоскуешь?
Что ты хочешь? — Всё сделаю я…»

Нет, любовью твоей умоляю,
Нет, не делай, мой друг, ничего…
Я и то уж давно проклинаю
 Час рожденья на свет моего.
                                                            (1858)

***
Еще работы в жизни много,
Работы честной и святой.
Еще тернистая дорога
 Не залегла передо мной.
Еще пристрастьем ни единым
Своей судьбы я не связал
И сердца полным господином
 Против соблазнов устоял.
Я ваш, друзья, — хочу быть вашим
На труд и битву я готов, -
Лишь бы начать в союзе нашем
 Живое дело вместо слов.
Но если нет, — мое презренье
Меня далеко оттолкнет
От тех кружков, где словопренье
 Опять права свои возьмет.
И сгибну ль я в тоске безумной,
Иль в мире с пошлостью людской, -
Всё лучше, чем заняться шумной,
 Надменно-праздной болтовней.
Но знаю я, — дорога наша
Уж пилигримов новых ждет,
И не минет святая чаша
 Всех, кто ее не оттолкнет.
                                               (1861)

***
Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю
Верно буду я известен.

Милый друг, я умираю,
Но спокоен я душою…
И тебя благословляю:
 Шествуй тою же стезею.
                                          (1861)

Добролюбов похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга, в одной ограде со своим выдающимся предшественником - критиком В.Г.Белинским.


Комментариев нет:

Отправить комментарий