Клюев Николай Алексеевич (1884 –
1937) – видный русский поэт «серебряного века», один из лучших представителей «новокрестьянского»
направления поэзии. Особые, религиозно-мистические интонации его стихотворений и подробности его
биографии сделали Клюева легендой еще при жизни...
Николай с отцом, А.Т.Клюевым |
Он родился в Олонецкой губернии в
деревне на реке Вытегра, в крестьянской старообрядческой семье. Отец Клюева был
сидельцем в винной лавке, мать – сказительницей. Именно от нее он и унаследовал
любовь к крестьянской культуре, народным преданиям. 1893-1895 гг. он учился в
церковно-приходской школе, много занимался самообразованием. Затем перешел в
двухклассное городское училище, после учился в Петрозаводской фельдшерской
школе, но из-за болезни ее не окончил. Много странствовал по России, посещал
Соловецкие острова, входил в сектантские группы, что во многом отразилось на
его поэтическом творчестве. «Крестьянские мотивы» Клюева были пронизаны идеями
символизма, сочетались с мистическими сектантскими образами, поэтому на
молодого поэта сразу обратили внимание. Его стихи появлялись в печати с 1904 г.
Забастовки 1905 г. вызвали «бунтарский» дух Клюева-поэта. Революция
представлялась ему наступлением Царства Божьего. За агитационную деятельность
он сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской тюрьмах. Из-за религиозных
убеждений Клюев, призванный на военную службу, отказался брать в руки оружие.
Его отправляют в больницу, где врачи находят его негодным к военной службе, и поэт
уезжает в деревню. Вскоре завязывается его переписка с Блоком, который сделал
многое для признания Клюева как поэта.
Он начинает печататься в журнале «Золотое
руно», позже – в «Современнике», «Ниве», «Новой земле» (причем в последней
Клюева представляют как выразителя нового народного сознания, даже
своеобразного мессию). Осенью 1911 г. в Москве вышел первый
сборник стихов Клюева «Сосен перезвон», который стал событием в литературной
жизни. О Клюеве пишут критики, он посещает артистическое кафе «Бродячая собака»,
знакомства с ним ищут представители столичной богемы. Его очередные сборники - «Братские
песни» (1912), «Лесные были» (1913) – были отголосками раскольничьих
песнопений, песен «хлыстов», содержали фольклорные и символистские мотивы. В
1915 г. Клюев встал во главе «новокрестьянского» направления, куда входили
Есенин (для которого Клюев был близким другом, духовным наставником), Клычков,
Орешин, Ширяевец.
В 1916 г. Есенин писал Клюеву
следующие строки: «Дорогой мой Коля! На долгие годы унесу любовь твою. Я знаю,
что этот лик заставит меня плакать (как плачут на цветы) через много лет. Но
эта тоска будет не о минувшей юности, а по любви твоей, которая будет мне как
старый друг. Твой Сережа 1916 г., 30 марта, Петроград». Известно, что Николай
Клюев был человеком с нетрадиционной ориентацией, он не скрывал это даже в
стихах, посвящая некоторые из них своим «возлюбленным». Ему очень импонировал
молодой поэт. Известно, что Клюев и Есенин жили некоторое время вместе, однако
в каких отношениях они состояли – вопрос очень спорный, даже для
профессиональных исследователей их жизни. Их творческий союз прекратился по
воле Есенина в 1917 г., однако Клюев еще долго после этого продолжал писать
Сергею признательные письма, сильно ревнуя его к Мариенгофу и Айседоре
Дункан...В 1925 г. он плакал на гражданской панихиде по Есенину и долго целовал
и что-то шептал покойнику, не давая опустить крышку гроба, перед отправкой тела
поэта в Москву...
В 1916-1922 гг. Клюев издал еще
несколько сборников - «Мирские думы», «Медный кит», двухтомник «Песнеслов», «Львиный
хлеб». Приветствуя революцию как начало духовного обновления России, поэт постепенно
разочаровался в действительности и тосковал по разрушающейся деревне. Власти
же, в свою очередь, расценивали его как наглядного представителя «кулацкой
поэзии». В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба в поле», составленный
из уже печатавшихся стихов. Его поэмы «Деревня», «Соловки» и «Погорельщики», а
также открытый гомосексуальный образ жизни и определенные поэтические мотивы (в частности, в поэме «О чем шумят седые кедры» объектом любви был юноша) привели к аресту и ссылке поэта в
1934 г. в Томск. В 1937 г. он был снова арестован и в конце октября расстрелян
на Каштачной горе, близ Томска. Реабилитирован в 1957 г.
«Инокописец от поэзии», Клюев был
ярким явление в отечественной литературе. Немецкий философ В.Казак писал о нем:
«Редкостно крупный литературный талант Клюева, которого часто ставят выше
Есенина, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой
религиозности русского народа. Стихи в духе народных плачей перемежаются со
стихами, созвучными библейским псалмам... В богатстве образов проявляется
полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир». Клюев также, как
никто другой, «рисует» в своих стихах и красоту заонежского пейзажа.
***
В златотканные дни сентября
Мнится папертью бора опушка.
Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой.
Ветер-сторож следы старины
Заметает листвой шелестящей.
Распахни узорочье сосны,
Промелькни за березовой чащей!
Я узнаю косынки кайму,
Голосок с легковейной походкой...
Сосны шепчут про мрак и тюрьму,
Про мерцание звезд за решеткой,
Про бубенчик в жестоком пути,
Про седые бурятские дали...
Мир вам, сосны, вы думы мои,
Как родимая мать, разгадали!
В поминальные дни сентября
Вы сыновнюю тайну узнайте
И о той, что погибла любя,
Небесам и земле передайте.
(1911)
***
О, ризы вечера, багряно-золотые,
Как ярое вино, пьяните вы меня!
Отраднее душе развалины седые
Туманов - вестников рассветного
огня.
Горите же мрачней, закатные
завесы!
Идет Посланец Сил, чтоб сумрак
одолеть;
Пусть в безднах темноты ликуют
ночи бесы,
Отгулом вторит им орудий злая
медь.
Звончее топоры поют перед
рассветом,
От эшафота тень черней - перед
зарей...
Одежды вечера пьянят багряным
цветом,
А саваны утра покоят белизной.
(1912)
Н.Клюев, художник А.Яр-Кравченко и поэт С.Клычков
В РАЗЛУКЕ
Мне хотелось бы плакать, моя
дорогая,
В безнадежном отчаянье руки
ломать,
Да небес бирюза так нежна
голубая,
Так певуча реки искрометная
гладь.
Я, как чайка, люблю по-надречные
дали —
Очертанья холмов за тумана фатой,
В них так много живой, но суровой
печали,
Колыбельных напевов и грусти
родной.
И еще потому я в разлуке не
плачу,
Хороню от других гнев и слезы
свои,
Что провижу вдали наших крыльев
удачу
Долететь сквозь туман до желанной
земли.
Неисчетны, дитя, буйнокрылые рати
В путь отлетный готовых
собратьев-орлов,
Но за далью безбрежней ли степь
на закате,
Зарубежных синей ли весна
берегов?
Иль всё та же и там разостлалась
равнина
Безответных на клекот
курганов-полей,
И о витязе светлом не легче
кручина
В терему заповедном царевне моей?
(1909)
***
Весна отсияла... Как сладостно
больно,
Душой отрезвяся, любовь
схоронить.
Ковыльное поле дремуче-раздольно,
И рдяна заката огнистая нить.
И серые избы с часовней убогой,
Понурые ели, бурьяны и льны
Суровым безвестьем, печалию
строгой -
"Навеки",
"Прощаю",- как сердце, полны.
О матерь-отчизна, какими тропами
Бездольному сыну укажешь пойти:
Разбойную ль удаль померить с
врагами,
Иль робкой былинкой кивать при
пути?
Былинка поблекнет, и удаль
обманет,
Умчится, как буря, надежды губя,-
Пусть ветром нагорным душа моя
станет
Пророческой сказкой баюкать тебя.
Баюкать безмолвье и бури лелеять,
В степи непогожей шуметь ковылем,
На спящие села прохладою веять,
И в окна стучаться дозорным
крылом.
(1911)
Есть две страны; одна - Больница,
Другая - Кладбище, меж них
Печальных сосен вереница,
Угрюмых пихт и верб седых!
Блуждая пасмурной опушкой,
Я обронил свою клюку
И заунывною кукушкой
Стучусь в окно к гробовщику:
"Ку-ку! Откройте двери,
люди!"
"Будь проклят, полуночный
пес!
Кому ты в глиняном сосуде
Несешь зарю апрельских роз?!
Весна погибла, в космы сосен
Вплетает вьюга седину..."
Но, слыша скрежет ткацких кросен,
Тянусь к зловещему окну.
И вижу: тетушка Могила
Ткет желтый саван, и челнок,
Мелькая птицей чернокрылой,
Рождает ткань, как мерность
строк.
В вершинах пляска ветродуев,
Под хрип волчицыной трубы.
Читаю нити: "Н. А. Клюев,-
Певец олонецкой избы!"
(25 марта 1937)
Единственное, что осталось как память о поэте - мемориальная доска с уничтоженного томского дома поэта, в котором он жил накануне расстрела. Сейчас доска находится в Музее истории политических репрессий (г.Томск)
Комментариев нет:
Отправить комментарий