четверг, 4 июля 2013 г.

Михаил Анчаров


   Анчаров Михаил Леонидович (1923 — 1990) — русский советский поэт, драматург, художник, основатель жанра авторской песни (именно Анчарова принято считать «первым бардом» России).
   Родился в семье инженера-конструктора, посещал музыкальную школу и детскую изостудию при ВЦСПС. Во время войны обучался в военном институте иностранных языков Красной Армии, где изучал китайский и японский языки. В 1945-1946 гг. военным переводчиком служил на Дальневосточном фронте, в Маньчжурии. Затем поступил в Московский государственный художественный институт им. Сурикова на факультет живописи. В 1955—1958 гг. учился на курсах киносценаристов, в 1956—1959 гг. работал референтом-сценаристом, писал стихи, прозу, повести («Как птица Гаруда», «Самшитовый лес», «Сода-Солнце», «Записки странствующего энтузиаста»), в 1966 г. стал членом Союза писателей СССР.
   Еще в 1930-е гг. он начал сочинять песни на стихи советских поэтов, позже — на собственные стихи, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Его считал своим учителем Владимир Высоцкий. Был автором нескольких десятков авторских песен, которые звучали по радио и телевидению, с 1989 г. выпускались его грампластинки. Скончался бард и сценарист в Москве.
 

ПЕСНЯ О РОССИИ


Ты припомни, Россия,
Как все это было:
Как полжизни ушло
У тебя на бои,
Как под песни твои
Прошагало полмира,
Пролетело полвека
По рельсам твоим.

И сто тысяч надежд
И руин раскаленных,
И сто тысяч салютов,
И стон проводов,
И свирепая нежность
Твоих батальонов
Уместились в твои
Полсотни годов.

На твоих рубежах
Полыхали пожары.
Каждый год - словно храм,
Уцелевший в огне.
Каждый год - как межа
Между новым и старым.
Каждый год - как ребенок,
Спешащий ко мне.

На краю городском,
Где дома-новостройки,
На холодном ветру
Распахну пальтецо,
Чтоб летящие к звездам
Московские тройки
Мне морозную пыль
Уронили в лицо.

Только что там зима -
Ведь проклюнулось лето!
И, навеки прощаясь
Со старой тоской,
Скорлупу разбивает
Старуха-планета -
Молодая выходит
Из пены морской.

Я люблю и смеюсь,
Ни о чем не жалею.
Я сражался и жил,
Как умел - по мечте.
Ты прости, если лучше
Пропеть не умею.
Припадаю, Россия,
К твоей красоте!
 

***

Я сижу, боюсь пошевелиться... 
На мою несмятую кровать
Вдохновенья радужная птица
Опустилась крошки поклевать.

Не грусти, подруга, обо мне ты.
Видишь, там, в космической пыли
До Луны, до голубой планеты
От Земли уходят корабли.

Надо мной сиреневые зори,
Подо мной планеты чудеса.
Звездный ветер в ледяном просторе
Надувает счастья паруса.

Я сижу, боюсь пошевелиться...
День и ночь смешались пополам.
Ночь уносит сказки-небылицы
К золотым московским куполам.

***
Стою на полустаночке  
В цветастом полушалочке, 
  А мимо пролетают поезда.  
А рельсы-то, как водится,  
У горизонта сходятся.  
Где ж вы, мои весенние года?  

Жила, к труду привычная, 
  Девчоночка фабричная,  
Росла, как придорожная трава.  
На злобу неответная,  
На доброту приветная,  
Перед людьми и совестью права.  

Колёсики всё кружатся,  
Сплетает нитка кружево...  
Душа полна весеннего огня.  
А годы - как метелица,  
Все сединою стелятся,  
Плясать зовут, да только не меня.  

Что было - не забудется, 
 Что будет - то и сбудется,  
Да и весна уж минула давно.  
Так как же это вышло-то,  
Что всё шелками вышито  
Судьбы моей простое полотно?  

Гляди идёт обычная  
Девчоночка фабричная,  
Среди подруг скромна не по годам.  
А подойди-ка с ласкою  
Да загляни-ка в глазки ей -  
Откроешь клад, какого не видал...  

Стою на полустаночке  
В цветастом полушалочке,  
А мимо пролетают поезда.  
А рельсы-то, как водится,  
У горизонта сходятся.  
Где ж вы, мои весенние года?  

*** 
…Пусть звездные вопли стихают вдали,
Друзья, наплевать нам на это!
Летит вкруг Земли в метеорной пыли 
Веселое сердце поэта. 
 
Друзья мои, пейте земное вино!
Не плачьте, друзья, не скорбите. 
Я к вам постучусь в ночное окно, 
К земной возвращаясь орбите.


 Урна с прахом Михаила Анчарова была захоронена в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве. Фото с сайта «Могилы знаменитостей. Виртуальный некрополь» (http://m-necropol.narod.ru/)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий