понедельник, 15 июля 2013 г.

Давид Бурлюк



    Бурлюк Давид Давидович (1882 — 1967) - «отец русского футуризма», поэт, живописец, одна из самых одиозных и запоминающихся личностей «Серебряного века».
   Родился на хуторе Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии в семье агронома. В детстве Давид по неосторожности лишился левого глаза, с тех пор он был стеклянным. Он рано увлекся живописью, в 1898—1910 гг. учился в Казанском и Одесском художественных училищах, изучал искусство в Мюнхене и Париже. В начале сентября 1911 г. он, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, познакомился с В. Маяковским, который также обучался там. Постепенно Бурлюк благодаря интуиции и незаурядным организаторским способностям собрал вокруг себя молодых творческих "бунтарей" и в качестве признанного вожака стал во главе нового литературного движения в России — футуризма, движения, которое в принципе не признавало общепризнанных ценностей, предлагало сбросить Пушкина, Толстого и прочих с "Парохода современности".  Бурлюк писал стихи для альманахов «Садок судей», «Пощечина общественному вкусу», используя речетворчество и принципы "зауми". Он был инициатором создания новой литературно-художественной группы «Гилея», членов которой стали именовать кубофутуристами. Главной «звездой» группы стал молодой поэт В.Маяковский. Вплоть до революции Бурлюк вел активную творческую деятельность, писал стихи и картины. «Лучшим художником среди поэтов и лучшим поэтом среди художников» именовал себя Давид Давидович, став одной из самых эпатажных фигур Москвы. В 1913-1914 гг. он с Маяковским и Каменским гастролировал по России. Турне их носило характер "народно-карнавального действа", перекликавшегося с выступлениями уличных певцов и музыкантов, балаганных зазывал. Благодаря яркой "рекламе" на их концертах всегда был ажиотаж, на них ходили даже генерал-губернаторы городов. Как художник Бурлюк одним из первых начал использовать в своих работах коллажи — вклеенные куски фанеры, шестеренки, металлические пластины. Его первая персональная выставка работ состоялась в 1917 г. в Самаре. Некоторое время жил в Уфимской губернии, где находилось поместье его жены. В этот период Давид создал целую галерею образов башкир, коренных жителей той земли.
 
   В 1918 г. Бурлюк чудом избежал расстрела во время облав на анархистов. Он уехал из Москвы, гастролировал в составе футуристической труппы (вместе с Маяковским и Каменским) по Сибири, Дальнему Востоку. В 1920 г. он эмигрировал в Японию, где активно занимался живописью, запечатлевая японские мотивы. На вырученные от продажи картин деньги он переехал в США.
    С этого времени начинается новый этап в жизни Бурлюка. Именно на американской земле он смог в полной мере развернуть свою творческую деятельность, позиционируя себя как «отца русского футуризма». Он был постоянным автором газеты «Русский голос», писал поэтические сборники, брошюры, картины. Выставки Бурлюка проходили в лучших музеях и галереях, и не только в США, но и в Германии, Швейцарии, Испании, Австралии. В 1930 г. он основал в Нью-Йорке, на Лонг-Айленде, футуристический журнал «Цвет и рифма». Периодически жил в Европе — в Чехословакии, Италии. Накануне Великой Отечественной войны Бурлюк обратился в генеральное консульство СССР в Нью-Йорке с просьбой о возвращении на родину, но получил отказ.
    Бурлюк очень хотел признания и в Советском Союзе — он писал в просоветских изданиях на Западе, многократно предлагал к изданию в СССР свои произведения, но ему так и не удалось напечатать ни строки. Тем не менее, в 1956 г. и 1965 г. он посещал Советский Союз. Скончался поэт и художник в США, близ Нью-Йорка, его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.
    Бурлюк стал одним из «предводителей» и теоретиков нового движения в России, его имя неразрывно связано с русским модерном, и футуризмом в частности. Его поэзии присущи все основные футуристические черты — эпатажность, антиэстетичность, акцент на игре звуков и слогов. Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». Его картины рассеяны по всему свету, хранятся в музеях и частных коллекциях. Ныне в районе Бруклин в Нью-Йорке существует музей Бурлюка. Его братья — Владимир и Николай также были известными деятелями в области футуризма.
 
   Ниже представлены несколько живописных работ Д.Д.Бурлюка.
 
Бурлюк Д.Д. "В парке".

*** 
Ты богиня средь храма прекрасная,
Пред Тобою склоняются ниц.
Я же нищий – толпа безучастная не заметит
Меня с колесниц.

Ты – богиня, и в пурпур, и в золото
Облачен твой таинственный стан,
Из гранита изваянный молотом,
Там, где синий курит фимиам.

Я же нищий – у входа отрепьями,
Чуть прикрыв обнаженную грудь,
Овеваемый мрачными ветрами,
Я пойду в свой неведомый путь.
                                                          (1897)

Бурлюк Д.Д. "Приход весны и лета".

 
МЫ ФУТУРИСТЫ,

Мы должны помещаться роскошном палаццо
Апельсиновых рощ голубых Гесперид
Самоцветным стихом наготой упиваться
А не гулом труда не полетом акрид.
А ходить мы должны облаченными злато
Самоцветы камней наложивши персты
Вдохновенно изысканно и немного крылато
Соглядатаи горьних глубин высоты
Вдохновенные мысли напевы и струны
Нам несут сокровенно упорный прилив
Нам созвездья сияют светила и луны
Каждый час упоеньем своих молчалив
А питаться должны мы девическим мясом
Этих лёгких созданий рассветных лучей
Ведь для нас создана невесомая расса
И для нас со земли увлекли палачей.
Ароматов царицы цветочные соки
Нам снесли изощренно кондитер-секрет
Нам склоняются копья колосьев высоких
И паучья наука воздушных тенет
И для нас эта тайная пьяная лета
Вин тончайших пред ними помои нектар
Нам объятий улыбок бессменное лето
И для нас поцелуи – влюбленности дар.


Бурлюк Д.Д. "Революция".

 

СРЕДИННОЕ МОРЕ ЯПОНИИ

Не колдун, не ворожея
После нищенских трущоб
Поселили нас жалея,
Любовались морем чтоб,
Чтоб с утра и до заката
Мы следили паруса
Что скрываются крылато
В голубые небеса,
Чтоб вершили мы прогулки
У бунтующих зыбей
Заходили в закоулки
Где сияют темновзоры
Этих утренних детей
И звучат их разговоры.

 
ПРИМЕР ПОЭТУ


Петухи поют подвале
И вслепую славят свет,
Свод-шатер лиловый дали,
Уходящий путь корвет.

Я Нью-Йорке на панели
Гимн услышал петухов,
Что так радостно запели
Под цементом, под замком…

Под асфальтом трели птицы,
Там, подвале — птичий склад,
Где — приволье ящерице,
Где — мокрицы говорят…

Петухи гласят подвале
И унынья пеньи нет…
Океана славят дали.
Красоте свобод привет.

Я подумал: в этой песне
Затаен и нам пример;
Что сквозь тьму, подвала плесень
Поражает мерой веры

В солнце жизни, в правду мира
И свободы творчий миг;
Так моя бряцает лира,
И бунтует веще стих!..

Под цементом, под панелью
Не сдаюся и пою
И бунтарской славлю трелью
Бедных жизнь и жизнь свою!
                                                   (1932)
 
Бурлюк Д.Д. "Гудзон".
 
***
Смотрите Русь — Россия — СССР!
Как много С, как много Р,
Соломы, девок, поросят,
Еловых изб, просторных хлевов,
Коней, быков, овец, телят,
В степях гармоники напевов!..
Как много рощ, ручьев, речушек,
И исступленных комаров,
Ночного кваканья лягушек
За сенью теплою дворов!..
Как много лихачей кудрявых
Разлет в плечах — косая сажень
Их голос — низкая октава
Кулак дубовым корнем слажен!..
А сколько ухарской повадки
Воинственности Ермака,
И подкупа, и жадной взятки,
Которой учены века!..
Прелюбодейства и обжорства
Распутства красоты лесной
Джигитства дикого проворства
Тоски тюрьмы слепой, глухой
Свирепей Садовской нагайки
Запарыванья до конца
И криков одинокой чайки
И смерти бледного лица!..
Орлов двуглавых, шашек, башен,
Бояр, боярышень, князей
И бархата безмерных пашен,
Врагов, предателей, друзей,
Жандармов, приставов, охранок,
Культуры сливок и низов!..
Громадных станций, полустанков
И уморительных азов...
Теперь над всем, что ране знали
Над трусью, полымем отваг,
Восстал, обуревая дали
Млатсерпоноссоветский флаг!..


Комментариев нет:

Отправить комментарий