среда, 3 июля 2013 г.

Маргарита Агашина




  Агашина Маргарита Константиновна (1924 – 1999) –советская и российская поэтесса, автор текстов ряда популярных песен.
    Маргарита родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство ее прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края, где отец будущей поэтессы работал врачом, а мать – преподавателем немецкого языка. После школы Агашина поступила в Институт цветных металлов и золота в Москве, но в 1945 г. перевелась в Литературный институт имени А.М.Горького, поскольку с детства питала интерес к поэтическому творчеству. Училась на курсах В.Звягинцевой и В.Луговского, в 1950 г. окончила институт. За дипломную работу Агашиной – поэму «Мое слово» - ее в 1952 г. приняли в Союз писателей. С 1951 г. вплоть до конца жизни поэтесса жила в Сталинграде (ныне – Волгоград), именно этому городу посвящена основная часть ее лирики. Часть ее стихов - «Растёт в Волгограде берёзка», «Солдату Сталинграда» («Ты же выжил солдат»), «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Что было, то было» - были положены на музыку и стали популярными песнями. Всего Агашина выпустила 36 сборников стихотворений.

***
Всегда – встречая, провожая –
и ты был прав, и я права.
А возле нас жила чужая,
на все способная молва.

Бывало так: беда случалась.
Работа вдруг не получалась.
Молва всегда бывала там –
самозабвенно возмущалась
и шла за нами по пятам.

Бывало горько. Я молчала.
Молва вздыхала и ворчала
вокруг молчанья моего:
«Она глупа – она прощает...»
«Она умна – не замечает...»
Я все на свете замечала
и не прощала ничего.

А мы все вместе! Век ли, миг ли,
или пятнадцать лет подряд!
- Что ж, им легко – они привыкли! –
о нас с тобою говорят.
А мы молчим и знаем оба –
какого стоило труда,
чтобы вот так:
любовь до гроба,
а не привычка навсегда.
                                   (1958)

***
Но мне бывает в тягость дружба,
когда порой услышу я,
что я жила не так, как нужно, -
мне говорят мои друзья.

Что мало песен написала,
что не боролась, а ждала,
что не жила, а угасала,
что не горела, а жила.

Что я сама себя сгубила,
сама себя не сберегла...
А я жила – тебя любила!
А я – счастливая жила!

Я не хочу начать сначала,
ни изменить, ни повторить!
И разве это так уж мало:
все время ждать,
всю жизнь любить?
                              (1960)

Памятник Агашиной в Волгограде (фото с сайта "Могилы ушедших поэтов" -  http://www.po.m-necropol.ru)


СОЛДАТУ СТАЛИНГРАДА
                                                                            Фатеху Ниязи

Четверть века назад отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.

Но, далёкому мужеству верность храня,
ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат! Хоть сто раз умирал. 
Хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер - на сердце ладонь
и в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат: он - солдат.
И что старые раны к ненастью болят.

Но вчера было солнце! И солнце с утра...
Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра?

Оттого, что на солнце сверкает река.
Оттого, что над Волгой летят облака.

Просто больно смотреть - золотятся поля!
Просто горько белеют чубы ковыля.

Посмотри же, солдат, - это юность твоя -
У солдатской могилы стоят сыновья!

Так о чём же ты думаешь, старый солдат?
Или сердце горит? Или раны болят?
                                                                 (1967)

 
ПАРНИШКА, СОЧИНЯЮЩИЙ СТИХИ

Бывают в жизни глупые обиды:
не спишь из-за какой-то чепухи.
Ко мне пришёл
довольно скромный с виду
парнишка,
сочиняющий стихи.

Он мне сказал,
должно быть, для порядка,
что глубока поэзия моя.
И тут же сразу
вытащил тетрадку -
свои стихи о сути бытия.

Его рука рубила воздух резко,
дрожал басок, срываясь на верхах.
Но, кроме расторопности и треска,
я ничего не видела в стихах.

В ответ парнишка, позабыв при этом,
как «глубока» поэзия моя,
сказал, что много развелось поэтов,
и настоящих,
и таких, как я.

Он мне сказал, -
хоть верьте, хоть не верьте, -
что весь мой труд -
артель «Напрасный труд»,
а строчки не дотянут до бессмертья,
на полпути к бессмертию умрут.

Мы все бываем в юности жестоки,
изруганные кем-то в первый раз.
Но пусть неумирающие строки
большое Время выберет без нас.

А для меня
гораздо больше значит,
когда, над строчкой голову склоня,
хоть кто-то вздрогнет,
кто-нибудь заплачет
и кто-то скажет:
- Это про меня.
                               (1974)

Агашина бына похоронена на Димитриевском кладбище Волгограда (фото с сайта "Могилы ушедших поэтов" -  http://www.po.m-necropol.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий