- Садовской Борис Александрович (1881 — 1952) — русский поэт, прозаик, критик, драматург.
- Родился в г. Ардатове Нижегородской губернии, в дворянской семье. Фамилия при рождении — Садовский. Он обучался в нижегородском Дворянском институте Александра II, однако из-за своевольного характера обучения он не закончил. Позже учился в нижегородской гимназии и на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1904 г. он выступил как критик в журнале В.Брюсова «Весы», затем сотрудничал с журналами «Русская мысль», «Аполлон», «Золотое руно» и др. Был дружен со многими поэтами-символистами — Блоком, Белым, Соловьевым. В 1909 г. выпустил сборник стихов «Позднее утро», в дальнейшем вышло еще несколько его сборников - «Пятьдесят лебедей», «Самовар», «Обитель смерти», «Морозные узоры. Рассказы в стихах и прозе». Эти сборники были чужды символистским принципам, а тяготели скорее к «Золотому» веку русской поэзии и творчеству Пушкина, Тютчева, Фета. Особенностью стихов Садовского была также романтизация дворянства и монархии, поскольку сам автор занимал ультраправые позиции в политике. Как поэт, Садовской себя принципиально ставил «вне групп». В 1916 г. после тяжелой болезни Садовской оказался навсегда прикованным к инвалидному креслу. Революционные события он воспринял как крах своих монархических и дворянских идеалов, пытался покончить жизнь самоубийством.
- После 1920 г. он вместе с женой поселился в келье московского Новодевичьего монастыря, где продолжил свое творческую работу. Однако его произведения после 1922 г. практически не публиковались. О нем забыли, в 1925 г. даже был опубликован некролог о нем, однако писатель продолжать посильно участвовать в литературной жизни, писал размышления о Боге, о жизни и смерти, о судьбе России.
- Садовской был известен как автор литературных мистификаций. Собственные стихи он выдавал за произведения Блока, Есенина и др., однако написаны они были столь искусно, что подвоха никто не замечал вплоть до 1980-х гг., когда эти «стилизации» были разоблачены. О своих мистификациях Садовской признавался и в своем дневнике. Это была своеобразная месть редакциям за то, что его выбросили из советской литературной жизни. Во время Великой Отечественной войны он входил в тайную монархическую организацию «Престол», которая была часть контрразведывательной игры НКВД. Однако после разоблачения группы Садовскому удалось избежать репрессий и он скончался своей смертью в 1952 г.
- Больше о жизни и творчестве Б.А.Садовского можно узнать на посвященном ему сайте - http://www.sadovskoi.ru/
-
В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ
Заборы, груды кирпича,
Кривые улицы, домишки
И за собором каланча
С уснувшим сторожем на вышке.
Кривые улицы, домишки
И за собором каланча
С уснувшим сторожем на вышке.
Здесь сорок лет что год один.
Не знают люди перемены,
Как рамки выцветших картин,
Смиренно кроющие стены.
Не знают люди перемены,
Как рамки выцветших картин,
Смиренно кроющие стены.
А в поле, там где млеет ширь
И рожь колышется волнами,
Хранит кладбище монастырь,
Приосененный тополями.
И рожь колышется волнами,
Хранит кладбище монастырь,
Приосененный тополями.
И здесь такой же мирный сон.
Как сладко спится позабытым!
Лишь луч порой, упав на клен,
Играет зайчиком по плитам.
Как сладко спится позабытым!
Лишь луч порой, упав на клен,
Играет зайчиком по плитам.
(1905)
* * *
Тебя я встретил в блеске бала.
В калейдоскопе пошлых лиц
Лампадой трепетной мерцала
Живая тень твоих ресниц.
В калейдоскопе пошлых лиц
Лампадой трепетной мерцала
Живая тень твоих ресниц.
Из пышных перьев опахало,
В руках и на груди цветы.
Но взоры детские склоняла
Так робко и стыдливо ты.
В руках и на груди цветы.
Но взоры детские склоняла
Так робко и стыдливо ты.
Когда же бального потока
Запели волны, вальс струя,
Как близко вдруг и как далеко
С тобою очутился я!
Запели волны, вальс струя,
Как близко вдруг и как далеко
С тобою очутился я!
Как две задумчивые птицы,
Кружили долго мы без слов.
Дрожали тонкие ресницы,
Был сладок аромат цветов.
Кружили долго мы без слов.
Дрожали тонкие ресницы,
Был сладок аромат цветов.
С тех пор все чаще, в обстановке
Постылой жизни холостой,
Я вижу тень твоей головки
И два узла косы густой.
Постылой жизни холостой,
Я вижу тень твоей головки
И два узла косы густой.
В толпе чужой, в тревоге светской,
Среди бесчувственных невежд,
Все видится мне профиль детский,
Все помнится мерцанье вежд.
Среди бесчувственных невежд,
Все видится мне профиль детский,
Все помнится мерцанье вежд.
(1906)
***
Карликов бесстыжих злобная порода
Из ущелий адских вызывает сны.
В этих снах томится полночь без восхода,
Смерть без воскресенья, осень без весны.
Из ущелий адских вызывает сны.
В этих снах томится полночь без восхода,
Смерть без воскресенья, осень без весны.
Всё они сгноили, всё испепелили:
Творчество и юность, счастье и семью.
Дряхлая отчизна тянется к могиле,
И родного лика я не узнаю.
Творчество и юность, счастье и семью.
Дряхлая отчизна тянется к могиле,
И родного лика я не узнаю.
Но не торжествуйте, злые лилипуты,
Что любовь иссякла и что жизнь пуста:
Это набегают новые минуты,
Это проступает вечный день Христа.
Что любовь иссякла и что жизнь пуста:
Это набегают новые минуты,
Это проступает вечный день Христа.
(1929)
* * *
Верни меня к истокам дней моих.
Я проклял путь соблазна и порока.
Многообразный мир вдали затих,
Лишь колокол взывает одиноко.
Я проклял путь соблазна и порока.
Многообразный мир вдали затих,
Лишь колокол взывает одиноко.
И в сердце разгорается заря
Сияньем невечернего светила.
О, вечная святыня алтаря,
О, сладкий дым церковного кадила!
Сияньем невечернего светила.
О, вечная святыня алтаря,
О, сладкий дым церковного кадила!
Заря горит всё ярче и сильней.
Ночь умерла и пройдены мытарства.
Верни меня к истокам первых дней,
Введи меня в немеркнущее царство.
Ночь умерла и пройдены мытарства.
Верни меня к истокам первых дней,
Введи меня в немеркнущее царство.
(1935)
Борис Садовской похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий