понедельник, 28 октября 2013 г.

Алексей Жемчужников



   Жемчужников Алексей Михайлович (1821 — 1908) — русский поэт, сатирик, юморист, один из создателей образа «Козьмы Пруткова». Именно его сочинения были основой произведений, выходивших от имени этого всем известного сатирического персонажа.
   Жемчужников более полувека был авторов стихов в различной демократической и либеральной переодике. Его называли «последним могиканом идейной поэзии», а И.Бунин отзывался о нем как о «поэте-гуманисте».
   Алексей Михайлович родился в местечке Почеп Черниговской губернии в дворянской семье. Он приходился племянником писателю А.Погорельскому и двоюродным братом знаменитому поэту А.К.Толстому (также одному из авторов образа Пруткова). В семье Жемчужниковых было 6 детей, Алексей был старшим. После окончания санкт-петербургской гимназии он продолжил обучение в Училище правоведения, там же он начал заниматься творчеством, с 1850 г. печатался в «Искре», «Современнике», «Отечественных записках». В 1854 — 1963 гг. он был одним из создателей (вместе с 2 своими братьями и А.К.Толстым) стихов от лица популярнейшего в то время Козьмы Пруткова. Жемчужникову предсказывали успешную карьеру, но в 37 лет, будучи помощником статс-секретаря Государственного совета, он неожиданно ушел в отставку и уехал в Калугу к сестре. Там он долгое время общался с людьми либерального толка, с участником движения декабристов Г.С.Батеньковым, который сильно повлиял на молодого литератора. В 1863-1884 гг. Жемчужников жил в Европе — в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, однако не переставал интересоваться политической жизнью на Родине. По возвращению в Россию продолжил печататься, и его талант развернулся с новой силой. В 1892 г. вышел первый сборник его сочинений. В 1900 г., к 50-летию его литературной деятельности, был издан новый сборник Жемчужникова - «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. С творческим юбилеем его поздравили Л.Толстой, В.Соловьев и ряд других видных деятелей культуры. Последние годы Жемчужников жил в основном в Тамбове, в имении родственника. В 1908 г. вышел в свет его последний сборник стихов, в том же году поэта и сатирика не стало.
   Жемчужников был автором множества острых сатир, обличающих бюрократов и лжепатриотов. Помимо этого, он был создателем целого ряда тонких лирических стихотворений на темы природы, любви, разлуки, которые были так же оригинальны и самобытны, как и его патриотические произведения, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
 

УМНЫЕ ПОЛИТИКИ


Порой в отчаянье приводит 
Меня наш старый шар земной: 
Он так давно вкруг солнца ходит 
Своей незримою тропой; 
В нем всё так сложно, так огромно; 
Так он красив и так богат... 
Но качеств этих результат 
Для жизни - менее чем скромный. 
Зачем вертится он века, 
Как в колесе вертится белка? 
Зачем так форма велика, 
Коль содержание так мелко?.. 
Всему политики виной, 
С душой ко злу лишь только чуткой. 
Без них такой нелепой шуткой 
Мне не казался б шар земной. 
Ну не обидно ль, в самом деле? 
Они пришли, как ночью тать, 
Судьбой вселенной завладели 
И род людской вернули вспять. 
Хоть грезят миром филантропы, 
Но их задача нелегка; 
В цивилизацию Европы 
Вновь лезет право кулака. 
Опять - стремленье всех ослабить, 
И к старой цели - старый путь: 
Нахально друга обмануть, 
Нещадно недруга ограбить. 
Народы все возбуждены 
И ждут лишь рокового часа, 
Потехам бешеной войны 
Готовя пушечное мясо. 
Какой тут нравственный успех? 
Мы только грубой силе верим, 
Когда, в чаду таких потех, 
От человека пахнет зверем... 

Мне и досадно и смешно, 
Когда я слышу хор хвалебный 
Творцам политики враждебной: 
«Как дальновидно! Как умно!» 
Ума тут нет. Я протестую. 
И, кстати, истину простую 
Пусть подтвердит моё перо: 
«Умно то только, что добро». 
                                       (5 ноября 1891, Стенькино)
 

***


О, скоро ль минет это время, 
Весь этот нравственный хаос, 
Где прочность убеждений - бремя, 
Где подвиг доблести - донос; 
Где после свалки безобразной, 
Которой кончилась борьба, 
Не отличишь в толпе бессвязной 
Ни чистой личности от грязной, 
Ни вольнодумца от раба; 
Где быта старого оковы 
Уже поржавели на нас, 
А светоч, путь искавший новый, 
Чуть озарив его, погас; 
Где то, что прежде создавала 
Живая мысль, идёт пока 
Как бы снаряд, идущий вяло 
И силой прежнего толчка; 
Где стыд и совесть убаюкать 
Мы все желаем чем-нибудь 
И только б нам ладонью стукать 
В «патриотическую» грудь!.. 
                                                                   (1870)

Соломаткин Л.И. "Пирушка".

***


Что за прелесть сегодня погода! 
Этот снег на вершинах вдали, 
Эта ясность лазурного свода, 
Эта зелень цветущей земли... 

Всё покрыто торжественным блеском; 
Словно всё упрекает меня, 
Что в таком разногласии резком 
Моё сердце с веселием дня. 

О, желал бы я сам, чтоб хоть ныне 
На душе моей стало светло, 
Как на той вечно снежной вершине, 
Где сияние солнце зажгло; 

Чтоб чредой понеслись к моим думам 
Годы счастья былые мои, 
Как реки этой с ласковым шумом 
Голубые несутся струи... 

Пусть затмит мне минувшее время 
Эту жизнь и что ждёт впереди... 
Упади же с души моей, бремя, 
Хоть на этот лишь день упади! 

Не боли хоть теперь, моя рана! 
Дай пожить мне блаженством былым. 
Много лет горячо, без обмана 
И любил я, и был я любим. 
                                                    (1877, Тун, Швейцария)
 

ОСЕННИЕ ЖУРАВЛИ


Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим 
Слышен крик журавлей всё ясней и ясней... 
Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим, 
Из холодной страны, с обнажённых степей. 
Вот уж близко летят и всё громче рыдая, 
Словно скорбную весть мне они принесли... 
Из какого же вы неприветного края 
Прилетели сюда на ночлег, журавли?.. 

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы, 
Где уж савана ждёт, холодея, земля 
И где в голых лесах воет ветер унылый, - 
То родимый мой край, то отчизна моя. 
Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть, 
Вид угрюмый людей, вид печальный земли... 
О, как больно душе, как мне хочется плакать! 
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..  
                                     (28 октября 1871, Югенгейм, близ Рейна)
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий